Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:50, доклад
Мировой опыт показывает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. Одной из задач регулирования экономики является ликвидация сбоев рыночных механизмов на микроуровне, создание условий для преодоления кризисных явлений в деятельности предприятия, реализация мер, направленных на предотвращения и преодоления банкротства предприятий.
Инструментами государственно регулирования служат нормативно-законодательная деятельность, финансовое управление, деятельность в сфере производства и перераспределения доходов.
Мировой опыт показывает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. Одной из задач регулирования экономики является ликвидация сбоев рыночных механизмов на микроуровне, создание условий для преодоления кризисных явлений в деятельности предприятия, реализация мер, направленных на предотвращения и преодоления банкротства предприятий.
Инструментами государственно регулирования служат нормативно-законодательная деятельность, финансовое управление, деятельность в сфере производства и перераспределения доходов.
Источником нормативно-правовой деятельности служит Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации». Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону - застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.
Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.
Первые нормативные акты, сформировавшие условия и критерии банкротства , относятся к началу 1990-х годов. Так в соответствии с Законом РФ, принятым 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в качестве признания предприятия устойчивы м платежеспособным были приняты критерии, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности.
В 1998 году 1 марта вступил в силу второй закон «О несостоятельности (банкротстве)», который ориентировался на сохранение предприятия путем его реструктуризации (где это возможно), также в нем отсутствовала апелляция к понятию структура баланса. Кроме того, банкротство признавалось только арбитражным судом, что защищало предприятие от волюнтаристских решений властей.
Законодательство продолжало развиваться и уточняться, и 26 октября 2002 года был издан Федеральный Закон №127 «О Несостоятельности (банкротстве)». Закон не только распространяется на должников и кредиторов, которые непосредственно участвуют в судебном процессе, но и вводит принципиально новый для России институт арбитражных управляющих, который положил начало новому виду предпринимательской деятельности. Особое место уделено независимой экспертизе. По данному Закону дело о банкротстве предприятия может быть возбуждено в случае неуплаты в течение трех месяцев долга в размере 500 минимальных размеров оплаты труда (без штрафов и пеней). Такое четкое определение признаков банкротства вынуждает предприятие тщательно следить за динамикой своих долгов.
В случае неисполнения этого требования руководитель предприятия-должника лишается права занимать соответствующую должность и несет административную или уголовную ответственность.
Учредители и собственники имущества должны принимать меры по предупреждению банкротства. Одним из методов урегулирования являются досудебные процедуры. Например, учредители могут предоставить финансовую помощь организации для погашения долгов в обмен на некоторые обязательства. Для такой помощи предусмотрена «досудебная санация», а санация как таковая в данном законе исключена из перечня применяемых процедур.
Кроме того, в законе закреплено право неразглашения сведений о банкротстве до соответствующего решения арбитражного суда.
В законе введена процедура наблюдения, продолжающаяся 3-5 месяцев. Процедура необходима для того, чтобы руководство не переводило имущество предприятия в другие структуры. В этот период предприятие работает в обычном режиме, но с некоторыми ограничениями. Администрация обязана согласовывать с временным управляющим все крупные сделки, сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, получением и выдачей займов, кредитов и т. п. Если администрация не желает сотрудничать с временным управляющим, то ее руководитель может быть отстранен.
Действие Закона «О несостоятельности
(банкротстве)» 2002 года распространяется
на все юридические лица, являющиеся коммерческими
организациями, а также на некоммерческие,
организации, действующие в форме потребительских
кооперативов, благотворительных и иных
фондов. Впервые предусмотрены особенности
банкротства некоторых категорий юридических
лиц, например, сельскохозяйственных,
кредитных, страховых и других, а также
граждан, в т.ч. и индивидуальных предпринимателей.
В Законе дано четкое определение несостоятельности:
это признанная арбитражным судом неспособность
должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей.
Под денежными обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию.
К обязательным платежам отнесены налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.
Закон предусматривает также возможность добровольного объявления о банкротстве и ликвидации на основании трех условий:
При ликвидации на этих условиях обязанности конкурсного управляющего выполняет председатель ликвидационной комиссии. Подать иск в арбитражный суд могут должник, кредитор или прокурор.
В Законе определены порядок
работы и полномочия органов, представляющих
интересы кредиторов в процедурах банкротства.
К ним относятся:
1) собрание директоров, участниками которого являются конкурсные управляющие, кредиторы, налоговые и иные полномочные органы;
2) комитет кредиторов, который
представляет интересы
Закон предусматривает, что к должнику могут быть применены следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры, предусмотренные законодательством.
В любой из этих процедур участвует арбитражный управляющий — физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и обладающее специфическими знаниями в отношении должника и кредиторов.
Одним из основных моментов Закона «О несостоятельности (банкротстве)» является упрощенная система банкротства. Закон определяет, что она применяется к организациям, у которых:
1) стоимость имущества меньше требований кредиторов;
2) хозяйственные операции не проводились на предприятии в течение последних 12 месяцев;
3) стоимость имущества не покрывает судебные издержки.
Эта система проводится в сокращенный срок. Особое внимание Закон уделяет ликвидации предприятий, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан. Они ликвидируются только в порядке конкурсного производства путем применения упрощенной процедуры. Требования кредиторов удовлетворяются в первую очередь, а в случаях недостатка денежных средств ответственность несут руководители и учредители таких организаций.
Финансовое регулирование - это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и, прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Ее задачи и цели отражают особенности переживаемого периода, а именно:
• развитие новых отношений бюджетного федерализма.
Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
Социально-экономический кризис сопровождается массовым и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. Поэтому стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления.
Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках, и обеспечении гарантий максимального возврата средств, кредиторам, обанкротившегося предприятия. Федеральный Закон 2002 года «О несостоятельности» детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей - на его ликвидацию.
а) сохранение на предприятии рабочих мест
б)сохранение источника финансирования местной коммунальной инфраструктуры
в) сохранение и увеличение источников налоговых поступлений в бюджеты всех уровней
г) все перечисленное выше
д) иное.
Ответ: а.
Пояснение: Социальная функция антикризисного управления состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставлять применение местному труду и капиталу с минимальными издержками трансакций в связи с наймом рабочей силы (включая затраты работников на поездки к месту работы, на их социальное обеспечение и др.), а также привлекать инвестиции.
а) нет
б) только для капиталистической экономики
в) да
Ответ: в
Пояснение: экономический кризис - одна из фаз цикла общественного воспроизводства, во время которой происходит обострение противоречий в процессе осуществления экономической деятельности, проявляющееся в перепроизводстве товарного капитала (рост нереализованной продукции), перенакоплении производственного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакоплении денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство).
Информация о работе Сущность государственного регулирования кризисных ситуаций