Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 08:04, контрольная работа
В данной работе автор рассматривает сущность управленческих решений, характерные особенности управленческих решений, факторы, определяющие их качество и эффективность.
1. Введение (3)
2. Управленческие решения в менеджменте (5)
3. Виды управленческих решений и их классификации (10)
4. Заключение (15)
5. Список литературы (16)
6. Приложение 1 (17)
7. Приложение 2 (20)
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей, экономики и права»
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми
Экономический факультет
Заочное отделение
Кафедра экономики и менеджмента
Направление 080200 «Менеджмент»
Контрольная работа
По дисциплине:
Тема: Сущность и роль управленческих решений, их классификация
Студента 4 курса
Преподаватель
Научная степень,
звание
Пермь 2014
Содержание
Введение
Управленческое решение - это выбор альтернативы, т.е. способа решения. Оно является существенной и неотъемлемой частью общей работы каждого руководителя.
Менеджмент - эта форма управленческой деятельности, которая должна обеспечивать упорядоченною работу соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.
Современный менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других и все это только для начала. Он должен знать своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе.
Очень важна такая черта менеджера, принимающего управленческие решения, как профессионализм. В обычной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решения – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки, знания техпроцесса, используемого в производстве, опыта. Совсем не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать управленческие решения.
В современный период, особенно в связи с работой в условиях рыночной экономики складываются объективные факторы, ведущие к усложнению задач принятия управленческих решении. Расширяются масштабы и разнообразие экономического и социально-культурного общения между странами всего мира. Более сложными и разветвленными становятся финансовые, экономические, социальные, технические, организационные связи. Ускоряется темп общественно-политических процессов, увеличивается объем информации, которую нужно переработать и использовать. Стремительно развивается наука и техника. В этих условиях необходимо учитывать ограниченность природных и трудовых ресурсов, усложнение объектов управления, повышение сложности решаемых задач.
Все это предъявляет повышенные требования к качеству управленческих решений и к оперативности их принятия и реализации. Современные методы кооперации труда и организации комбинированного производства и управления требуют исключительно высокой трудовой и производственной дисциплины, формирования сплоченного коллектива, большой творческой отдачи работников в процессе труда, системного подхода к решению проблем управления производством. В связи с этим возникает проблема развития демократических форм подготовки и принятия управленческих решений, рационального сочетания принципа единоначалия с коллегиальностью и коллективностью в выработке и принятии управленческих решений.
В данной работе я рассматриваю сущность управленческих решений, характерные особенности управленческих решений, факторы, определяющие их качество и эффективность. В этой работе я использовала научные труды таких авторов: Майкл Х. Мескон, В.Р. Веснина, О.С. Виханского, А.И. Наумова, журналы «Менеджмент в Росси и за рубежом», Интернет.
1. Управленческие решения в менеджменте
Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия или воздержатся от них, связанные с достижением целей организации преодолением стоящих перед нею проблем. Любому поступку человека или всего коллектива предшествует принятие решения. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, не смотря на универсальность решений их приятием процессе управления организацией или предприятием существенно отличается от решений, принимаемых в обычной, частной жизни.
Что отличает управленческое решение, принимаемое менеджером от решения обычного человека? Менеджер принимает решения исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблемы конкретной организаций и его решения, последствие этих решений могут существенно повлиять на жизнь многих людей, сотрудников, клиентов, партнеров.
Менеджер готовит и принимает решения в рамках своей служебной деятельности. Такая деятельность характеризует его труд как руководителя, который лично принимает решения или организует работу сотрудников по подготовке, распределению решений по уровням системы управления (см. приложение № 3) и реализации различных управленческих решений. Поэтому ошибки в принятии управленческих решении могут привести к большим негативным последствиям. И в связи с этим закономерным является требование к повышению эффективности управленческого решения на основе научного подхода к их формированию, выбору, определению норма - правовых критериев (стандартов, правил, кодексов).
В теории принятия управленческих решении используются термин - «лицо, предпринимающее решения » (ЛПР)- это может быть один человек - индивидуальное ЛПР или группа людей - групповое ЛПР. Например, совет директоров, учредителей, акционеров словом группа людей, определяющая цели и пути развития организации или предприятия.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.
Информация часто бывает избыточной или просто не нужной, следовательно, необходимо уметь выделять нужную информацию, она называется релевантная информация – информация, имеющая непосредственное отношение к проблеме. Подобная информация становится базовой при принятии управленческого решения, по этому должна быть максимально точной.
На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
В процессе принятия решения всегда найдутся множество разнообразных вариантов решения проблемы. Например, как в старинных русских сказаньях, про добрых молодцев ищущих счастья и стоящих на распутье около камня, на котором написано «направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь - голову потеряешь, прямо пойдешь - мечту свою найдешь», такое множество вариантов предлагаемых для решения проблем называется альтернативой .
Выбор альтернативы – это выбор наилучшего варианта решения. Причем варианты могут быть направлены как на изменения ситуации, таки на сохранения существующего положения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческое решение – это выбор альтернатив, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочии и компетентности и направленный на достижение целей организации. Если нет альтернатив то нет и выбора, а следовательно - нет решения. Например, «О подготовке к отопительному сезону» не является принятием решения, хотя иногда так и называется.
Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение называется оптимальным , если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора.
Решение называется рациональным (
Можно понятие «принятие решения» трактовать в узком и широком смысле:
В узком смысле – это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора , осуществляемый индивидуальным ЛПР или групповым ЛПР с помощью определенных правил.
В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение». В узком плане решение можно также трактовать как результат выбора , тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т.п.) осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов.
В широком смысле – это процесс,протекающий во времени, стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Существует ряд обстоятельств, которые снижают успешность решения проблем. К ним относятся:
- ориентация только на
- неоправданное разделение
- отсутствие предварительно
- неорганизованность, непоследовательность
процесса разработки решения; принятие
по одной и той же проблеме
нескольких решений, мало связанных
друг с другом, не учитывающих
имеющийся опыт; медлительность
из-за неуверенности в своих
силах или излишней
- субъективизм разработчиков
- Избыточность или
К методам реализации решения предъявляется ряд требований:
1. практическую применимость , соответствие их содержанию и объективным условиям претворения решения в жизнь, а не желаниям и способностям исполнителей. Лучше вообще не начинать дела, нежели применять негодные, а то и недозволенные методы лишь на том основании, что они хорошо известны, удобны или кого-то устраивают.
2. экономичность , подразумевающую, что эффект, полученный при реализации принятого с помощью этих методов решения, будет связан с уменьшением затрат;
3. точность , обеспечивающую соответствие полученного результата тому, что ожидалось. Однако она требует повышенных затрат, нарастание которых происходит столь стремительно, что ею не следует злоупотреблять;
4. надежность , гарантирующую обусловленное количество сбоев и отсутствие ситуаций с повышенным риском;
5. простота , но стоит иметь в виду что сложные проблемы не решают простыми методами, например сменой руководства.
При принятии управленческого решения менеджер должен понимать, что на эффективность решения оказывают влияния следующие факторы:
1. Понятность проблемы и
2. Характер взаимоотношений
3. Занимаемая должность автора.
4. Личностные моменты.
5. Наличие времени для принятия и реализации управленческого решения.
6. Четкое распределение
Информация о работе Сущность и роль управленческих решений, их классификация