Сущность внутрифирменного прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Предмет: Прогнозирование и планирование в огранизации

Вложенные файлы: 1 файл

Прогнозирование и планирование в организации.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Практика  показывает, что в прогнозировании  сбыта наиболее успешно могут применяться следующие модели:

  • модель постоянного потребления;
  • прямо пропорциональная модель;
  • сезонно-постоянная модель;
  • сезонная модель с последовательным ростом.

Экономическая сущность прогнозов сбыта изучается  логистикой. Методология прогнозирования сбыта рекомендует рассматривать прогнозы лишь как путеводную нить или вектор при обосновании плана сбыта и других планов. Желательно, чтобы окончательный вариант прогноза выбирался на основе различных методов расчетов.

Рассмотрим  некоторые методы прогнозирования  сбыта

подробнее.

Один  из методов экспертных оценок —  это мнение группы руководителей. Его сущность сводится к следующему. Руководители сбытовых подразделений фирмы подготавливают расчеты будущего сбыта. Затем группа высших руководителей различных отделов фирмы рассматривает и обсуждает эти расчеты. При наличии веских аргументов первоначальный прогноз сбыта может быть скорректирован. Окончательное решение принимается комитетом в составе руководителей: а) фирмы; б) сбыта; в) производства; г) финансов.

Другой  метод экспертных оценок — комбинация мнений работников сбыта — отдельных торговых агентов (продавцов) и руководителей сбыта. Подготовленные ими оценки сбыта рассматриваются вышестоящими руководителями и с учетом поправок представляются руководству фирмы.

Прогнозирование сбыта отражает системный взгляд на деятельность фирмы как целенаправленный процесс превращения потоков ресурсов в полезную продукцию. Так в объеме сбыта завершается трансформация материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в продукцию (товары, услуги).

Прогнозирование инвестиций

В числе долгосрочных первостепенное значение имеют прогнозы инвестиций и технико-технологических инноваций. Особая роль этих прогнозов связана с тем, что они требуют долговременных действий и значительного капитала. Задачи рациональной деятельности фирмы заключаются в определении оптимального количества продукции (товаров) для производства или продажи и требующихся для этого издержек с учетом существующих и перспективных технологических связей. Таким образом "во главе угла" определения оптимального объема деятельности и затрат находится расчет необходимого размера основного капитала для будущего.

Из  всех решений фирмы наибольшей сложностью, неопределенностью и риском обладает именно обоснование долговременных затрат —- капитальных вложений, затрат на НИОКР (научные исследования) и другие инвестиции. В перспективе они в решающей степени будут определять "лицо" фирмы, в том числе ее положение среди конкурентов.

Процедура выбора проекта инвестиций будущего призвана ответить на вопросы: какой проект следует считать эффективным, а какой — нет? Инвестиционная политика фирмы является частью ее общей стратегии, направленной на прирост активов с целью получения в будущем прибыли. И как любой стратегический план она должна содержать в своей основе прогноз эффективности проекта.

Для прогноза инвестиций требуется обоснование  эффективности вариантов проектов и выбор из них наилучшего. Для этих целей чаще всего используются: метод потока денежной наличности; метод нормы рентабельности капитала; метод дисконтирования средств.

Метод потока денежной наличности является из них самым простым. Он основан на применении данных о начальных инвестициях и сроке окупаемости. Метод предполагает расчет суммы прибыли по годам эксплуатации объекта. Эта сумма и является итоговым экономическим эффектом от вложения инвестиций. Преимуществами рассматриваемого метода потока денежной наличности являются: а) простота расчетов; б) возможность ранжирования проектов в зависимости от сроков окупаемости; в) определенность суммы инвестиций. Но у метода есть и недостатки: а) недооценка прибыльности как отдачи от вложенных инвестиций; б) одинаковая оценка основного капитала в первый и восьмой год эксплуатации. Поэтому для повышения точности расчетов рекомендуется в нем также учитывать амортизацию и возможности ее использования.

Метод нормы рентабельности капитала основан на учете эффективности инвестиционных проектов, с применением дисконтирования.

Дисконтирование — это приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду. Соответственно дисконтированная стоимость - это оценка будущих доходов в текущих ценах.

Таким образом, метод дисконтирования средств построен на приведении суммы прибыли будущего в текущие соизмерители и сопоставлении ее с суммой инвестиций: при превышении прибыли над инвестициями можно говорить о целесообразности (эффективности) вложений (инвестиций) в объект, при превышении инвестиций — наоборот. Существует несколько вариантов этого метода. Но все они построены на допущении того, что деньги, получаемые в будущем, будут иметь меньшую стоимость, чем сегодня. Это связано с тем, что имеющаяся сегодня сумма инвестиций будет сокращаться под воздействием разных факторов (типа инфляции) и ставки процента на заемный капитал.

Прогнозирование хозяйственного риска

Деятельность  фирмы в условиях рынка всегда подвержена риску. И это неудивительно, так как любая фирма предпринимает действия по укреплению своего положения в ущерб другим предприятиям-конкурентам. Аналогичные действия принимаются и другими фирмами. Соответственно на рынке действия одной фирмы вступают в противоречие с действиями других фирм, что и порождает риск, т. е. возможную ситуацию опасности, когда предприятие может получить меньше прибыли или даже убыток вместо предусмотренного положительного результата. Хозяйственный риск, как соль предпринимательства, является непременным атрибутом рыночной среды, и его роль в рыночной экономике весьма значительна.

В случае неблагоприятных обстоятельств  фирма несет ответственность своим имуществом и добрым именем. Поэтому важной задачей, входящей в сферу прогнозирования фирмы, является: а) осознание и определение степени риска; б) разработка мер его снижения или выбор иного варианта действий. Прогнозирование риска является составной частью прогнозной экономической работы фирмы.

Прогнозирование хозяйственного риска выполняется, как правило, одновременно, а иногда и после выполнения некоторых плановых расчетов, связанных с определением долгосрочных целей развития фирмы. Так, вначале на основе прогнозов спроса, сбыта и инвестиций в фирме рассчитываются варианты стратегического плана, по которым затем можно определить прогноз риска. Это поможет выбрать из имеющихся вариантов стратегии развития наименее рискованную.

Существуют  различные методы прогнозирования  риска — от простых до очень сложных. Различают методы прогнозирования как самого риска (его степени), так и ситуаций в условиях рисковой среды. Рассмотрим некоторые из них.

К наиболее популярным методам определения  риска относится рейтинг фирм, т. е. оценка фирм путем отнесению к определенному классу, разряду или категории. Так, широко известны методы рейтинга по индексам Dow Jones, Nikkei, NASDAQ и др.

Примерно  по этому же принципу построен другой метод прогнозирования риска — ранжирование. Ранжирование — это упорядочение количественных характеристик каждого из признаков явления по степени убывания их значений. В прогнозировании риска метод предусматривает: во-первых, присвоение веса каждому фактору риска по его значению для безопасной деятельности фирмы и, во-вторых, определение объективно-эмпирическими методами вероятности наступления рискованного события этого фактора. На основе произведения этих двух величин определяется общий показатель риска данного события. Меры по снижению риска будут направлены на нивелирование фактора с максимальным значением риска.

Более сложные методы прогнозирования  риска и мер его уменьшения связаны с применением правил минимизации риска.

Здесь определяется оптимальный вариант  действий фирмы по получению прибыли при различных складывающихся обстоятельствах деятельности. Считается, что риска тем больше, чем меньше полнота и точность информации, чем протяженнее период прогнозируемого решения. В ходе изучения риска рассматриваются варианты событий (стратегий) с оценкой вероятного недополучения планируемой прибыли с учетом следующих основных правил минимизации риска:

  1. Выбор наиболее вероятного варианта развития события.
  2. Определение общего показателя ожидания события. Расчет выполняется примерно так же, как было указано ранее применительно к факторам по весу, но уже не по отношению к риску, а по отношению к наступлению события.
  3. Принцип минимакса. Он основан на задаче полного исключения риска ("правило осторожного пессимиста").

4. Принцип  минимаксного риска. В этом  случае происходит минимизация максимального риска ("политика боязливого управляющего").

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Третьякова А.П, Терентьев Д.А. «Прогнозирование и планирование в организации», Издательство ТюмГУ, г.Тюмень 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Задача №17

Определить возможное увеличение розничного товара оборота и прибыли при реализации партии товаров. Фирма закупает дополнительную партию товаров на сумму 250 д.ед. Средняя торговая надбавка 30%. Сложившееся  рентабельность продажи товаров составляет в среднем 3% к обороту.

 

Решение:

250х(1+0,28)=325

325х0,03=9,75 д.ед.

 

При продаже дополнительной партии товаров фирма может получить увеличение розничного товарооборота 325 д.ед и прибыли на сумму 9,75 д.ед.

 

Задача №5

Для экстраполяции выбираем функцию:

y=a+blgx   где y-объем сбыта,  x-годы

a – параметр характеризующий влияние основных факторов на сбыт

b – параметр характеризующий дополнительные факторы влияющие на сбыт

b=∑xy-nxy/∑x2-n(x)2  

a=y-bx

 

Данные для определения  параметров функции сбыта фирмы

год

поряд. Номер  года n

объем сбыта y д.ед

lg номера года  в ряду динамики x

x2

xy

1998

1

312

0,0000

0,0000

0,0000

1999

2

380

0,3010

0,0906

114,3800

2000

3

417

0,4771

0,2276

198,9507

2001

4

432

0,6021

0,3625

260,1072

2002

5

447

0,6990

0,4886

312,4530

2003

6

456

0,7782

0,6056

354,8592

2004

7

475

0,8451

0,7142

401,4225

Сумма

 

2916

3,7025

2,4891

1642,173


 

 

x=3,7025/7=0,5289, y=2119/7=417

тогда b=(1642,173-7*0,5289*417)/(2,4891-7*(0,5289)2 =98,3139/0,5309=185,184

a=417-185,184*0,5289=319,056

Значит y=319,056+185,184*lgx – линия тренда

 

Данные для расчета  отклонений исходных данных от трендовых  значений

Порядковый  номер года

y

y

y-y

(y-y)2

1

312

319,1

7,1

50,4

2

380

374,8

-5,2

27,04

3

417

407,4

-9,6

92,16

4

432

430,6

-1,4

1,96

5

447

448,5

1,5

2,25

6

456

463,2

7,2

51,84

7

475

475,6

0,6

0,36

   

2619

 

226,01


 

 

 

Расчет y

x=1 y=319,056 +185,184*lg1=319,056

x=2 y=319,056 +185,184*lg2=374,8  и т.д.

 

y=319,056+185,184*lg11=511,9

Прогноз на 2008 год  -  511,9 д.ед.

 

 

 


Информация о работе Сущность внутрифирменного прогнозирования