Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:49, контрольная работа
По уровню управления различают решения, принимаемые на уровне:
заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;
министра.
По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и
частные (локальные).
I. Сущность и виды управленческих решений
II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
IV. Методы оптимизации управленческих решений
Список используемой литературы
I. Сущность и виды управленческих решений
II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
III. Подготовка, принятие
и организация выполнения
IV. Методы оптимизации управленческих решений
Список используемой литературы
I. Сущность и виды управленческих решений
Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт
управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает
эффективность функционирования предприятия.
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.
По уровню управления различают решения, принимаемые на уровне:
заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;
министра.
По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и
частные (локальные).
Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о
приватизации предприятий торговли.
Частные (локальные) решения касаются отдельных! текущих вопросов работы
производственной системы, например выявления и устранения причин
невыполнения заданий по объему товарооборота секцией магазина.
По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии;
экономическое — премирование работника;
организационное — создание новой секции в магазине.
По характеру принято различать следующие решения.
Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне секции, отдела.
Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.
Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне директора
предприятия или министра. Они охватывают различные стороны деятельности предприятия или отрасли.
Нормативные решения принимают центральные органы управления.
По форме подготовки и принятия различают единоличные, коллегиальные и
коллективные решения.
Единоличные решения принимает руководитель предприятия, подразделения.
Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа
специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.
Коллективные
решения принимает весь
По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стандартные и
творческие решения.
Стандартные
решения принимают в
Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому
целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а следовательно, механизирована и автоматизирована.
Творческие
решения возникают в
творческого подхода (например, решение о расширении ассортимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творческих решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материалов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т. п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.
В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения.
Детерминированные решения принимают при наличии полной и достоверной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.
Вероятностные решения приходится принимать в условиях недостаточной и неполной информации. Такие решения часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др.
Классификация управленческих решений носит во многом условный характер.
Однако набор требований, предъявляемых к качеству управленческих решений, обычно постоянен.
II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Существует ряд общих требований, которым должны соответствовать решения, принимаемые в процессе управления. К таким требованиям можно отнести следующие:
минимальное число корректировок;
сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение (ответственность должна быть равна его полномочиям);
единство распорядительства, т. е. решение (или распоряжение) должно исходить от непосредственного руководителя. На практике это означает, что вышестоящий руководитель не должен отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя;
строгая ответственность, т.е. управленческие решения не должны противоречить друг другу;
обоснованность — это означает, что управленческое решение должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развития;
конкретность;
полномочность — управленческое решение должно быть полномочным, т.е. должно быть принято органом или лицом, имеющим право принять его;
своевременность — управленческое решение должно быть своевременным, ибо задержка решения резко снижает эффективность управления.
Таковы основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений.
Эти требования следует в полной мере учитывать в процессе подготовки,
принятия и организации выполнения управленческих решений.
III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и
организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные этапы.
Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на следующие этапы: уяснение проблем, анализ исходной ситуации, постановка
задачи, разработка вариантов решения.
На этапе уяснения проблемы необходимо четко представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением. При этом важно ясно определить, что можно сделать для решения проблемы внутри системы и что и в какой степени зависит от окружающей среды.
Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации. На этом этапе
анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата.
Постановка задачи — это этап, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную определенность и определенную последовательность решения.
Разработка
вариантов решения —
управленческого решения. Основное содержание этого этапа заключается в
предложении различных вариантов решения поставленных задач. К разработке вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов может быть различным, но каждый вариант должен содержать четкую формулировку задачи, основные этапы ее решения по времени и данные о необходимых ресурсах (материальных, трудовых, финансовых), а также возможные последствия осуществления данного варианта.
Фаза принятия решения включает анализ предлагаемых вариантов и
выбор оптимального варианта.
Анализ предлагаемых
вариантов решения
руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критериальных показателей с аналогичными показателями по каждому варианту.
Выбор оптимального
варианта осуществляется
результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант — это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако любой из вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых соответствуют свои критерии оптимальности.
Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий.
Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решение
формулируется и документально оформляется, фиксируется (т.е. подписывается) руководителем, после чего задания доводятся до непосредственных исполнителей, т.е. осуществляется организация исполнения.
Заключительная фаза принятия управленческого решения – организация выполнения. Эта фаза включает доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана и организацию контроля.
Доведение
заданий до исполнителей
решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения.
Этап формирования организационного плана предусматривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем.
Организация контроля за исполнением решения — заключительный этап
исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполнению решения, а заключительный проводится по результатам исполнения и позволяет, с одной стороны, соизмерять цели и результаты, а с другой — осуществлять вознаграждения по результатам исполнения.
Процесс подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений подразделяется на ряд операций и процедур.
Операция — это законченное действие.
Процедура - набор операций, направленных на решение каких-либо управленческих задач.
Процедура подготовки, принятия и организации выполнения управленческого решения может быть представлена так:
-Последовательность и характер операции
-Исполнитель
-Постановка задачи
-Уяснение задач
-Сбор и обработка необходимой информации, изучение и оценка ситуации
-Выработка вариантов решения
-Анализ, обсуждение и оценка вариантов решения
-Выбор окончательного варианта решения
-Формулировка решения
-Документальное оформление решения
-Фиксация решения (подпись документа)
-Доведение заданий до исполнителей
-Формирование и реализация организационного плана
-Организация контроля
В процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих
решений принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их участия в этом процессе различна. На долю руководителя выпадают наиболее сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует специальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию, рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т. е. принимает окончательное решение, контролирует исполнение решения и несет ответственность за принятое решение и выполненные действия.
Специалисты выполняют в основном логические операции и процедуры. Они разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в необходимых случаях принимают участие в формировании и реализации организационного плана и контроля.
Технические исполнители выполняют в основном технические операции и
процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют в процессе организации контроля.