Сущность управления в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 00:36, лекция

Краткое описание

1. Сущность управления в АПК. Предмет, метод и задачи науки управления.
2. Формирование и функционирование систем управления.
3. Закономерности управления производством.
4. Основные принципы управления производством.
5. Функции управления сельскохозяйственным производством

Вложенные файлы: 1 файл

1_osn_teorii.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Управляемая и управляющая системы тесно связаны между собой с помощью прямой входной информации от субъекта к объекту и выходной – от объекта к субъекту, чем и обеспечивается постоянное взаимодействие, их функционирование и развитие.

В то же время управляемая система в значительной мере развивается по своим законам, которые определяют ее действия. В соответствии с законом обратной связи она оказывает обратное влияние на содержание, формы и методы управления. Нельзя забывать и о воздействии внешней среды. Следовательно, при совершенствовании управляющей системы должны учитываться тенденции и направления развития управляемого объекта и внешней среды.

 

 

  1. Законы и закономерности управления производством.

 

Управление производством не просто сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели, - это научное управление, осуществляемое на основе познания и использования объективных законов и закономерностей.

В управлении категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и закон, закономерность устанавливает общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.  В теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом осмыслении и исследовании.

Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности. [Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости и т.д.] В процессе управления учитываются так же законы психологии, социологии и др. наук. Кроме того, каждая отрасль общественного производства имеет свои закономерности, отражающие особенности техники и технологии, специфику труда и т.д. [Например, закономерности специализации и концентрации производства в отраслях сельского хозяйства иные, чем в промышленности.] Без учета этих закономерностей управление не может быть эффективным. Помимо общих законов и закономерностей, присущих социально-экономической системе, управление подчиняется также своим специфическим законам и закономерностям, наиболее общими из них являются следующие:

Закономерности управления производством:

  1. Единство системы управления производством означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Единство системы управления производством устанавливается не автоматически. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется, т.к. его нарушение снижает эффективность производства.
  2. Пропорциональность производства и управления. Эта закономерность находит свое проявление через количественные и качественные связи между управляющей и управляемой  подсистемами. Это означает, что увеличение управляемой подсистемы диктует необходимость определенного расширения управляющей, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере и уровню производства. Кроме того, в последние годы происходят качественные изменения: новая оргтехника существенно изменила качество управленческого труда. Автоматизация производства, компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает работников, занятых в сфере управления. В результате происходит перераспределение трудовых ресурсов между управлением и производством.
  3. Сочетание централизации и децентрализации управления. При централизованном управлении каждое из звеньев управления подчинено  центральным органам управления и обязано согласовывать с ним все свои решения. Однако полная централизация управления в социально-экономической системе принципиально невозможна. В с/х производстве подразделения предприятия различаются условиями работы, решаемыми задачами, интересами. Учесть при управлении специфику работы всех производственных коллективов  можно лишь предоставив им право самостоятельно решать те или иные проблемы, т.е. путем децентрализованного управления. В каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления.
  4. Специализация управления. Суть этой закономерности состоит в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников, поэтому возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий между отдельными руководителями и коллективами.
  5. Дифференциация неотделима от интеграции – объединения разрозненных, специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.
  6. Демократизация управления – участие в управлении трудовых коллективов. Управление будет эффективным только в том случае, если оно будет соответствовать интересам работников. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.
  7. Управление временем. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности производства.  Запаздывание с принятием управленческих решений приводит к ухудшению показателей эффективности все системы.

Как и экономические законы, закономерности управления объективны, их действия не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, тем полнее он их использует в своей практической деятельности, тем эффективнее управление.

 

 

 

  1. Основные принципы управления производством.

 

Для практического использования законов и закономерностей необходимо установить главные основополагающие положения (принципы управления), из которых руководители должны всегда исходить в свой повседневной деятельности.

 Принципы управления – это правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности.

Принципы управления вытекают из законов управления, одному закону может соответствовать два и более принципов, и напротив, несколько законов могут быть реализованы на основе одного принципа.

Основные принципы управления:

1. Принцип разделения и кооперации труда означает, что в управлении производством труд должен быть четко регламентирован, то есть каждый работник аппарата управления должен выполнять свои непосредственные функции, определенные должностной инструкцией. В то же время может иметь место кооперация при выполнении близких по содержанию функций, например, могут кооперироваться экономическая и бухгалтерская службы предприятия.

2. Принцип главного звена предполагает выделение основного направления, которое в данный момент определяет эффективность работы предприятия, и концентрацию на нем усилий аппарата управления.

3. Принцип конкретности и оперативности означает, что все решения, принимаемые аппаратом управления, должны быть своевременны и конкретны. Аппарат управления обязан быстро реагировать на изменения внешних и внутренних условий производства. В то же время принимаемые решения должны быть обоснованны и понятны исполнителям.

4. Принцип единоначалия и коллегиальности заключается в том, что руководитель конкретного объекта управления (предприятия, организации, фирмы и т. д.) пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию, несет персональную ответственность за работу. В то же время к процессу подготовки управленческих решений руководитель должен привлекать специалистов, учитывать их мнение, использовать коллективный опыт. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации.

  1. Принцип материального и морального стимулирования. Материальное стимулирование является мощным рычагом управления – уровень вознаграждения работников должен соответствовать количеству и качеству затраченного ими труда, экономическим результатам деятельности предприятия. Однако не менее важно моральное стимулирование, оно выступает средством одобрения деятельности в коллективе и утверждения в нем. Эти формы стимулирования должны дополнять друг друга.
  2. Принцип экономичности и эффективности. Ожидаемый эффект должен достигаться при минимальных затратах труда и средств.
  3. Принцип научности означает, что система управления должна строится и функционировать, подчиняясь объективно сложившемся законам и закономерностям, а также использовать новейших достижения науки и техники.

Принципы управления отражают изменяющиеся  условия управления. Возможно возникновение новых принципов, отражающих новые проблемы управления. Таким образом, меняется как соотношение отдельных принципов, так и их содержание и формы применения.

 

  1. Функции управления сельскохозяйственным производством

 

5.1. Понятие, значение  и классификация функций управления

 

В теории управления производством вопрос о функциях управления является одним из центральных, т.к. он связан с разделением и специализацией труда в сфере управления.

Слово “функция” означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Функции управления – это относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное воздействие на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Функции управления подразделяются на два вида: общие и конкретные.

Под общими понимают те функции, которые выполняются всеми органами управления независимо от целей и задач. К общим функциям относятся: планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, учет и анализ.

Планирование как функция управления заключается в определении целей управляемого объекта и разработке программы его действий в виде прогнозирования, перспективных, текущих и оперативных планов, где определяются пути и средства для достижения поставленных целей.

Функция организации призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем формирования управляющей и управляемой подсистем, а так же налаживание связей и отношений между ними. Организация включает в себя многие виды управленческих работ, например, образование производственных подразделений, обеспечение взаимодействий внутри них и между ними, разработка и утверждение различного рода нормативных документов и должностных инструкций, схем и структур управления.

Необходимость координирования или регулирования вызвана внешними и внутренними воздействиями на производственную систему. Например, непредвиденные обстоятельства: изменение погодных условий, забастовка работников и др., могут заставить организацию отклониться от поставленной цели. Основная задача функции “регулирование” заключается в обеспечении устойчивости системы при выполнении поставленных задач.

Стимулирование (мотивация) заключается в побуждении коллективов людей к повышению эффективности их деятельности.

Функция контроля состоит в непрерывном наблюдении (учете), анализе и оценке ходя производственного процесса для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований. Обнаружив недостатки, планируются мероприятия по их устранению, т.е. начинается следующий цикл управления.

Таким образом, общие функции в единстве обеспечивают целостность процесса управления. Процесс управления начинается с постановки цели (планирования) и заканчивается учетом, контролем  и анализом, после чего управленческий цикл повторяется.

Общие функции взаимосвязаны между собой. Так, планирование организуется, контролируется, координируется, стимулируется и анализируется. Хорошо организованный контроль без регулирования деятельности теряет свой смысл. Научно разработанный план при плохой организации дела не приведет к намеченному результату и т.д. Поэтому, управление тогда достигает высшей эффективности, когда всем основным функциям уделяется необходимое внимание и каждая реализуется в соответствии с ее местом и содержанием.

 

Поскольку управление подчиняется законам разделения труда, неизбежно возникает специализация при выполнении функций.

Конкретные функции отражают специализацию деятельности (для их выполнения в органах управления формируются соответствующие подразделения). Наиболее распространенными конкретными (производственно-хозяйственными или специфическими) функциями являются:

  1. оперативное планирование и управление производством
  2. управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства
  3. управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания
  4. прогнозирование и технико-экономическое планирование
  5. управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива
  6. управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг)
  7. управление капитальным строительством и реконструкцией
  8. управление финансовыми ресурсами и учет
  9. управление хозяйственным обслуживанием
  10. Для осуществления непрерывности производственного процесса необходимо скоординировать действия всех конкретных функций, что достигается функцией общего (линейного) руководства предприятием и его внутрихозяйственными подразделениями.

Для выполнения общих функций создается аппарат управления – система взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев (отделов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями  для осуществления эффективного управления предприятием. Для выполнения той или иной конкретной функции создаются структурные подразделения (службы, отделы, сектора).

Весь комплекс функций управления с/х предприятия можно разделить на функции: общего (линейного) руководства, специализированного (функционального) и технического обслуживания. Соответственно и управленческий персонал подразделяется на три категории:

  1. линейный персонал (руководители), к которым относятся работники аппарата управления, наделенные правом принятия решений и руководящие коллективами – это руководитель предприятия, его заместители, управляющие отделениями (начальники производств. Участков), бригадиры (зав. Фермами, зав. Ремонтной мастерской и т.д.).
  2. функциональный персонал (специалисты) – работники, осуществляющие управление техническими, технологическими и другими отдельными процессами и элементами производства и обеспечивающие подготовку решений для руководителей по своей области деятельности. К специалистам относятся агрономы, зоотехники, экономисты, инженеры и т.д.
  3. вспомогательно-технические работники  (обслуживающий персонал, др. служащие) – обеспечивают первые две группы своевременной и достоверной информацией для принятия решений, создают условия для реализации основных функций управления (учетчики, агенты – экспедиторы, кладовщики, кассиры, секретари, машинистки и т.д.).

На основе состава и объема работ по функциям управления определяют рациональное построение аппарата управления и численность работников по каждой функции, разрабатывают документы организационного регламентирования (положения о подразделениях (службах, отделах), должностные инструкции).

 

 

5.2. Регламентация функций управления в положениях

и должностных инструкциях

 

Высокий уровень управления производством достигается тогда, когда функции четко распределены между конкретными исполнителями и выполняются качественно.

Регламентация функций управления на с/х предприятиях осуществляется в разработке двух видов нормативно-правовых документов: Положений о подразделениях (службах, отделах) аппарата управления и  должностных инструкций управленческого персонала.

Значение документов организационного регламентирования состоит в том, что они придают системный характер решению организационно-практических вопросов повседневной работы аппарата управления, позволяют избежать случайности, определяют  направление работы каждого члена трудового коллектива для обеспечения  единства и согласованности действий,  способствуя выполнению поставленных целей и задач.

Положение о подразделениях (службах, отделах), аппарата управления  представляет собой документ, который регламентирует структурное подразделение  и порядок его работы. Положение состоит из следующих разделов:

  •   Общее положение, в котором дается наименование  отдела, кратко определяется место  в структуре управления, значение данного звена в общей системе управления предприятием, кому непосредственно подчинен и кто непосредственно руководит отделом, каков порядок назначения и освобождения начальника отдела. Выделяются точно сформулированные цели отдела, указывается конечный результат, для достижения которого он создается, и которое предопределяет направление и характер деятельности отдела.
  •   В разделе функции отделах четко формулируются функции, закрепленные за отделом, необходимые для выполнения возложенных на него задач. Особое внимание обращается на разграничение функций между отделами управления, чтобы избежать дублирования в работе связанных между собой подразделений.
  •   Структура и управление отделом определяются в зависимости от объема выполняемой работы и численности работников. В этом разделе указываются: перечень и наименование структурных подразделений (секторов, групп); наименование должностей руководителей; кому непосредственно подчинены эти   подразделения, порядок получения и выдачи информации одного отдела другому, а также внутри самого отдела; порядок рассмотрения разногласий, которые могут возникнуть в процессе  работы.
  •   Права отдела. В этом разделе устанавливается круг прав, необходимых для выполнения закрепленных за подразделением функций, определяется порядок осуществления прав, то есть взаимоотношений данного отдела с другими звеньями управления.

Информация о работе Сущность управления в АПК