Сущность анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование /I/. Активно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико- синтезирующим аппаратом.

Вложенные файлы: 1 файл

методы принятия управл решений.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Процесс познания широко использует такие важнейшие  инструменты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование /I/. Активно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую  аналитико-синтетическую способность  человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико- синтезирующим аппаратом.

 

Мышление, как  отмечает М. И. Баканов, в качестве творческого  процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Черз суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

 

Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием "синтез" (от гречес. - sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

 

Анализ без  синтеза невозможен. Умозаключение  представляет собой индуктивно-дедуктивный  вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

 

Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической  деятельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений.

 

Созерцание, или  наблюдение, фактофиксация - начальный  момент познания, начальный момент анализа. Созерцание - это отдание чести "его величеству господину факту", факты - это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фактов - основа всех последующих этапов анализа - мышления. Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высоком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки:

 

"Не всякий  знает, как много надо знать,  чтобы знать, как мало мы  знаем" /1/.

 

На стадии абстрактных  обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод "Дельфи"). Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.

 

Формирование  новых практических предложений  и умозаключений осуществляется на основе результатов абстрактных  обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

 

            К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

 

• системный  подход;

 

• динамический подход;

 

• принцип проявления необходимости и случайности;

 

• принцип единства и борьбы противоположностей;

 

• принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

 

• принцип "отрицание отрицания", непрерывного отмирания систем (компонентов систем) и появления новых, более качественных.

 

Рассмотрим сущность этих принципов.

 

Сущность системного и  динамического подходов была рассмотрена  в п.п. 2.3, 2.4. Здесь добавим, что  движение - непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других систем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динамике, в причинно-следственных связях. Причина порождает следствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события и так до бесконечности.

 

Проявление необходимости  и случайности выражается в двух аспектах : а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут  быть либо зафиксированными, бесспорными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

 

б) с точки зрения степени  определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть либо де­терминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятностными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

 

      Принцип  единства и борьбы противоположностей  является одним из важнейших  в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонис­тических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.

 

Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и  качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются в целое. Для исследования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения показателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособности. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относительных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно привести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

 

С проблемой  количества и качества связан принцип  или диалектический закон "отрицание  отрицания". Во всех сферах происходит отрицание новым старого и  создание (рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, кон­курентоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8—12 % фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжительность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением конкуренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства более конкурентоспособных объектов. Например, в США за последние 15 лет продолжительность выпуска вычислительной техники сократилась в среднем в 7 раз и составляет около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции машиностроения сократилась примерно в 2 раза.

 

Кроме перечисленных  принципов диалектики, являющихся основой  анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

 

I) принцип единства  анализа и синтеза предполагает  разложение на составные части  анализируемых сложных явлений,  предметов с целью глубокого  изучения их свойств и в  последующем рассмотрении их  в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

 

2) принцип выделения  ведущего звена (ранжирование  факторов) предполагает постановку  целей и установление способов  достижения этой цели. При этом  всегда выделяется основное (ведущее)  звено, применяя методы факторного  анализа и структуризации проблемы;

 

3) принцип обеспечения  сопоставимости вариантов анализа  по объему, качеству, срокам, методам  получения информации и условиям  применения объектов анализа  и другим условиям (см. п. 1.4);

 

4) принцип оперативности  и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

 

5) принцип количественной  определенности предполагает количественное  выражение: а) параметров и  условий обеспечения сопоставимости  и оптимизации альтернативных  вариантов управленческого решения; б) связей между компонентами системы менеджмента; в) степени неопределенности и риска при принятии решения.

 

Схема проявления принципа единства анализа и синтеза  показана на рис. 4.1.

 

 

 Рис. 4.1. Схема  проявления принципа единства  анализа и синтеза 

 

Допустим, мы построили  дерево эффективности конкретного  товара. Тогда на 0-м уровне будет  показатель эффективности товара как  отношение совокупных затрат за его  жизненный цикл к полезному эффекту (отдаче) за этот же период. На 1-м уровне по левой ветви будут показатели качества (1 - полезный эффект;

 

1.1 - показатели  назначения товара; 1.2 - надежность; 1.3 - эколо-гичность; 1.4 - эргономичность; 1.5 - технологичность; 1.6 - эстетич­ность  (дизайн); 1.7 - стандартизация и унификация; 1.8 - патентная чистота и патентоспособность; 1.2.1 - безотказность; 1.2.2 - долго­вечность; 1.2.3 - ремонтопригодность; 1.2.4 - сохраняемость и т. д.).

 

Правая ветвь  дерева эффективности товара раскрывает совокупные затраты - на 1-м уровне, на 2-м уровне: 2.1 - затраты на стратегический маркетинг; 2.2 - затраты на НИОКР; 2.3 - затраты на организационно-технологическую подготовку производства нового товара; 2.4 - затраты на производство товара; 2.5 - затраты на подготовку товара к функционированию или обращение; 2.6 -затраты на эксплуатацию (использование) и ремонты (восстановление) товара за нормативный срок его службы; 2.7 - затраты на утилизацию товара. На 3-м уровне приведем составляющие только по показателю 2.2 (затраты на НИОКР): 2.2.1 - затраты на фундаментальные исследования; 2.2.2 - затраты на прикладные исследования; 2.2.3 - затраты на конструкторские работы; 2.2.4 - затраты на опытно-экспериментальные и испытательные работы. По аналогичной схеме проводится структуризация остальных показателей на 3-м уровне, далее показатели 3-го уровня разбиваются на показатели 4-го уровня (по ветви "качество" это могут быть частные показатели качества, ветви "затраты" - затраты по подразделениям и проблемам). На рис. 4.1 показатели 2-го и 3-го уровней схематично раскрыты полностью, однако цифрами для простоты обозначены только крайние показатели, например, 1.1 и 2.7.

 

После построения дерева эффективности товара, т. е. после  выполнения одного из первых этапов анализа, при помощи синтеза проверя­ется правильность структуризации показателей. Для этого на белом листе перечисляются вразброс (без привязки к ветви дерева и уров­ню) все показатели обеих ветвей и всех уровней без номеров. Приведем фрагмент показателей эффективности оборудования:

 

1) надежность;

 

2) затраты на  прикладные исследования;

 

3) экологичность;

 

4) производительность;

 

5) затраты на  патентный поиск;

 

6) технологичность;

 

7) совокупные  затраты за жизненный цикл  товара;

 

8) сохраняемость  свойств качества товара;

 

9) уровень вибрации;

 

10) полезный  эффект и т. д.

 

Теперь мы должны каждому показателю присвоить номер, принадлежащий ему в дереве показателей по экономическому содержанию и логике. Так, "надежность" имеет номер 1.2, "затраты на прикладные исследования" - 2.2.2, "экологичность" - 1.3, "производительность" является одним из показателей назначения оборудования и этому показателю можно присвоить номер 1.1.1, "затраты на патентный поиск" являются частью затрат на фундаментальные исследования и этому показателю можно присвоить номер 2.2.1.2 (если 2.2.1 - затраты на фундаментальные исследования, 2.2.1.1 - анализ проблемы и разработка технического задания), "технологичность" - 1.5, "совокупные затраты за жизненный цикл" - 2, "сохраняемость свойств качества товара" - 1.2.4, "уровень вибрации" относится к частному показателю эргономичности (1.4) и ему можно присвоить номер 1.4.1, "полезный эффект" - 1.

 

После выполнения этой весьма трудной работы, требующей  знания проблем эффективности, строится дерево показателей снизу, т. е. мы соединяем  ранее расчлененные элементы или  восходим снизу (с 4-го уровня) к вершине дерева. Дерево показателей, построенное на этапе анализа, мы не должны видеть (лучше, если анализ и синтез проводят разные люди).

 

На следующем  этапе проводим сличение дерева показателей, построенного на этапе анализа, с  деревом, построенным на этапе синтеза. Следует добиваться полного совпадения этих деревьев.

 

После построения и уточнения дерева показателей  рекомендуется находить и анализировать  горизонтальные связи между показателями. Например, с повышением уровня безотказности изделия резко снижаются затраты на эксплуатацию и ремонты, но увеличиваются затраты в сфере производства. С увеличением затрат на стратегический маркетинг (конечно, при профессиональном его проведении) снижаются затраты на последующих стадиях жизненного цикла изделия (иногда в 10 и

 

более раз). Эти  зависимости нужны для ранжирования факторов и определения приоритетов  в инвестиционной политике. Методы выполнения этих работ приведены  в последующих разделах настоящего учебника.

 

Остальные принципы анализа (ранжирование факторов, обеспечение сопоставимости вариантов, принципы оперативности и количественной определенности) рассматриваются в темах 1, 3, 4 учебника.

 


Информация о работе Сущность анализа