Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:47, реферат

Краткое описание

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………..……………3
2. Основные понятия………………………………………………………………………………………………………………………..………….4
3. Сущность инноваций…………………………………………………………………………………………………………………………….….5
4. Классификация инноваций……………………………………………………………………………………………………………….…..…6
5. Инновационный процесс…………………………………………………………………………………………………………………….…..8
6. Тенденция развития технологии…………………………………………………………………………………………………………………………...10
7. Содержание и понятия инновационного менеджмента………………………………………………………………………………….….11
8. Функции и задачи инновационного менеджмента……………………………………………………………………………………………..13
9. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….18
10. Библиографический список ………………………………………………………………………………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 114.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Южно-Уральский Государственный Университет

Международный факультет

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Инновационный менеджмент»

тема: «Сущность инновационного менеджмента»

                    

 

                                                                                       Выполнила студентка: Прыткова А.В.

                                                                                                                                              группы МН-514

                                                                                                    Проверил: Ксенафонтов Николай Васильевич

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013г.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………..……………3

2. Основные понятия………………………………………………………………………………………………………………………..………….4

3. Сущность инноваций…………………………………………………………………………………………………………………………….….5

4. Классификация инноваций……………………………………………………………………………………………………………….…..…6

5. Инновационный процесс…………………………………………………………………………………………………………………….…..8

6. Тенденция развития технологии…………………………………………………………………………………………………………………………...10

7. Содержание и понятия инновационного менеджмента………………………………………………………………………………….….11

8. Функции и задачи инновационного менеджмента……………………………………………………………………………………………..13

9. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….18

10. Библиографический список ………………………………………………………………………………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

   Научно-технический  прогресс,  признанный  во  всем  мире  в   качестве  важнейшего фактора экономического развития, все  чаще  и  в  западной,  и  в отечественной литературе связывается  с  понятием  инновационного  процесса. Это,  как  справедливо  отметил   американский   экономист   Джеймс   Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку,  технику,  экономику, предпринимательство  и  управление.  Он  состоит  в  получении  новшества  и простирается от зарождения идеи до ее  коммерческой  реализации,  охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

   Существует множество форм управления инновациями на самых  разных  уровнях: от  подразделений  корпораций  до  государства,  в   целом   призванного   в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как  и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах,  хотя  и подчинена одной и той же цели:  стимулированию  инновационной  активности  и развитию научно-технического потенциала.

   Место  и  роль   инновационной   политики   в   структуре   государственного регулирования экономики определяются  особенностями инновационного  процесса как объекта управления. Он в  большей  степени,  чем  другие  элементы  НТП,  связан  с  товарно-денежными  отношениями,  последующими  все   стадии   его реализации. Это обстоятельство вполне  убедительно  проявляется  в  условиях регулируемой рыночной  экономики.  Основная  масса  инновационных  процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня  и  масштаба,  и  такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная  цель,  а  как  средство лучшего   решения   производственных   и   коммерческих   задач    компании, добивающейся  высокой  прибыльности.  В   этих   обстоятельствах   инновация изначально нацелена  на  практический  коммерческий  результат.  Сама  идея, дающая ей толчок, имеет  меркантильное  содержание:  это  уже  не  результат "чистой науки", полученный университетским  ученым  в  свободном,  ничем  не ограниченном творческом поиске. В практической направленности  инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.

  В мировой экономической  литературе  "инновация"  интерпретируется  как превращение  потенциального  научно-технического   прогресса   в   реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика  нововведений  в нашей  стране  на   протяжении   многих   лет   разрабатывалась   в   рамках экономических исследований НТП.

    В соответствии с международными  стандартами инновация определяется  как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в  виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, используемого в практической деятельности,  либо  в  новом  подходе  к  социальным  услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом,  так  и  в  статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный  результат научно-производственного цикла (НПЦ).

 

 

 

 

 

3

Основные понятия.

Инновационный  менеджмент  сравнительно  новое  понятие  для   научной общественности и  предпринимательских  кругов  России.  Именно  в  настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним  формам  и  методам управления  экономикой  приходят  другие.  В этих  условиях   инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации,  все  субъекты хозяйствования от государственного уровня  управления  до  вновь  созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной  экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда  родственных  понятий: "инновационная  деятельность",   "инновационный   процесс",   "инновационное решение"  и  т.  п.  В  литературе  насчитывается   множество   определений.

Например,  по  признаку  содержания  или   внутренней   структуры   выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные  и  локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ  всех  стадий  и  подстадий), закономерности процесса внедрения и т.  

 В  специальной  литературе  и  официальных   документах   чаще   всего использовались понятия управление научно-техническим  прогрессом,  внедрение достижений науки и техники в производство,  что  характерно для   централизованно   управляемой   экономики.   В    рыночных    условиях хозяйствования, где коммерческие  организации  имеют  полную  юридическую  и экономическую самостоятельность, ни о каком  внедрении  чего-либо  не  может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в  содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

 Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin.  Буквальный  перевод  с  английского  означает  “введение новаций” или в нашем понимании этого  слова  “введение  новшеств”.

Под  новшеством  понимается  новый  порядок, новый  обычай,  новый   метод, изобретение,  новое  явление.  Русское   словосочетание   “нововведение”   в буквальном  смысле  “введение   нового”   означает  процесс   использования новшества.

Таким  образом,  с  момента  принятия  к   распространению   новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).  Процесс введения новшества на рынок  принято  называть  процессом  коммерциализации.

Период времени между появлением новшества и воплощением его  в  нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо.   Новшеством  может быть новый порядок, новый метод,  изобретение.  Нововведение  означает,  что новшество используется.  С  момента  принятия  к  распространению  новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

  Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы  только  тогда получают общественное  признание,  когда  будут  приняты  к  распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают  как  нововведения (инновации).

4

 

Сущность инноваций.

Задачи модернизации российского общества требуют все более широкого внедрения инноваций во все сферы его жизнедеятельности. Сам термин “инновация” вошел в науку в ХIХ в., как необходимый показатель развития общества и отдельных его сторон.

С развитием инновационного движения стало уточняться и определение инновации. К примеру, инновации, как полагают некоторые исследователи, присущи такие характеристики, как:

1.     удовлетворение новой потребности;

2.     высокий риск и  высокая степень неопределенности;

3.     гибкость форм;

4.     обострение противоречий и конфликтов;

5.     наличие побочного, трудно предсказуемого результата;

6.     переход на новый уровень развития системы.

Одно из важнейших условий функционирования современных организаций – непрерывное нарастание изменений. Инновации выступают в качестве средства, позволяющего решать проблемы, возникающие в результате непрерывных изменений. Причем ставка на инновации становится ультрасовременной формой бизнеса.

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

В современных условиях инновации являются важнейшим элементом повышения эффективности деятельности различных организаций. Внедрение научных достижений и изобретений в организации обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой ею продукции (оказываемых услуг), применяемых технологий.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Понятие «инновации» как экономической  категории ввёл в научный оборот австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т. е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

5

Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.

 

Классификация инноваций.

Для  успешного  управления  инновационной  деятельностью  необходимо  тщательное изучение инноваций. Прежде  всего  необходимо  уметь  отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах  и  технологических  процессах (например, эстетические изменения –  цвета,  формы  и  т.  п.);  незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными  конструктивное  исполнение  и  не   оказывающих   достаточно заметного влияния на параметры,  свойства,  стоимость  изделия,  а  также   входящих в него материалов  и  компонентов;  от  расширения  номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью  удовлетворения текущего спроса  и  увеличения  доходов  предприятия.  Новизна  инноваций  оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций.  С  учетом этого строится классификация инноваций.

 В зависимости от технологических  параметров  инновации  подразделяются  на: продуктовые инновации,  они  включают  применение  новых  материалов,  новых полуфабрикатов и комплектующих;  получение принципиально новых  продуктов. процессные инновации означают новые методы организации  производства  (новые технологии). Процессные инновации  могут  быть  связаны  с  созданием  новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

       По типу   новизны   для   рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий).

      По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно  выделить:

-инновации на входе предприятия (изменения в выборе  и  использовании  сырья,

материалов, машин и оборудования, информации и др.);

-инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии,  информация  и

др.);

-инновации     системной     структуры      предприятия      (управленческой,

производственной, технологической).

   

 

6

       

      В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

-радикальные (базовые);

-улучшающие;

-модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте системных  исследований  (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом  сфер  деятельности предприятия.

     По этому признаку  выделяются инновации:

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента