Структура автоматизированных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:13, реферат

Краткое описание

В современных условиях все более важную роль во всех сферах деятельности играет уровень развития информационных продуктов и услуг. Возникновение и совершенствование достижений в этой области связано с научно-техническим прогрессом, появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ), созданием персональных компьютеров (ПК), а также развитием средств телекоммуникации, сетей и новых методов передачи информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1.Основные понятия автоматизированных информационных систем………...4
2. Структура системы…………………………………………………………......6
3.Классификация автоматизированных информационных систем……….…13
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованных источников………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Структура автоматизированных информационных систем.docx

— 66.04 Кб (Скачать файл)

Прикладные программные  средства обеспечения деятельности предприятий классифицируются следующим  образом:

- системы подготовки текстовых документов;

- системы обработки финансово-экономической информации;

- системы управления базами данных;

- личные информационные  системы;

- системы управления проектами;

- прочие системы.

Техническая документация на разработку программных средств  должна содержать описание задач, задание  на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Методическое и организационное  обеспечение АИС — совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

В методическое и организационное  обеспечение АИС входят различные  методические и руководящие материалы  по стадиям разработки, внедрения  и эксплуатации информационной системы (предпроектного обследования, технического задания, разработки проектных решений, выбора автоматизируемых задач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).

Организационное обеспечение  реализует следующие функции:

- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, а также методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления;

- разработку документации, содержащей различные эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, набор способов их реализации для обеспечения высокой эффективности работы персонала;

- обучение и сертификацию персонала — учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.

Лингвистическое обеспечение  АИС — совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с  программным, математическим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.

Лингвистическое обеспечение  включает:

- информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;

- языки управления и манипулирования данными;

- языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;

- систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т. п.

Правовое обеспечение  АИС — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический  статус и эксплуатацию информационных систем. В первую очередь, с помощью  правового обеспечения регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации для  укрепления законности работы предприятия.

В состав правового обеспечения  входят законы, указы, постановления  государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные  документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

На стадии разработки информационной системы в качестве правового  обеспечения выступают нормативные акты, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечения процесса разработки различными видами ресурсов. На этапе функционирования выступают: определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанности персонала, процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств.

В правовом обеспечении можно  выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную, относящуюся  к конкретной системе.

Правовое обеспечение  на этапе функционирования информационной системы определяет:

- статус информационной системы;

    - права, обязанности и ответственность персонала;

    - правовые положения отдельных видов процесса управления;

    - порядок создания и использования информации и др.

 

3. Классификация автоматизированных информационных систем

 

Предлагается использовать следующую классификацию систем и подсистем КИС. В зависимости  от уровня обслуживания производственных процессов на предприятии сама КИС  или его составная часть (подсистемы) могут быть отнесены к различным  классам:

Класс A: системы (подсистемы) управления технологическими объектами  и/или процессами.

Класс B: системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия.

Класс C: системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия.

Системы (подсистемы) класса A - системы (подсистемы) контроля и управления технологическими объектами и/или  процессами. Эти системы, как правило, характеризуются следующими свойствами:

- достаточно высоким уровнем автоматизации выполняемых функций;

- наличием явно выраженной функции контроля за текущим состоянием     объекта управления;

- наличием контура обратной связи;

- объектами контроля и управления такой системы выступают:

 а) технологическое оборудования;

 б) датчики;

 г) исполнительные устройства и механизмы.

- малым временным интервалом обработки данных (т.е. интервалом времени между получением данных о текущем состоянии объекта управления и выдачей управляющего воздействия на него);

- слабой (несущественной) временной зависимостью (корреляцией) между динамически изменяющимися состояниями объектов управления и системы (подсистемы) управления.

В качестве классических примеров систем класса A можно считать:

1) SCADA - Supervisory Control And Data Acquisition (диспетчерский контроль и накопление данных);

2) DCS - Distributed Control Systems (распределенные системы управления);

3) Batch Control - системы последовательного управления;

4) АСУ ТП - Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процессами.

Системы класса B - это системы (подсистемы) подготовки и учета  производственной деятельности предприятия. Системы класса B предназначены для  выполнения класса задач, требующих  непосредственного участия человека для принятия оперативных (тактических) решений, оказывающих влияние на ограниченный круг видов деятельности или небольшой период работы предприятия.

  В некотором смысле к таким системам принято относить те, которые находятся на уровне технологического процесса, но с технологией напрямую не связаны.

 В перечень основных  функций систем (подсистем) данного класса можно включить:

- выполнение учетных задач, возникающих в деятельности предприятия;

- сбор, предварительную подготовку данных, поступающих в КИС из систем класса A, и их передачу в системы класса C;

- подготовку данных и заданий для автоматического исполнения задач системами класса A.

С учетом прикладных функций  этот список можно продолжить следующими пунктами:

- управление производственными и человеческими ресурсами в рамках принятого технологического процесса;

- планирование и контроль последовательности операций единого технологического процесса;

- управление качеством продукции;

- управление техническим обслуживанием и ремонтом.

Классическими примерами  систем класса B можно считать:

1) MES - Manufacturing Execution Systems (системы управления производством);

2) MRP - Material Requirements Planning (системы планирования потребностей в материалах);

3) CAM - Computing Aided Manufacturing (автоматизированные системы поддержки производства);

4) SRM - Customer Relationship Management (системы управления взаимоотношениями с клиентами);

5) всевозможные учетные системы и т.п.

Одна из причин возникновения  подобных систем - необходимость выделить отдельные задачи управления на уровне технологического подразделения предприятия.

Системы класса C - это системы (подсистемы) планирования и анализа  производственной деятельности предприятия. Системы класса C предназначены для выполнения класса задач, требующих непосредственного участия человека для принятия стратегических решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в целом.

 В круг задач решаемых  системами (подсистемами) данного класса можно включить:

- анализ деятельности предприятия на основе данных и информации, поступающей из систем класса B;

- планирование деятельности предприятия;

- планирование и распределение ресурсов предприятия;

- подготовку производственных заданий и контроль их исполнения;

- наличие взаимодействия с управляющим субъектом (персоналом), при выполнении стоящих перед ними задач;

- интерактивность обработки информации;

- повышенной длительностью обработки данных, колеблющейся от нескольких минут до несколько часов или суток;

- длительным периодом принятия управляющего решения;

- наличием существенных временной и параметрической зависимостей (корреляций) между обрабатываемыми данными;

- система оказывает влияние на деятельность предприятия в целом;

- наличием непосредственного сопряжения с системами класса B.

Классическими названиями системы класса C можно считать:

1) ERP - Enterprise Resource Planning (Планирование Ресурсов Предприятия);

2) IRP - Intelligent Resource Planning (системами интеллектуального планирования);

3) АСУП;

4) EIS.

 

 

Заключение

 

На данном этапе информационные технологии становятся неотъемлемой частью любой формы общественных отношений  — общество переходит от традиционных форм производства к производству знаний, информационных средств. Для успешного  осуществления такого перехода необходимо непрерывное развитие и совершенствование  взаимодействия пользователя (человека) и «машины» — информационной системы. Конечной целью такого развития должно стать создание системы коммуникаций и единого всемирного информационного  пространства, охватывающего все  области деятельности человека. Это же развитие может быть «спроецировано» в масштабе отдельного предприятия. Создание единой корпоративной информационной системы, объединяющей все информационные службы и системы, должно сопровождаться изменениями, охватывающими все аспекты деятельности как информационных систем, так и структурных подразделений организации. Работник предприятия должен совершенствовать свои навыки, быть в курсе новейших разработок и тенденций в развитии информационных технологий.   Аналогичным образом должно вести себя и предприятие, желающее иметь устойчивые преимущества перед конкурентами, ведь ни для кого не секрет, что в современных условиях организация, активно изучающая, внедряющая и грамотно использующая новейшие информационные технологии, находится в заведомо более выгодном положении на рынке, чем конкурирующие фирмы, не уделяющие информационным технологиям должного внимания. Руководство предприятия должно способствовать как развитию материально-технологической базы предприятия, так и обучению и тренингам персонала. В этом случае затраты на внедрение информационных технологий и систем и тренинг персонала не только будут окупаться в кратчайшие сроки, но и приносить существенную прибыль.

Список использованных источников

 

1 Румянцева Е. Л., Слюсарь В. В., Информационные технологии. М.: Форум, Инфра-М, 2007. — 256 с.

2 Васкевич Д. Стратегии клиент/сервер. - К:"Диалектика", 1996.

3 Дейт К. Введение в системы баз данных. - К:"Диалектика", 1998.

4 Использованы также материалы Internet и периодических изданий за 1998-2001 годы:

      1.  Hard'n'Soft

      2.  Computer Weekly

 


Информация о работе Структура автоматизированных информационных систем