Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;

Содержание

Введение
3
Глава 1 Сущность конфликта как общественного явления
6
Понятие, виды и причины конфликтов
6
Стратегия поведения руководителя в ходе конфликта
16
Использование психологических методов для разрешения конфликтных ситуаций
24
Глава 2 Анализ результатов исследования стратегии поведения в конфликтной ситуации
30
2.1. Краткая характеристика организации
30
2.2. Процедура проведения социологического исследования. Методы сбора информации.
30
2.3. Обобщение и анализ результатов исследования поведения работников в конфликтной ситуации
33
Глава 3 Методы профилактики и разрешения конфликтов
37
Заключение
43
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа оригинал.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Существуют пять типов  стратегий поведения индивидов  в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.

Было проведено экспериментальное  исследование, включавшее наблюдение за поведением организации (ООО «Перспектива»), диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов организации по методике К. Томаса, диагностика самооценки и оценки другими конфликтности личности, социометрия. Наблюдение обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. По результатам оценок эксперта группа была проранжирована по уровню конфликтности. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, самооценка испытуемых значительно отличается от оценки экспертов, менее конфликтные люди в группе испытуемых получили больше положительных выборов.

В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.

Таким образом, из результатов  исследования в компании ООО "Перспектива" можно сделать следующие выводы:

        1. Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);
  1. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
  2. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.

Таким образом, гипотеза о наличии между осознаваемостью индивидами предпочтения стратегии соперничества в конфликте и конфликтностью испытуемого нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Смирнов Г.Л.  Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М.:  ,1973.
  2. Выханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996.
  3. Социально-психологические проблемы производственного коллектива  (под ред. Шороховой Е.В. и др.).  - М.:  Наука ,1983.
  4. Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1990.
  5. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах.- СП б: изд-во Военмеха,  2000.
  6. Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1990.
  7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
  8. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. - М.: «Дом педагогики», 2000.
  9. Выханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996.
  10. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе.// Вестник МУ. -сер. 14, № 4. - 1977.
  11. Цит. по: Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984 .
  12. Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // В сб. Психология конфликта (хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). - СП б: Питер,. 2001.
  13. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. -Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998.
  14. Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s guide. San Francisco: Jossey-Bass. - 2000.
  15. Петровская Л.А.  . Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.). - СП б, Питер,. 2001.
  16. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал. - Т. 1, № 6. - 1980.
  17. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. - СП б: изд-во СПбГУ, 1995.
  18. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества // Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на  II  научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990 стр.
  19. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. - М.: Изд-во МУ, 1992.
  20. Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. - М.: ,1992.
  21. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. - СП б: изд-во СПбГУ, 1995.
  22. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998.
  23. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал. - Т. 1, № 6. -1980.
  24. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. - СП б: изд-во Военмеха,  2000.
  25. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983; Выханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996; Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.:  Лениздат, 1990; Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. - М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000.
  26. Скотт Д.Г.  Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика диагностики  стратегий поведения личности в  конфликте К. Томаса.

 

1. А. Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить  дело с учетом интересов другого  и моих собственных.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую  своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти  компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также вдет мне навстречу.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы  было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать  все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти  наилучшее сочетание выгод и  потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

  1. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю  возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я  стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает  другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я  обычно стараюсь найти поддержку  у другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю  такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных  индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

КЛЮЧ:

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

     

А

Б

 

Б

А

   

А

     

Б

   

A

 

Б

 

А

 

Б

 

Б

   

А

 
   

Б

А

 

А

Б

     

Б

   

А

 

А

 

Б

   
 

А

   

Б

   

Б

А

 

Б

 

А

   

Б

А

     
     

Б

А

     

Б

А

А

   

Б

 
   

Б

 

А

 

А

 

Б

 
 

А

Б

   
 

Б

   

А

Б

 

А

   
 

А

 

Б

 
   

Б

 

А

А

     

Б

 

Б

А

   
     

А

Б

А

Б

     
   

А

Б

 
 

Б

   

А

Информация о работе Стратегия поведения в конфликтной ситуации