Структурная реформа железных дорог России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Предметом написания данной работы является рассмотрение стратегических целей и задач реформы железных дорог России. Реформирование Российских железных дорог направлено на обеспечение стабильной работы железнодорожного транспорта, удовлетворение потребностей экономики страны и населения в перевозках, создание социально-экономических условий для производительного труда, повышению жизненного уровня и социальной защищенности работников отрасли.
Стратегии предприятия не существуют в пустоте, а всегда служат достижению конкретных целей.

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.
5-6
1.
Структурная реформа железных дорог России.
7-11
1.1.
Цели и задачи реформы.
11-14
2.
Внешняя среда организации.
14-17
3.
Внутренняя среда организации.
18-20
4.
Оценка угроз, возможностей, сильных и слабых сторон – SWOT.
20-23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
24

ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент (но это не было проверено).doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)


Дальневосточный государственный  университет 

путей сообщения

 

 

КТ03-М-827

Кафедра

«Менеджмент»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ДИСЦИПЛИНА

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

 

 

 

Выполнил: Панов  Вячеслав Владимирович.

                                 Проверил: Сухинин Борис Михайлович.

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2005 г.

 

 

Дальневосточный государственный  университет 

путей сообщения

 

 

Кафедра

«Менеджмент»

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Структурная реформа  железных дорог России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ.

5-6

1.

Структурная реформа  железных дорог России.

7-11

1.1.

Цели и задачи реформы.

11-14

2.

Внешняя среда организации.

14-17

3.

Внутренняя среда организации.

18-20

4.

Оценка угроз, возможностей, сильных и слабых сторон – SWOT.

20-23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

24

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Предметом написания  данной работы является рассмотрение стратегических целей и задач  реформы железных дорог России. Реформирование Российских железных дорог направлено на обеспечение стабильной работы железнодорожного транспорта, удовлетворение потребностей экономики страны и населения в перевозках, создание социально-экономических условий для производительного труда, повышению жизненного уровня и социальной защищенности работников отрасли.

Стратегии предприятия  не существуют в пустоте, а всегда служат достижению конкретных целей.

Цель предприятия - такое состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями. Стратегия предприятия - комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели.

Цели и стратегии  рассматриваются в комплексе, т.к. не только цели определяют стратегии, но и стратегии в значительной мере влияют на определение целей. Так, достижение некоторых конкретных целей предприятия может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить эти стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал. Например, предприятие, выпускающее полуфабрикаты для мебельной промышленности - мебельные плиты для изготовления корпусной мебели - может сформулировать стратегическую цель, как достижение 50% доли рынка по снабжению всеми видами полуфабрикатов небольших региональных мебельных фабрик. Стратегия достижения цели предусматривает расширение ассортимента предприятия, включения в него фурнитуры, мебельных тканей, поролона, и т.п., а также стимулирование сбыта через личные продажи - использование коммивояжеров. Если потенциал предприятия не позволяет  создание необходимых товарных запасов и организацию агентской сети, должна быть пересмотрена не только стратегия, но и цель.

Теоретически, каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели-стратегии» задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и обнародованные на предприятии стратегии, заставляют персонал приспосабливать собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии - к его стратегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.

Существуют ситуации, когда разработку стратегий необходимо начинать «с нуля». Это происходит при  резком изменении рыночной ситуации, например, появлении на рынке значительно более конкурентоспособной продукции, чем выпускаемой предприятием, либо при изменении собственных возможностей предприятия - ограничения возможностей в результате разделения предприятия (для современного российского рынка характерен расход партнеров- учредителей), расширения возможностей в результате появления дополнительных источников финансирования. Также характерно для российских предприятий принятие решения о разработке стратегий при существовании «размытого» комплекса, когда финансовая ситуация длительное время ухудшается (иногда - годы), и предприятие, приносившее ранее прибыль, перешагивает точку безубыточности. (В этом случае предприятие часто пытается решить проблему и другими способами: через оптимизацию оргструктуры, кадровый подбор, обучение персонала. Но если стратегия не определена - раньше или позже принимается решение о ее разработке.)

Стратегическое  планирование является постоянной и  обязательной функцией высшего руководства  предприятия. Стратегия не может  быть навязана со стороны, скопирована их «умной книги», «подарена» консультантом. Только руководитель в состоянии решить, устраивает ли его конкретная цель, применима ли для него конкретная стратегия. Ответственность за стратегию поделена быть не может.

 

 

1. Структурная  реформа железных дорог России.

30 сентября 2003 года образована  компания Открытое Акционерное  Общество «Российские железные  дороги».

Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Основными задачами общества являются: 
    1) расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества; 
    2) сохранение единой сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления; 
    3) обеспечение развития производственных мощностей общества, привлечение для этого необходимых инвестиций; 
    4) повышение эффективности управления активами общества; 
    5) обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей обществу; 
    6) обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу; 
    7) обеспечение сохранности перевозимых грузов; 
    8) выполнение перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства; 
    9) проведение единой технической политики в обществе; 
    10) обеспечение прозрачности финансовых операций общества; 
    11) участие в реализации мероприятий по осуществлению структурной реформы на железнодорожном транспорте; 
    12) обеспечение защиты государственной тайны; 
    13) организация и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне; 
    14) повышение уровня социальной защиты работников общества. 
     
    11. Для достижения целей, указанных в настоящем уставе, общество вправе осуществлять следующие основные виды деятельности: 
    1) оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов); 
    2) оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих обществу; 
    3) выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования; 
    4) перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки; 
    5) оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги; 
    6) транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего и необщего пользования; 
    7) погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и необщего пользования; 
    8) сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях; 
    9) оказание услуг по хранению грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, а также грузобагажа, багажа и ручной клади пассажиров; 
    10) транспортно-экспедиционная деятельность; 
    11) производство, текущее содержание и эксплуатация железнодорожного подвижного состава (в том числе пожарных поездов), контейнеров и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; 
    12) оказание услуг по проведению планового и текущего ремонта, технического обслуживания вагонов, контейнеров и локомотивов, по проведению ремонта колесных пар, а также промывочно-пропарочных работ; 
    13) производство работ по ремонту электромашин, изготовлению электрощитов, электроосветительной аппаратуры и металлоконструкций; 
    14) оказание услуг по приемке железнодорожного подвижного состава и запасных частей к нему на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах; 
    15) оказание услуг по разработке конструкторско-технологической документации, изготовлению и поставке технологического оборудования и его сервисному обслуживанию; 
    16) оказание услуг связи, информационных, маркетинговых, сервисных и других услуг; 
    17) строительство, техническое обслуживание и ремонт средств связи, включая линейные сооружения, системы и средства радиосвязи; 
    18) разработка автоматизированных информационных систем, систем, предназначенных для научных исследований, проектирования и управления, системных и прикладных программных средств; 
    19) техническое обслуживание и ремонт вычислительной и иной техники и используемого совместно с ней периферийного оборудования; 
    20) поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению; 
    21) оказание услуг по осуществлению производственного контроля и надзора за устройством, изготовлением, монтажом, ремонтом и безопасной эксплуатацией подъемных механизмов и оборудования; 
    22) выполнение метрологических работ, изготовление и ремонт средств измерений; 
    23) выполнение работ по предупреждению и ликвидации пожаров, других аварийных и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, в том числе проведение аварийно-восстановительных работ; 
    24) оказание природоохранных услуг, в том числе услуг по осуществлению производственного экологического контроля; 
    25) выполнение работ и оказание услуг по защите государственной тайны, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; 
    26) ведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, изыскательских, строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; 
    27) управление и распоряжение интеллектуальной собственностью общества; 
    28) производство и реализация продовольственных и промышленных товаров; 
    29) посредническая, торгово-закупочная и снабженческо-сбытовая деятельность; 
    30) хранение и реализация горюче-смазочных материалов; 
    31) информационная, рекламно-издательская и полиграфическая деятельность; 
    32) оказание услуг по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей; 
    33) оказание консультационных услуг, в том числе связанных с компьютерными комплексами технических средств, программным, информационным обеспечением и обработкой данных; 
    34) перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом; 
    35) выполнение работ по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, эксплуатация и ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов, грузоподъемных средств и других технических средств; 
    36) оказание испытательными лабораториями общества услуг в области сертификации; 
    37) организация и эксплуатация логистических центров, а также создание интегрированной логистической документации и ее реализация на рынке транспортных услуг; 
    38) организация работы детских железных дорог и проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи; 
    39) деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; 
    40) медицинская деятельность; 
    41) фармацевтическая деятельность; 
    42) образовательная деятельность; 
    43) строительство, эксплуатация, технический надзор и ремонт объектов социально-культурного, спортивно-оздоровительного и коммунально-бытового назначения, проведение образовательной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, осуществление экскурсионно-туристического и гостиничного обслуживания, организация отдыха и санаторно-курортного лечения; 
    44) предоставление коммунально-бытовых услуг; 
    45) производство и реализация строительных конструкций и изделий, нерудных строительных материалов, лесозаготовка, деревообработка, заготовка, переработка и реализация металлолома; 
    46) эксплуатация горных производств и объектов; 
    47) производство маркшейдерских работ; 
    48) хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения; 
    49) оказание инжиниринговых услуг; 
    50) проведение выставок и презентаций; 
    51) внешнеэкономическая деятельность, в том числе оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования в международном сообщении, осуществление сотрудничества с иностранными организациями железнодорожного транспорта, привлечение в установленном порядке к сооружению объектов железнодорожного транспорта иностранных организаций. 

На железнодорожном  транспорте в последние годы проводились  мероприятия по коммерциализации отрасли, в результате чего она более адаптировалась к рыночным условиям работы. Этим, не в последнюю очередь, объясняется повышение финансовой устойчивости железных дорог.

В 1997-1998 годах частично была подготовлена нормативно-правовая база для реализации первого этапа  реформ федерального железнодорожного транспорта и приняты следующие документы:

  • Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 № 448 «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта».

В данных документах четко  установлены цели и принципы необходимых  структурных преобразований.

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 № 426, в частности, предусмотрено:

  • повышение эффективности работы железнодорожного транспорта;
  • сокращение транспортных издержек;
  • усиление государственного регулирования субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте;
  • развитие конкуренции на железнодорожном транспорте;
  • повышение качества обслуживания потребителей транспортных услуг.

Цели и принципы структурной  реформы:1

  • снижение совокупных государственных затрат на перевозки железнодорожного транспорта;
  • создание условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции, доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;
  • устранение перекрестного субсидирования, а также введение бюджетного финансирования затрат на удовлетворение общественных потребностей;
  • усиление государственного контроля за установлением экономически оправданных тарифов;

Таким образом, главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

 

 

 

 

 

 

1.1. Цель и задачи реформы железнодорожного транспорта

Целью реформирования железнодорожного транспорта является удовлетворение потребностей предприятий различных форм собственности и населения в перевозках при одновременном повышении качества перевозок, отвечающего требованиям XXI века, и сохранение приемлемой для клиентов платы за предоставляемые услуги.

В качестве целей структурной реформы железнодорожного транспорта определило следующие цели:2

1. Повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта

Для удовлетворения возрастающего  экономически обоснованного и платежеспособного  спроса на перевозки необходимо, прежде всего, обеспечить устойчивость работы железнодорожного транспорта.

Достижение данной цели возможно за счет:

  • обеспечения доступности железнодорожного транспорта для каждого платежеспособного пользователя, включая потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; обеспечения свободного и равного недискриминационного доступа к перевозочным ресурсам, к информации об условиях, ценах, маршрутах перевозок; создания простой процедуры подачи заявок на перевозку, а также установления экономически обоснованных железнодорожных тарифов;
  • обеспечения безопасности работы всех звеньев железнодорожного транспорта для предотвращения возникновения аварийных ситуаций, а также гарантии сохранности грузов и технических средств в процессе перевозок;
  • гарантии качества предоставляемых услуг и соблюдения сроков перевозок;
  • обеспечения обновления и модернизации основных средств.

2. Формирование единой гармоничной транспортной системы страны

Структурная реформа  железнодорожного транспорта должна способствовать:

  • скоординированному развитию инфраструктуры железнодорожного и других видов транспорта;
  • развитию взаимодействия и осуществлению координации в транспортном комплексе при выполнении перевозок в смешанном сообщении;
  • максимальному использованию транспортного потенциала российской транспортной системы;
  • развитию конкуренции на рынке транспортных услуг;
  • экономически обоснованному сокращению сфер монопольной деятельности в различных сегментах рынка транспортных услуг.

Информация о работе Структурная реформа железных дорог России