Сущность и виды управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

По уровню управления различают решения, принимаемые на уровне:
заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;
министра.
По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и
частные (локаль­ные).

Содержание

I. Сущность и виды управленческих решений

II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям

III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений

IV. Методы оптимизации управленческих решений

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2 (готовая)управл.реш.docx

— 30.91 Кб (Скачать файл)

                                              Содержание      

                           

I. Сущность и виды управленческих решений      

    

II. Требования, предъявляемые  к управленческим решениям

 

III. Подготовка, принятие  и организация выполнения управленческих  решений

 

IV. Методы оптимизации  управленческих решений

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   I.  Сущность и виды управленческих решений

     Решение —  это выбор альтернативы. Вместе  с тем решение — это продукт

управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает

эффективность функционирования предприятия.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.

По  уровню   управления  различают решения, принимаемые на уровне:

заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;

министра.

По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и

частные (локаль­ные).

     Общие решения  затрагивают систему в целом, например решения о

приватизации предприятий тор­говли.

     Частные (локальные) решения касаются отдельных! текущих  вопросов работы

производственной системы, например   выявления   и  устранения   причин

невыпол­нения заданий по объему товарооборота секцией мага­зина.

По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии;

экономическое — премирование  работника;

организационное — создание новой секции в  магазине.

По характеру принято различать следующие ре­шения.

     Оперативно-распорядительные  решения принимаются на уровне  секции, отдела.

Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.

     Хозяйственно-руководящие  решения принимаются на уровне  директора

предприятия или министра. Они охва­тывают различные стороны деятельности предприятия или отрасли.

     Нормативные  решения принимают центральные  органы управления.

По форме подготовки и принятия различают единоличные, коллегиальные и

коллективные решения.

     Единоличные  решения принимает руководитель предприятия, подразделения.

     Коллегиальные  решения обычно подготавливает  и принимает группа

специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.

     Коллективные  решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стандартные и

творческие решения.

     Стандартные  решения принимают в повторяющихся  ситуациях, когда изменяются лишь количественные параметры (например, решение о приемке партии товаров).

Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому

целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а следовательно, механизирована и автоматизирована.

     Творческие  решения возникают в неординарных  ситуациях и требуют

творческого подхода (например, решение о расширении ассортимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творческих решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материалов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т. п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения.

     Детерминированные  решения принимают при наличии полной и достоверной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.

     Вероятностные  решения приходится принимать  в условиях недостаточной и неполной информации. Такие решения часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др.

Классификация управленческих решений носит во многом условный характер.

Однако набор требований, предъявляемых к качеству управленческих решений, обычно постоянен.

     II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Существует ряд общих требований, которым должны соответствовать решения, принимаемые в процессе управления. К таким требованиям можно отнести следующие:

минимальное число корректировок;

сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение (ответственность должна быть равна его полномочиям);

единство распорядительства, т. е. решение (или распоряжение) должно исходить от непосредственного руководителя. На практике это означает, что вышестоящий руководитель не должен отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя;

строгая ответственность, т.е. управленческие решения не должны противоречить друг другу;

обоснованность — это означает, что управленческое решение должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развития;

конкретность;

полномочность — управленческое решение должно быть полномочным, т.е. должно быть принято органом или лицом, имеющим право принять его;

своевременность — управленческое решение должно быть своевременным, ибо задержка решения резко снижает эффективность управления.

Таковы основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений.

Эти требования следует в полной мере учитывать в процессе подготовки,

принятия и организации выполнения управленческих решений.

     III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений

Процесс решения включает три основные фазы: под­готовку, принятие и

организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные этапы.

     Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на следующие этапы: уяснение проблем, анализ исходной ситуации, постановка

задачи, разработка вариантов решения.

На этапе  уяснения проблемы необходимо четко представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением. При этом важно ясно определить, что можно сделать для решения проблемы внутри системы и что и в какой степени зависит от окружающей среды.

Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации. На этом этапе

анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата.

     Постановка  задачи — это этап, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную определенность и определенную последовательность решения.

     Разработка  вариантов решения — заключительный  этап фазы подготовки

управленческого решения. Основное содержание этого этапа заключается в

предложении различных вариантов решения поставленных задач. К разработке вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов может быть различным, но каждый вариант должен содержать четкую формулировку задачи, основные этапы ее решения по времени и данные о необходимых ресурсах (материальных, тру­довых, финансовых), а также возможные последствия осуществления данного варианта.

     Фаза принятия  решения включает анализ предлагаемых вариантов и

выбор оптимального варианта.

     Анализ предлагаемых  вариантов решения осуществляется обычно

руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критериальных  показателей   с аналогичными   показателями   по каждому варианту.

     Выбор оптимального  варианта осуществляется обычно  руководителем по

результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант — это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако  любой из вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых соответствуют свои  критерии оптимальности.

Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий.

Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решение

формулируется и документально оформляется, фиксируется (т.е. подписывается) руководителем, после чего задания доводятся до непосредственных исполнителей, т.е. осуществляется организация исполнения.

Заключительная фаза принятия управленческого решения – организация выполнения. Эта фаза включает доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана и организацию контроля.

     Доведение  заданий до исполнителей предполагает, что смысл принятого

решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения.

Этап формирования организационного плана предусматривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем.

     Организация  контроля за исполнением решения — заключительный этап

исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполнению решения, а заключительный проводится по результатам исполнения и позволяет, с одной стороны, соизмерять цели и результаты, а с другой — осуществлять вознаграждения по результатам исполнения.

Процесс подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений подразделяется на ряд операций и процедур.

     Операция —  это законченное действие.

     Процедура - набор  операций, направленных на решение каких-либо управленческих задач.

Процедура подготовки, принятия и организации выполнения управленческого решения может быть представлена так:

-Последовательность и характер операции

-Исполнитель

-Постановка задачи

-Уяснение задач

-Сбор и обработка необходимой информации, изучение и оценка ситуации

-Выработка вариантов решения

-Анализ, обсуждение и оценка вариантов решения

-Выбор окончательного варианта решения

-Формулировка решения

-Документальное оформление решения

-Фиксация решения (подпись документа)

-Доведение заданий до исполнителей

-Формирование и реализация организационного плана

-Организация контроля

 

В процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих

решений  принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их участия в этом процессе различна. На долю руководителя  выпадают наиболее сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует специальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию, рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т. е. принимает окончательное решение, контролирует исполнение решения и несет ответственность за принятое решение и выполненные действия.

Специалисты   выполняют   в   основном   логические операции и процедуры. Они разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в необходимых случаях принимают участие в формировании   и    реализации организационного   плана   и контроля.

Технические исполнители выполняют в основном технические операции и

процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют в процессе организации контроля.

Информация о работе Сущность и виды управленческих решений