Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:02, курсовая работа
Цель данного исследования - изучение влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя.
Объектом исследования являются руководители различных управлений.
Предмет исследования: профессиональный стресс в работе руководителя.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА…………...5
Виды и формы проявления стресса…………………………………….....5
Общая характеристика профессионального стресса……………….…..10
Симптомы стресса у руководителя……………………………………...13
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………………………17
2.1. Исследование влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя……………………………………………………………………..17
2.2. Разработка рекомендаций по профилактике стресса……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..……...26
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, и чрезвычайные (форсмажорные) обстоятельства.
К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности, длительную работу, «рваный» темп деятельности, повышенную ответственности и т.д.
Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные ситуации, которые могут принимать различный характер.
Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.
Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами и подчиненными. Подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников (из-за своей пассивности или излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и пр.).
Люди, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стресса для руководителя организации.
Внутриличностные стрессы, в свою очередь можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем руководителя.
Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков).
Источником производственных
стрессов может быть и состояние
здоровья человека. Так хронические
заболевания могут приводить
к стрессам, так как они требуют
повышенных условий для их компенсации
и снижают эффективность
К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», явление «психического выгорания», «синдром эмоционального выгорания» и т.д. Под этим явлением понимают «состояние физического, эмоционального и умственного истощения». Именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований к руководителю, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального стресса.
Данный феномен представляет
собой многокомпонентный
Эмоциональное истощение
проявляется в чувстве
Деперсонализация проявляется в циничном отношении к труду и объектам своего труда.
Редукция профессиональных достижений проявляется в формировании чувства некомпетентности, фиксации на неудачах в своей работе.
1.3. Симптомы стресса у руководителя.
Известно, что проблема профессионального стресса является наиболее актуальной для руководящего персонала. У руководителей чаще всего встречаются следующие симптомы стресса:
Существуют разные способы ускорить восстановление резервных сил организма. В первую очередь рекомендуется уменьшить, насколько это возможно, количество воздействующих на человека стрессогенных факторов: снизить употребление кофеина, вовремя ложиться спать и обеспечить достаточную продолжительность сна, не взваливать на себя дополнительные необязательные нагрузки и т.д.
Кроме того, полезен любой вид отдыха. Всё, что нравится! Конечно, в разумных пределах (иначе перегрузки могут вызвать дополнительный стресс и привести к противоположному результату). Это могут быть: сауна, лыжи, велосипед, чтение, прогулки и любые другие занятия, которые воспринимаются как отдых.
Более научным и в силу этого более эффективным способом восстановления является дифференциальная нервно-мышечная релаксация. Она позволяет снизить до минимума затраты энергии на выполнение какой-либо деятельности.
Еще древние философы говорили о том, что реагируем мы не на
события как таковые, а на то, что мы о них думаем. Реакция человека на какое - либо событие зависит от его мыслей. И стрессовая реакция в том числе.
Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу. К наиболее частым ошибкам относятся:
«Черно-белое мышление». Мир видится в черно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «все» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.
Чрезмерные обобщения. На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, все, всегда».
Катастрофизация. Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д.
Субъективизация. Другой вариант «превращения мухи в слона», когда человек настроен на определенное объяснение событий и упорно пытается найти этому подтверждение. Если же подходящих фактов не обнаруживается, «подтверждения» формируются из всего, что находится под рукой, в том числе из собственных эмоций.
Чрезмерный пессимизм. «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Человек обращает внимание только на негативные стороны жизни, при этом упорно игнорируя позитивные моменты.
Мечтательность и отрицание реальности. Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчет себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т.д. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она очень актуальна.
Чрезмерная требовательность. Человек предъявляет к себе, другим людям и миру в целом неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований. Часто используются слова «должен, обязан».
Осуждение и ярлыки. Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе или другому. Например: «я неудачник», «он плохой человек», и т.д.
Гедонистическое мышление. Мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».
Вязкое мышление. Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой всё пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему всё менее успешна.
Перечисленные ошибки мышления время от времени встречаются у каждого человека. Их выявление и коррекция являются важной составляющей стресс - менеджмента.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Исследование влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя
В качестве методики исследования применены следующие тесты:
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика является развернутой субъективной характеристикой личности.
По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно.
Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.
Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46... – высокая тревожность.
Инструкция к первой группе о суждении: «В зависимости от самочувствия в данный момент, укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно».
Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО: цифры справа означают «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» – почти всегда».
(СТ) - Ситуативная тревожность определяется по ключу:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =…
ЛТ – Личностная тревожность определяется по ключу:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,
Опросник «Психическое выгорание» проводится с целью изучения уровня психического выгорания.
В опроснике даны 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Если указанное в опроснике чувство никогда не возникало, то в листе ответов ставится 0 – никогда. Если такое чувство появлялось, следует указать, как часто. В этом случае кружком обводится балл, соответствующий частоте переживаний: 1 – очень редко, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – очень часто, 6 – всегда.
Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: в соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в «Листе ответов».
В исследовании приняли участие
15 руководителей различных
Этапы исследования:
Результаты эксперимента
показали, что у руководителей
преобладает средняя