Сущность и содержание понятия менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций

Вложенные файлы: 1 файл

10-140 Сущность и содержание понятия менеджмент.Отношения категории менеджмента и управления.ИМИТ.2013.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

  1. Создание организационных структур как функция менеджмента

Каждый сотрудник фирмы должен знать, что ему надо делать в той или иной ситуации. Лишь в очень маленькой организации ее руководитель может сам рассказать каждому об его обязанностях. Возможности психики любого человека ограничены - психологи установили, что число непосредственных подчиненных у начальника, который ежедневно с ними работает, должно быть не более семи (если больше - деловой контакт оказывается поверхностным). Поэтому создают иерархические системы управления - рядовой работник действует под началом руководителя группы, тот имеет дело с руководителем отдела. Руководитель отдела подчиняется одному из директоров, а те - генеральному директору. Обычно у Первого лица предприятия (топ-менеджера, генерального директора) - четыре непосредственных помощника - по производству (технический директор или главный инженер), по финансам (финансовый директор, иногда главный бухгалтер), по маркетингу (директор по маркетингу, иногда начальник отдела сбыта), по персоналу (начальник управления кадров, директор по кадрам). Каждому из них подчиняются свои службы, состоящие из отделов, цехов и иных структур.

Письменные инструкции, указывающие права и обязанности сотрудников и правила действий в тех или иных случаях, также имеют целью согласованность действий и обеспечивают единство фирмы как хозяйствующего субъекта. Организационную структуру фирмы можно сравнить со скелетом живого существа, но только этот скелет рукотворный – его создает и меняет главный менеджер.

  1. Руководство.

Команда – это те, с кем менеджер работает ежедневно. Высокий профессионализм и ответственность членов команды, слаженность их работы, взаимная поддержка обеспечивают успех. И наоборот, плохой подбор команды может сделать беспомощным даже самого сильного менеджера. Если приказы не исполняются, письма теряются, встречи срываются из-за бестолковости сотрудников, которым поручено их организовать, то ожидать эффективной работы фирмы невозможно. Создание команды – одно из самых важных дел менеджера. Менеджер управляет с помощью распоряжений, приказов, которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения.

  1. Координация.

Совещания. Одно из основных условий успешной деятельности организации – согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели – цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Эффективная организация потоков информации должна быть достаточной, но не излишней. Поэтому совершенно необходимы регулярные совещания менеджеров.

Типовая процедура подготовки делового документа. Координация действий менеджеров происходит и при подготовке документов - планов, приказов, предложений, направляемых в другие организации, ответов на распоряжения и запросы властей и др.

Поиск компромиссов. Менеджер должен быть уверен в своей точке зрения и уметь ее отстаивать. Но для блага дела иногда полезно идти на компромиссы. Искусство компромисса - одно из самых сложных, но и необходимых для менеджера.

  1. Контроль

Контроль и корректировка планов. Сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины, которые обсуждались в начале настоящей главы, нарушают наши планы. Эти нарушения, прежде всего, надо обнаружить с помощью системы контроля. На менеджере лежит обязанность контроля за выполнением принятых ранее решений, не только включенных в план, но и оперативных, текущих. Частично контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов. При планировании собственной работы менеджеру следует предусмотреть регулярные проверки деятельности своих подчиненных, причем не только членов своей команды, но и всех остальных работников организации. Могут применяться как официальные отчеты и аттестации, так и неформальные беседы. Надо отметить, что беседа с менеджером, стоящим на иерархической лестнице на несколько ступеней выше, производит большое положительное воздействие на сотрудника. В Великобритании считается, что генеральный директор должен побеседовать с каждым сотрудником хотя бы раз в год. К сожалению, в России подобные собеседования не приняты.

Выборочный контроль. В задачах контроля качества продукции выборочный контроль применяется, когда контроль является разрушающим, либо по экономическим соображениям. В организационных системах первое основание для применения выборочного контроля отпадает, зато второе справедливо едва ли не чаще, чем в промышленности.

Выборочный контроль работы сотрудников также может быть полезен. При этом наряду с выборкой людей  полезна и выборка из совокупности дел, которыми занимается данный сотрудник. Сравнительно небольшие затраты времени менеджера позволяют держать под контролем обе рассматриваемые совокупности, каждый элемент который имеет некоторую (одну и ту же для всех элементов совокупности) вероятность быть отобранным т тщательно проконтролированным.

  1. Контроллинг

Контроллинг (от англ. control – руководство, регулирование, управление, контроль) – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе (т.е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др.). «Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки» (в том числе компьютерной) «основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений».

Таким образом, развитие менеджмента в ХХ в. можно описать формулой: от Файоля к контроллингу. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV - XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и др. странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х годов.

Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может освободить менеджеров от функций управления. Основные идеи контроллинга изложены в монографиях.

Отношения категории менеджмента и управления

 

Для определения сходства и различия между русским словом «управление» и английским «management» следует рассмотреть английские эквиваленты, обозначающие управление в системах различного класса.

1. Для обозначения управления в технических системах в английском языке используется слово «control» (или «drive» – при управлении автомобилем).

2. Для обозначения управления в организациях (на предприятиях, в фирмах) в английском языке используется слово «management».

3. Если речь идет об управлении государством или регионом, то в английском языке используется слово «government».

4. Если англичане говорят о процессе управления человека самим собой, то они используют слово «govern».

Таким образом, слова «управление» и заимствованное из английского языка «менеджмент» являются синонимами, если речь идет об управлении организацией. Именно в таком значении эти слова будут употребляться в дальнейшем. При этом под организацией (предприятием, фирмой, учреждением и т. д.) понимается объединение двух человек или большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.

Независимо от характера господствующих производственных отношений, специфики организации производства, никакая экономическая система не может существовать без управления. К. Маркс в «Капитале» писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов».

В самом общем виде можно дать следующее определение системы управления производством.

Управление производством – это целенаправленное воздействие на производство в соответствии с требованиями экономических законов, в интересах хозяйствующих субъектов для достижения поставленных ими целей.

Конечной и главной целью любого производства в его общественном масштабе является создание материальных благ и удовлетворение потребностей людей, а средствами ее достижения являются рост и совершенствование производства, повышение его эффективности, прибыльности, ускорение НТП и т. д. На уровне предприятия (фирмы) конечная цель – это получение дохода, прибыли, а удовлетворение потребностей людей – средство достижения цели.

Конкретно система управления состоит из следующих элементов:

– механизм управления (хозяйственный механизм) – включает в себя функциональные блоки управления – планирование, ценообразование, финансово-кредитный механизм и т. д.;

– структура управления – включает систему органов управления, кадры управления, технические средства и т. д.;

– процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению поставленных целей с помощью выбранной системы методов управления, в основе этой деятельности лежит процесс принятия и реализации решений.

Управление достигает стоящих перед ним целей применением соответствующих методов, организационных форм, инструментов управления, работой управленческих кадров.

Субъекты и объекты управления. Их иерархия может быть представлена следующим образом: само производство как совокупность техники, технологии и материальных ресурсов (вещественный фактор) всегда выступает как объект управления.

Личный фактор – люди, управленческие органы, управленческие кадры могут выступать как субъектами, так и объектами управления:

а) органы управления и управленческие кадры по отношению к вещественному фактору и подчиненным трудовым коллективам и работникам являются субъектами управления, последние выступают как объекты;

б) органы управления, руководители по отношению к вышестоящим органам являются объектами управления;

в) работники, участвуя в различных органах производственного самоуправления, могут являться субъектами управления по отношению к вещам и производственным процессам.

Функции управления. Основополагающий элемент системы управления – это сама управленческая деятельность, осуществление различных функций управления. Такими функциями являются:

– сбор, обработка информации и анализ объекта управления;

– выбор стратегии производственной деятельности;

– планирование;

– организация и регулирование;

– учет и контроль.

Реализацию некоторых функций осуществляет общее руководство предприятием. Для осуществления других функций создаются специальные органы управления, которые поэтому и носят название функциональных.

Методы управления. Особое место в системе управления занимают методы управления, которые представляют собой способы воздействия на людей в процессе производства для достижения поставленных целей. Методы управления объективно обусловлены существующими в экономике отношениями и являются важнейшим средством реализации объективных законов развития общества. В зависимости от сложившихся в обществе экономических отношений и политической надстройки различают две группы методов управления:

1) административные;

2) экономические.

Характерными чертами административных методов управления являются:

– управление с помощью отдачи команд и приказов сверху вниз;

– основа управления – плановые задания, которые имеют адресный, директивный характер;

– использование преимущественно натуральных показателей и игнорирование стоимостных, товарно-денежных;

– приоритет общегосударственных интересов перед коллективными и личными и др.

Характерными чертами экономических методов управления являются:

– отсутствие прямой адресности и директивности в руководстве;

– широкое использование косвенных инструментов воздействия на производство;

– использование коллективных и личных материальных интересов;

– опора на товарно-денежные отношения и стоимостные категории.

Категория «управление» неразрывно связана с понятием «менеджмент».

Менеджер – в переводе с английского – управляющий, а менеджмент – искусство управления. Иногда под менеджментом понимают руководство предприятия, фирмы. Но руководство есть и в правительстве, и в армии, и в церкви, но никто и никогда не называет министра, командира полка, настоятеля менеджером. Поэтому понятие «менеджмент» применяется только в экономике, когда речь идет об управлении собственностью с целью извлечения прибыли или достижения коммерческих целей. Следовательно, появление менеджмента следует связывать с появлением частной собственности в таких размерах, которые требовали выделения специальных функций для управления ею.

Информация о работе Сущность и содержание понятия менеджмент