Структура управленческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.
Таким образом, управленческое общение – это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.
Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. И это же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.

Вложенные файлы: 1 файл

структура управленческого общения.docx

— 18.26 Кб (Скачать файл)

1.1 Структура управленческого общения

 

В общении  руководителя и подчинённого ярко выражен  ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника  общения от другого.

Таким образом, управленческое общение – это  деловое общение между субъектом  и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми  средствами, обусловленное потребностями  управления их деятельностью.

Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью  вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. И это же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.

Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимая в узком  смысле слова как обмен информацией  между субъектом и объектом управления; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации  совместной деятельности; межличностная  перцепция – процесс взаимопознаний объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА.

Не менее  важен также осуществляемый в  ходе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией, настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.

Специфика коммуникативных процессов проявляется  в следующих особенностях:

  • В характере процесса обратной связи;
  • Наличии коммуникативных барьеров;
  • Наличии феномена коммуникативного влияния;
  • Существование различных уровней передачи информации.

 С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:

  • Вербальные средства коммуникации – речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь – паузы и так далее)
  • Невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации – оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами».

Каждая  в отдельности знаковая система  являет собой некий рычаг в  установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с  подчинёнными, умение влиять на его  психику и его внутреннее состояние  без непосредственного вмешательства. Невозможно, например, создание доброжелательной и доверительной атмосферы в  беседе, если один из её участников своим  внешним видом постоянно подчёркивает своё превосходство. В результате нарушается один из основных принципов проведения беседы – создания атмосферы взаимного  доверия. Интеллектуальный потенциал  подчинённого в таком общении скорее всего не будет использован.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА

В результате взаимодействия объекта  и субъекта управления решение принимается  последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что  объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии общение, избранные руководителем (в большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:

1.«либерал»  (максимальное внимание к людям,  минимальное внимание к работе);

2.«организатор»  (высокая ориентация на эффективную  работу в сочетании с доверием  и уважением к людям);

3.«манипулятор»  (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);

4.«пессимист»  (незначительное внимание к производству  и к людям);

5.«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ  СТОРОНА

С точки  зрения эффективности управления, процесс  восприятия объекта и субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько  важно сформировать необходимый  образ у подчинённого. В менеджменте  существует даже такое понятие как  самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.

Межличностная перцепция – процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого общения включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.


Информация о работе Структура управленческого общения