Субъекты Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств - самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований.

Содержание

Введение.
Глава 1. Субъекты Российской Федерации.
Глава 2. Административно-территориальное устройство СУБЪЕКТОВ Российской Федерации.
§1 Понятие и принципы административно-территориального устройства.
§2. Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства.
§3. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ.
§4. Автономная область, автономный округ как единицы административно-территориального устройства РФ.
§5. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Административно-территориальное устройство Российской Федерации.rtf

— 277.62 Кб (Скачать файл)

Район (уезд) -- административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия главным образом, по переработке сельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения. Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения.

По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого областного, окружного (автономный округ) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило их деление на менее крупные административно-территориальные единицы -- городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям относятся также поселки, являющиеся одним из видов административно-территориальных единиц. Они отличаются от городов меньшими размерами территории я меньшей численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие, экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревин, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет я т. д.).

Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делятся не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.11

Административный округ -- внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строятся на основе централизованного управления.

Муниципальный район -- административно-территориальная единица города Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов, объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской думой по представлению мэра города Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.

На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

В Российской Федерации имеются также закрытые административно-территориальные образования. Согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании», им признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных к других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых органами государственной власти Российской Федерации.

Закрытое административно-государственное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования я земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей в отношении этого образования; введения и обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан.

Важным является вопрос о порядке образования и преобразования, различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляются органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно-территориальных единиц - органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы.12

Решение о создании закрытого административно-территориального образования с установлением его административно-территориальной подчиненности принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и объектов.

 

Заключение.

 

На основе комплексного теоретического исследования проведенного в данной курсовой работе по теме «Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что современные тенденции в области государственного строительства все более активно требуют ревизии всего огромного массива федерального законодательства, затягивание с которой искажает перспективу модернизации государства, ее тактику и стратегию.

Субъектный состав Российской Федерации. Недостатки субъектного состава Российской Федерации, закрепленного в ст.5 и 65 Конституции, хорошо известны: это и слишком большое количество субъектов, и "пестрота" их статуса, и неопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Существующее сегодня количество субъектов Федерации (89) явно чрезмерно. Управление таким количеством субъектов малоэффективно, поэтому одним из главных обоснований необходимости укрупнения субъектов является обеспечение большей эффективности управления. При этом очевидно, что само по себе укрупнение является всего лишь "верхушкой айсберга" на фоне решения проблем модернизации федерализма в целом. Укрупнение субъектов Федерации неизбежно вызовет ломку всей структуры федеративного устройства и потребует создания новой, более жизнеспособной в современных условиях.

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации. В части 4 ст.5 Конституции говорится о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны". Однако в части 1 той же статьи сказано, что "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации".

«О каком равноправии может идти речь, если в самой Конституции предусматривается наличие шести разновидностей субъектов?»13 Кроме того, в части 2 ст.5 предусматривается, что республика (государство) имеет свою конституцию, а прочие субъекты - только уставы. В данном случае налицо явное противоречие, поскольку субъектам конституционных правоотношений предписываются разные модели поведения, следовать которым в практической деятельности весьма проблематично.

Таким образом, существует неразрешенное конституционное противоречие, касающееся правового статуса субъектов Федерации, грозящее деструктивными тенденциями федеративного устройства. Помимо ст.5, Конституция содержит еще ряд оснований для дифференциации статуса субъектов РФ, которые вместе с внеконституционными составляют внушительный перечень. Не исключена ситуация, при которой каждый субъект Федерации будет иметь свой собственный исключительный статус. Укажем на некоторые конституционные же противоречия принципу равноправия субъектов Российской Федерации:

- предусматривается существование шести разновидностей субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (ч.1 ст.5, а также ст.65);

- только республика является государством (ч.2 ст.5);

- республика имеет свою конституцию, а другие субъекты - только уставы (ч.2 ст.5, ч.1 и 2 ст.66);

- республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч.2 ст.68);

- в перечне ст.65 субъекты Федерации указаны не в алфавитном порядке (в последовательности их перечисления большую роль сыграли представления о разных видах субъектов);

- существует такая разновидность субъектов Федерации, как автономные округа, входящие в состав других субъектов - краев и областей (ч.4 ст.66), вследствие чего появляется феномен "сложносоставных субъектов РФ";

- особый статус имеет город Москва - столица Российской Федерации, что также отражено в Конституции (ч.2 ст.70).

 

Список использованной литературы

 

    1. Конституция РФ. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.-80с.
    2. Конституция Российской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.: Издательская группа ИНФРА.М- НОРМА,1996.
    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-766с.
    4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа "Инфра-М - Кодекс", 1996.- 720с.
    5. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования//"Журнал российского права", 2002.- N 7.
    6. Ескина Л.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? // Правоведение, 2001.- N2.
    7. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики.- СПб.: Изд. Торг. Дом "Герда", 2000.- 321с.
    8. Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Том 1-2 / Составитель Н.А. Михалева; Отв. ред. О.Е. Кутафин.- М.: Юристъ, 2001.- 516с.
    9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева.- М.: Фонд "Правовая культура", 1996.-473с.
    10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.
    11. Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов и документов (по состоянию на 1 августа 1996 г.) / Сост. и автор вступит. статьи А.Е. Козлов. М.: Бек, 1996.-654с.
    12. Смоленский М.Б. Конституционное государственное право России.- Ростов н/Дону: Феникс, 2002.- 415с.
    13. Закон Воронежской области “Об административно-территориальном устройстве Воронежской области от 17.05.1995г./ СЗ РФ 2002 г. №1254 ст128.

Информация о работе Субъекты Российской Федерации