Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть содержание и функции антикризисного управления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы, решаемые антикризисным управлением.
2. Выявить основные признаки и особенности антикризисного управления.
3. Выделить основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления.

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное управление.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Субъект управления – звено иди часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Существует два 
критерия выделения субъекта управления: граница объекта управления и 
управленческое решение. Субъект управления всегда является частью 
объекта управления, поэтому выделение субъекта управления обязательно 
ограничено масштабами управляемой социально – экономической системы 
и тех связей в ней, которые характеризуют систему управления.

Субъект антикризисного управления – это специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Управленческое решение может приниматься единолично менеджером, коллегиально группой специалистов или коллективно собранием акционеров. В зависимости от этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта управления выступает сам менеджер, во втором коллегия или комиссия, в третьем – корпорация.

При этом необходимо иметь в виду, что принятие управленческого решения и его разработка далеко не одно и то же, Даже если менеджер принимает решение единолично, в разработке его часто участвует большая группа специалистов. Поэтому к субъекту управления должны относиться не только лица, принимающие решения, но все специалисты, участвующие в его разработке. Следовательно, субъект управления характеризует уровень иерархии системы управления или состав всех работников и специалистов, работающих в рамках полномочий определенного уровня. Так, для фирмы субъектом управления является руководство этой фирмы в лице менеджера и всех его заместителей и все работники высшего уровня управления, функции которых осуществляются в пределах решения проблем функционирования всей фирмы в целом.

Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами.

Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В антикризисном управлении получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях кризиса.

Эта информация служит для осуществления общих функций антикризисного управления.

При этом под функциями управления понимается совокупность видов деятельности, специальных обязанностей, направленных на осуществление задач, обусловленных целями управления. Каждая из общих функций включает совокупность конкретных повторяющихся видов управленческой деятельности, обязанностей (конкретных функций), обусловленных специфичностью структуры управления.

Прогнозирование в антикризисном управлении представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование – это предвидение определенного события. Оно не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. В динамике кризиса прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть ^неожиданно. Управление на основе предвидения этих изменений требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Организация в антикризисном управлении включает такие

операции как: объединение людей, совместно реализующих программу по выходу из кризиса, создание органов управления, построение структуры

аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими  
подразделениями, разработка норм, нормативов, методик, выбор технических средств управления (ТСУ), регламентация и т.п.

Функции антикризисного управления

 

Регулирование в антикризисном управлении представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонений от заданных параметров. Регулирование, главным образом, охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.

Координация в антикризисном управлении представляет собой согласованность работы всех звеньев системы управления кризисом, аппарата управления и специалистов.

Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Стимулирование в управлении кризисными ситуациям представляет собой побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.

Контроль в антикризисном управлении представляет собой проверку хода работ по выходу из кризиса. По средством контроля собирается

информация о степени выполнения намеченной программы действий, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, 
организацию финансовой работы, организацию антикризисного управления.

Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по преодолению кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что система рассмотренных функций диалектически взаимосвязана со всеми сторонами процесса управления и отражает его содержание. Соотношение объема и содержания функций на разных ступенях антикризисного управления неодинаковы, они зависят от компетенции соответствующего субъекта управления. Функциональная система антикризисного управления находиться в постоянном развитии, так как динамизм социально-экономических процессов порождает новые задачи, меняется характер.

 

 

 

 

Разработка антикризисной стратегии в организации.

Антикризисная стратегия направлена в первую очередь на выявление и устранение причин возникновения кризисных ситуаций. Главное место здесь занимает оценка внутренней и внешней среды бизнеса с целью определения наиболее опасных зон. Большое значение имеет актуальность и точность информации, поскольку от этого зависит определение реального положения организации. Диагностика среды бизнеса это первый шаг в разработке антикризисной стратегии организации.

 

Оценка и анализ внешней среды предприятия. Это достаточно сложная работа, поскольку необходимо произвести анализ большого количества факторов и выявить степень их влияния на организацию.

 

Часто приходится иметь дело с большими объемами информации, что затрудняет исследование, однако это необходимо для достоверности анализа. Еще одной сложностью является высокая динамичность внешней среды в современном мире, что позволяет говорить об актуальности полученных данных в течение достаточно непродолжительных периодов.

 

Во внешней среде вообще можно выделить две составляющие – микросреду и макросреду.

 

Оценка микросреды. К микросреде относятся субъекты экономики, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации:

 

1) государство;

 

2) поставщики;

 

3) потребители;

 

4) конкурентное окружение;

 

5) кадровые ресурсы.

 

Государство оказывает влияние на любую организацию в виде различных требований и законодательных актов (прямое воздействие) и налогообложения (косвенное воздействие).

 

Любая организация осуществляет свой производственный процесс на основе использования различных ресурсов. Они попадают в организацию через поставщиков. Поэтому организация может находиться в достаточно сильной зависимости от поставщиков, особенно при редкости и малом количестве предоставляемого ресурса. Анализ в этом случае должен сводиться к получению максимально возможного объема информации для создания оптимального уровня взаимоотношений и, что немаловажно, обеспечения такого уровня затрат на ресурсы, который бы не послужил причиной финансового кризиса.

 

Привлечение потребителя является основным средством достижения основной цели деятельности любой организации – получения прибыли. Рынок потребителей влияет на структуру организации, ее стратегию и установки. При оценке потребителей необходимо учитывать множество факторов и особенностей:

 

1) демографические характеристики: возрастной контингент, пол, сферу  деятельности;

 

2) социальнопсихологические  характеристики: вкусы, предпочтения, интересы потребителей;

 

3) степень информированности потребителя о рынке и товаре;

 

4) объем закупок клиентами;

 

5) чувствительность потребителей  к цене товара и т. д.

 

Оценка конкурентного окружения в настоящее время даже выделяется в самостоятельную область. Это особенно актуально в современных рыночных условиях. При разработке антикризисной стратегии очень важно произвести оценку всех возможных конкурентов. Это имеет такое большое значение еще и потому, что сейчас многие конкуренты прибегают к противозаконным действиям, что может привести организацию к кризису и даже банкротству. Основные трудности, которые могут возникнуть изза конкурентной борьбы: кризис, вызванный нехваткой ресурсов; кризис, вызванный отсутствием спроса на продукцию; потеря имиджа организации.

 

Кроме того, антикризисная стратегия должна подразумевать не только защиту от конкурентов, но и собственные действия организации в конкурентной борьбе. Для этого необходимо исследовать сильные и слабые стороны конкурентных лиц и организаций.

 

Оценка макросреды. Сюда относятся факторы, которые косвенно влияют на организацию:

 

1) политические;

 

2) экономические;

 

3) социальные;

 

4) технологические.

 

Политический фактор оценивается с точки зрения стабильности и изменения в законопроектах.

 

Анализ экономической ситуации позволяет получить данные о распределении и наличии ресурсов на рынке. Здесь важен анализ не только отечественной экономики, но и всего мирового рынка в целом. Социальные факторы – это уровень доходов населения, уровень заработной платы, наличие в обществе тех или иных групп (бедный, средний, богатый слои населения) и т. д.

 

Оценка технологий необходима для создания соответствующего технологического уровня в производственных подразделениях организации.

 

Оценка и анализ внутренней среды. Внутренняя среда организации – это сложный комплекс, состоящий из множества элементов:

 

1) управление;

 

2) финансовый отдел;

 

3) производственный отдел;

 

4) маркетинговый отдел;

 

5) персонал;

 

6) транспортный отдел.

 

При разработке антикризисной стратегии необходимо тщательно исследовать каждый элемент для выявления задач и возможностей.

 

После диагностики среды бизнеса разрабатывается сама стратегия. Этот процесс сопровождается также пересмотром миссии и установок организации. Антикризисная стратегия должна содержать оптимальный комплекс мер по выводу организации из кризиса, учитывая все имеющиеся возможности. Чаще всего в период преодоления кризиса приходится вносить существенные коррективы в те или иные отделы и связи организации.

 

Но делать это можно лишь на основании данных о состоянии бизнеса, которые и являются основой для разработки антикризисной стратегии.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. –  М.: ИНФРА-М, 2007.

 

2.  Жарковская, Е.П., Бродский  Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2007.

 

3.  Зуб, А.Т. Антикризисное  управление.- М.: Аспект пресс, 2006.

 

4.  Попов, Р.А. Антикризисное  управление. – М.: Высшая школа, 2006.

 

 

 


Информация о работе Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы