Сущность реструктуризации, и ее значение в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

В наше время в России, не смотря на экономический кризис, происходит перестройка структуры экономики. Главной целью процесса становиться реструктуризации предприятия, включающая широкий комплекс методов, инструментов и форм для обеспечения устойчивого развития.
Реструктуризация, латинское слово структура (structura), означает порядок, строение, расположение. Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (другими словами порядка, расположения ее элементов), а так же составляющих, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Глава 1. Основные теоретические аспекты сущности и форм реструктуризации предприятий…………………………………
Понятие и сущность реструктуризации предприятия…………
Этапы реструктуризации предприятия…………….. 13
Виды проведения реструктуризации предприятия……. 16
Экономический кризис как элемент внешней среды предприятия…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 91.57 Кб (Скачать файл)

А так же  осуществляются организационные меры, включая замену руководящего состава кредитной организации, реорганизацию, в том числе слияние с другими кредитными организациями, продажу части принадлежащего этой кредитной организации имущества.

Финансовая поддержка оказывается только жизнеспособным кредитным организациям. У кредитных организаций, которые, по оценке Банка России, не имеют перспектив на восстановление нормальной деятельности, лицензии будут отбираться.

Государство принимает участие в процессе реструктуризации в ограниченном круге проблемных банков, которые относятся к категории так называемых опорных региональных банков и крупных многофилиальных банков Данные банки в совокупности с банками, сохранившими финансовую устойчивость, должны обеспечить потребности в банковских услугах всех регионов России. Ввиду ограниченности ресурсов на проведение реструктуризации банковской системы поддержка банков со стороны государства будет производиться постепенно, в течение определенного времени.

Очередность в решении вопросов о поддержке регионов в ходе реструктуризации их банков, целесообразно исходить из приоритетов, определяемых не только Банком России, но и правительством. При этом должны быть учтены приоритетность региона с точки зрения государственной социально-экономической политики и уровень обеспеченности региона банковскими услугами. Предпочтение следует, естественно, отдавать регионам с низким уровнем обеспеченности банковскими услугами. Остальные банки должны решать свои проблемы самостоятельно, без финансовой поддержки со стороны государства.

Для создания благоприятных условий рекапитализации проблемных банков можно предпринять целый ряд мер, в том числе отменен запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте. Участникам предоставлено право проводить оплату увеличенного капитала кредитных организаций материальными активами, в том числе и недвижимым имуществом.

Программа реструктуризации должна учитывать и опыт других развивающихся рынков, где в основе подобных программ лежали четыре принципа, уже доказавшие свою действенность:

  • укрупнение финансовых учреждений, сокращение количества банков с целью формирования более жизнеспособных единиц и концентрации ограниченных ресурсов в немногих кредитных учреждениях;
  • создание универсальных финансовых институтов, участвующих во всех направлениях финансовой деятельности, в частности более активная интеграция;
  • банков и страховых компаний, а также коммерческих и инвестиционных банков;
  • введение механизмов жесткого контроля за деятельностью банков;
  • увеличение доли иностранного капитала в финансовом секторе с целью  привлечения нового капитала, свежих идей, навыков и технологий, а                            также восстановления доверия инвесторов и вкладчиков.

     3.6. Оздоровление банковской системы России. АРКО.

Основные затраты по оздоровлению банков несут акционеры банков, кредиторы и государство. Степень участия каждой из указанных групп определяется в зависимости от модели реструктуризации банковского сектора, используемой в конкретной стране.

Так как государство ограничено в финансовой возможности, поэтому Правительство России и Банк России были вынуждены сконцентрировать свои усилия по оздоровлению относительно небольшой группы банков, проблемы которых оказывали достаточно сильное влияние на общую ситуацию в экономике.

Правительством России при непосредственном участии Банка России было создано в качестве специализированной организации Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Такой подход к управлению процессом реструктуризации достаточно хорошо зарекомендовал себя в целом ряде стран, переживших системный банковский кризис.

Этим достигаются основные цели - способствовать преодолению кризиса российской банковской системы восстановлению ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций осуществление платежей и расчетов, предоставление кредитов субъектам экономики, аккумуляция и обеспечение сохранности денежных средств юридических лиц и населения.

Необходимо подчеркнуть, что реструктуризация банковской системы не сводится к созданию и деятельности Агентства, хотя последнему и отводится важная роль. Происходит, естественно и саморегулирование банков.

Сегодня АРКО имеет четко очерченный горизонт ответственности. Он определен рамками Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», положения которого были согласованы с международными финансовыми организациями.

Одним из важных направлений деятельности Агентства является работа с активами, приобретенными у кредитных организаций или переданными ими Агентству в управление. Агентство приобретает активы, в том числе в виде имущественных комплексов, участвует при заключении сделок купли - продажи активов в качестве посредника, организует соответствующие "торговые площадки". Активы приобретаются как у кредитных организаций, которые находятся под управлением Агентства, так и у других действующих и ликвидирующихся кредитных организаций. Для определения рыночной стоимости приобретаемого актива Агентство вправе в необходимых случаях привлекать независимых оценщиков. Целью приобретения активов у кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, является реструктуризация кредитной организации в соответствии с согласованным планом реструктуризации. Приобретение активов у других кредитных организаций осуществляется по их рыночной стоимости, тем самым будет обеспечиваться формирование рынка проблемных, низколиквидных банковских активов. 
Целью приобретения активов у ликвидирующихся кредитных организаций является повышение эффективности ликвидационных процедур, сохранение имущественных комплексов ликвидируемых кредитных организаций. Агентство в тех случаях, когда оно является кредитором кредитных организаций, при необходимости инициирует рассмотрение дел об их банкротстве, а также участвует в ликвидационных процедурах. Приобретение активов у ликвидирующихся кредитных организаций осуществляется по их рыночной стоимости.

 

 

 

3.7 Использование банковского  консалтинга.

В настоящее время в России существуют как небольшие банки с количеством сотрудников не более десяти, так и огромнейшие банки с трудовыми коллективами свышеше тысячи человек.

Банки, которые не в состоянии иметь собственный аналитический отдел, отдел банковских технологий, могут прибегнуть к помощи специальных консалтинговых (консультационных) фирм. Для этого по договору с консалтинговой фирмой создается антикризисная команда, состоящая из сотрудников фирмы и служащих банка. Такая команда в состоянии предложить и осуществить реальные действенные меры по внедрению процессов, повышающих доходность банка.

В крупном банке, имеющем свой аналитический, технологический отдел, отдел банковских технологий, сотрудники консалтинговой фирмы проводят совместный анализ программ, разработанных отделами этого банка, выявляя специфику и формируя новую структуру внедряемых технологий – программу преобразования деятельности банка.

Прибегая к услугам внешней консалтинговой фирмы, организация получает возможность взглянуть на себя одновременно и «изнутри», и «извне». Этого трудно добиться, пытаясь решить проблемы исключительно собственными силами. Совмещение этих двух точек зрения при выработке стратегии и тактики реструктуризации деятельности банка дает особенно четкую картину существующего положения и наиболее ясное понимание того, как нужно действовать дальше. Сформулировав совместно с консультируемым банком предложения и меры по совершенствованию его деятельности, консалтинговая фирма может принять участие в их реализации.

Основные направления банковского консалтинга.

  • Маркетинговый консалтинг – формирование новых услуг, анализ рынка потенциальных клиентов, привлечение новых клиентов.
  • Финансовый консалтинг – это консалтинг в области финансово-экономического анализа, финансового управления банком. Проводится анализ финансовых коэффициентов, анализ его финансового состояния, анализ управления ликвидностью, разработка антикризисных программ.
  • Структурная перестройка и реинжиниринг – практическая реализация программы антикризисного управления. Разработанные на предыдущих этапах консалтинговых процедур меры антикризисной программы выполняются на данном этапе. В рамках этого вида консалтинга возможен целый спектр мероприятий, начиная от структурной перестройки и изменения взаимосвязей между подразделениями до выработки системы материального стимулирования, системы формирования бюджетов подразделений. Реинжиниринг, полная перестройка банка – весьма трудоемкий процесс. Его продолжительность даже для среднего банка составляет не менее года. Реинжиниринг нельзя назвать широко распространенной процедурой, но потребность в структурной перестройке, в мерах, способных удержать банки от «падения в пропасть», очень велика.
  • Базовый консалтинг – информационное обследование кредитной организации с целью подготовки рекомендаций по оптимизации ее структуры и технологии работы. В рамках базового консалтинга проводится полное обследование банка с целью анализа технологических процессов, выработке рекомендаций по улучшению ситуации в банке, по изменению структуры затрат, оптимизации организационной структуры банка, развитию новых направлений деятельности, повышению эффективности технологии управления и т.д. На этом этапе создается бизнес-модель банка asis (как есть). Такая модель может служить обоснованием необходимости структурной перестройки банка в целом или его отдельных подразделений.
  • Организационно-технологический консалтинг – проведение анализа необходимой структурной перестройки банка, что позволяет оценить реальные взаимосвязи между сотрудниками подразделений и, при необходимости, оценить профессиональную деятельность каждого сотрудника банка. В рамках проведения этого вида консалтинга можно сформировать внутреннюю нормативную документацию банка: положения о подразделениях, о взаимодействии ее подразделений, должностные инструкции и другие. Опыт показывает, что в большинстве банков такие документы отсутствуют, но их наличия требует ЦБ РФ.
  • Информационно-технологический консалтинг – консультирование в области оптимизации информационных технологий. Главная цель информационно-технологического консалтинга - оптимизация действующей информационной системы банка, оценка необходимости ее модернизации или полной замены.

Отсутствие оперативной и достоверной информации у руководителя может привести к негативным, возможно, непоправимым последствиям. Только четкая организация потоков информации и возможность быстро отфильтровывать из них данные, нужные именно сегодня, позволяют руководству банка принимать решения в нестабильной кризисной обстановке.

  • Нормативно-бухгалтерский консалтинг – представляет наибольший интерес для небольших региональных банков. В рамках данного вида консалтинга разрабатываются наиболее эффективные схемы бухгалтерского учета и налогообложения.

В последнее время ужесточились требования к качеству управления кредитными организациями. Оно характеризуется, в частности, наличием добротной «Учетной политики банка», должностных инструкций, положений о подразделениях банка.

«Учетная политика» – это один из самых серьезных банковских документов, который охватывает все нюансы деятельности кредитной организации. Аудитор может не подписать аудиторское заключение, если в результате проверки будут обнаружены документы или проводки, не нашедшие отражения в «Учетной политике банка».

Разработка «Учетной политики банка» - еще один повод пристальнее присмотреться к деталям организации денежных потоков внутри банка, выявить и устранить узкие места.

 

3.7. Банковские технологии.

Информационные и банковские технологии играют огромную роль в кардинальной технологической перестройке финансовых учреждений.

Банковская деятельность сводится к созданию, обработке и хранению очень специфической по содержанию и весьма строго формально организованной информации. С содержательной точки зрения безразлично, каковы носители этой информации (пергамент, бумага, магнитная пленка). С формальной точки зрения, внедрение электромагнитных носителей создает объективную необходимость привести способы организации банковской деятельности в самом широком смысле в соответствие с характером новых средств обработки информации – реструктурировать банковскую деятельность.

В банке имеются подразделения банковских технологий и автоматизации и состоят из наиболее квалифицированных сотрудников. Они хорошо ориентируются в технологиях работы банка, современных методах решения сложных задач, таких как структурный анализ системный и объектно-ориентированный подходы и так далее. Они способны активно осуществлять реструктуризацию банка на основе этих методов и подходов. Таким образом, можно предвидеть повышение роли подразделений, непосредственно связанных с современными банковскими технологиями, в обновлении российской банковской системы. Но к сожалению во многих банках отсутствуют специалисты, близко знакомые с современными банковскими технологиями управления, в том числе и  реструктуризацией, что привело к тому положению, в котором находится сейчас наша банковская система.

 Заключение.

Правительство России не совсем довольно тем, как проходит реструктуризация банковской системы. Власти опасаются, что слабые банки не смогут адекватно обслуживать быстро растущую промышленность. Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) не хватает средств на быстрое оздоровление системообразующих проблемных банков.

Чтобы форсировать процесс оздоровления банковской системы, правительство рассматривает вопрос возврата к ситуации, когда банк может по собственной инициативе обратиться в АРКО за помощью. Сейчас же по Закону о реструктуризации банков он должен дожидаться момента, когда он окажется на грани банкротства. И лишь после этого ЦБ может рекомендовать АРКО взять этот банк под свою опеку.

Финансовые возможности агентства пока не позволяют заниматься оздоровлением банковской системы. В ходе рассмотрения бюджета 2000 года в Думе Минфин нашел для АРКО 1 млрд. руб. прямого финансирования и 4 млрд. руб. гарантий под выпуск облигаций агентства.

Однако правительство скорее всего в этом году лишь ограничиться констатацией того факта, что денег на банки мало. Увеличить финансирование помешает жесткое ограничение бюджетных расходов. Кроме того, до сих пор не понятно, какую именно банковскую систему хочет увидеть государство и хочет ли оно возрождать прежние системообразующие банки.

Единственное, что сейчас реально сможет сделать правительство, - это внести поправки к Закону о реструктуризации кредитных организаций, позволяющие АРКО договариваться с банками о реструктуризации на добровольной основе. С надеждой, что в следующем году на это будут выделены какие-то средства.

Накопленный за последние 16 лет опыт Чили, Аргентины, Мексики, а недавно – и Южной Кореи позволяет говорить о некоторых принципах, которые могли бы использовать для успешной реструктуризации финансового сектора в России. Конечно, речь идет не о простом механическом переносе этого опыта, а о его умелой адаптации к российской действительности.

Важной предпосылкой для успешной реструктуризации является готовность правительства создать условия, привлекательные для инвестирования в реальный сектор экономики. На данном этапе, как в прочем, и на протяжении прошедших семи лет, непомерные процентные ставки, обусловленные бюджетным дефицитом, а также несовершенный законодательный и бюджетный режимы способствовали тому, что появилось два разобщенных мира: финансовый и «реальный».

Очевидно, что осуществление программы реструктуризации банковской системы требует сильной политической воли. Однако успешной такая программа может быть только при условии одновременного решения проблем реальной экономики. Финансовый сектор будет играть жизненно важную роль при оказании помощи другим отраслям экономики, но в конечном счете без решения структурных проблем в этих отраслях не обойтись

Информация о работе Сущность реструктуризации, и ее значение в условиях экономического кризиса