Структура персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:22, доклад

Краткое описание

Занятие той или иной должности требует от людей обладания соответствующей профессией и квалификацией. Под профессией понимают комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности. Можно говорить, например, о профессии менеджера, юриста, экономиста, врача.

Вложенные файлы: 1 файл

структура персонала.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

Структура персонала.

Занятие той  или иной должности требует от людей обладания соответствующей  профессией и квалификацией. Под  профессией понимают комплекс специальных  теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком  в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности. Можно говорить, например, о профессии менеджера, юриста, экономиста, врача. Совокупность знаний, умений и навыков, личных свойств, необходимых человеку для успешного выполнения профессиональных обязанностей, получила название профессиональной пригодности, которая может быть потенциальной и реальной. Первая основывается на задатках, способностях, физических и психических свойствах человека; вторая складывается постепенно в результате освоения им новых знаний и навыков. В пределах каждой профессии в результате разделения труда выделяются специальности, связанные с выполнением более узкого круга функций. Так, специальностью в рамках профессии юриста будет гражданское право, уголовное право, государственное право и проч. Опыт и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя квалификацию, т.е. степень профессиональной подготовки, необходимую для выполнения данных трудовых функций. Различается квалификация работы и квалификация работника. Первая представлена совокупностью требований к тому, кто должен исполнять работу, вторая - совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств. Квалификация работника определяется такими факторами, как уровень общих и специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, необходимый для освоения профессии. Для руководителей речь идет также об уровне организационных навыков. Квалификация присваивается специальной комиссией на основе всесторонней проверки знаний и опыта данного лица и юридически закрепляется в документах: дипломах, свидетельствах и проч. Степень квалификации работников, позволяющая успешно решать стоящие перед ним задачи, может быть названа компетентностью.

По степени  квалификации рабочих принято разделять на следующие группы:

1. Высококвалифицированные  рабочие, окончившие ПТУ и средние  специальные учебные заведения  со сроком обучения 2- 4 года.

2. Квалифицированные  рабочие, окончившие средние ПТУ,  технические училища, обычные  ПТУ или прошедшие производственное  обучение на предприятиях в  течение 6-24 месяцев.

3. Малоквалифицированные  рабочие, прошедшие производственную  подготовку в течение 2-5 месяцев.

4. Неквалифицированные  рабочие, прошедшие практическое  обучение или инструктаж на  рабочих местах в течение нескольких  недель.

При анализе  персонала состав рабочих изучается  также по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, сменам, стажу.

Мера квалификации работника называется профессиональной компетентностью. Она определяет способность  работника качественно и безошибочно  выполнять свои функции как в  обычных, так и в экстремальных  условиях, успешно осваивать новое  и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Выделяют следующие  ее виды:

Функциональная  компетентность характеризуется профессиональными  знаниями и умением их реализовывать. Интеллектуальная компетентность выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей.

Ситуативная компетентность означает умение действовать в соответствии с ситуацией.

Социальная компетентность предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, выказывать к ним отношение, вести беседы и проч.

Требования к  профессиональной компетенции во многом зависят от уровня управления и характера  должности. Сегодня для высших руководителей сокращается значение специальных знаний и навыков, но растет роль методических и социальных, способностей в области общения, руководства сотрудниками, способности воспринимать и интерпретировать информацию.

В основе профессиональной компетентности лежит профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

Информация о работе Структура персонала