Сущность экономических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

УУправление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия. Можно выделить три фактора оказывающих воздействие на людей на предприятии.
Первый – иерархическая структура предприятия, где основано средство воздействия – это отношение власти-подчинения, доверенное человеку сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1.Сущность экономических методов управления……………………………..5
2.Экономические методы управления, применяемые на макро-уровне…….10
3.Экономические методы управления, применяемые на уровне организации …………………………………………………………………….20
4.Экономические методы управления, применяемые на уровне отдельного работника………………………………………………………………………..27
Вывод…………………………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

сущность экономических методов.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Региональная  система государственного регулирования  торговли взаимодействует с негосударственными структурами по вопросам развития торговой деятельности, также опирается на горизонтальные межведомственные согласования.

Субъектом государственного регулирования торговли выступает  государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом —  экономические, организационные и  управленческие отношения в сфере  торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Между субъектом  и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно  представить в виде целостной  и функционирующей системы. С  помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства  на объект, в свою очередь реструктуризация, реинжиниринг предприятий (обратная связь) оказывает влияние на экономику  страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма  регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои имманентные цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и  связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление  рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы  торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого  экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными  целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования  заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении  его социальной направленности, что  может быть реализовано с помощью  определенных принципов.

Применение  принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую  мы хотим иметь. В условиях социально  ориентированной рыночной экономики  основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с  ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования  и саморегулирования все большее  значение приобретает принцип децентрализованного  управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств  экономической системы. Децентрализация  управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

Принципы  механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования  торговли можно считать:

  • формирование потребительского рынка;
  • обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 годы;
  • изменение стратегии научно-технического, информационного развития;

 

  • осуществление комплексной системы  мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока  инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности  фондового рынка.

 

Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны  общие и частные функции регулирования, но они могут быть сформулированы и самостоятельно в силу их многоаспектности. Цели и приоритеты реализуются посредством  функций регулирования.

В системе  государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей  следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий  функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика  объективно предполагает высокую эффективность  управления благодаря компетентному  использованию ее законов, принципов, методов.

Осуществляемый  в современных условиях страны переход  от административно-плановых методов  торговой деятельности к экономическим  методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования  товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают  учитывать отечественные и зарубежные новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового  оборота.

Экономисты  в государственном регулировании  в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические  отношения.

И.С. Шаршов высказывал по этому вопросу следующее мнение: “Экономическое содержание собственности  закрепляется в юридических актах. В практике действуют в большей  степени юридические отношения  — законодательно установленные  формы собственности, рабочий день, зарплата, отношения найма и т.д. Некоторые экономические отношения вне юридических законов не реализуются. Причем необходимы не только законы (о земле, о собственности, об аренде и т.д.), но механизм их использования. Право как юридический акт отражает не только экономические, но и волевые, субъективные отношения, уровень юридического сознания в той или иной стране. Изучение производственных отношений не сводится к систематизации фактов и их описанию. Задача заключается в том, чтобы проникнуть вглубь явлений, изучить внутренние связи в зависимости, т.е. познать механизм действия экономических законов”.

 

... “Но знание ... права дает возможность глубже  понять экономические процессы  и обеспечить эффективное развитие  экономики”.

 

А. Клейменов, О.Головина считают, что грань, за которой  необходимо вмешательство государства  в управление собственностью, определяется только экономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр.

На существовании  правовых условий государственного регулирования, в качестве одного из главенствующих условий, настаивают известные  экономисты институционально-правового  направления, например, В. Ойкен, и юристы В.Анохин, В. Андреев и др.

 

В. Ойкен в  своей концепции экономических  порядков раскрывает (хотя сам не всегда солидарен с этим) значительную роль государства наряду с другими  институтами при установлении форм и методов хозяйствования. Под  влиянием государства частные порядки, регулирующие трудовые отношения, потоки материальных благ, меновые отношения, денежную сферу, переплетаются и  становятся звеньями совокупного порядка, т.е. конкретного хозяйственного порядка. Хозяйственный порядок той или  иной страны заключается в совокупности устойчивых форм, в которых протекает экономический процесс.

В. Анохин отмечает, что хозяйственным законодательством  РФ в качестве основополагающих принципов  предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность  хозяйствующих субъектов. Предприятие  самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с  тем, самостоятельность предприятия  не может быть безграничной, без  государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия. И  далее приводит пример, когда администрация  Воронежской области, учитывая социально-экономические  трудности, устанавливала каждому  предприятию обязательный минимум  поставок в фонд области для продажи  внутри области по более низким ценам, чем за ее пределами. Высший арбитражный  суд впоследствии взыскал с администрации  области и РОВД сумму ущерба в  тех частях, которые они получили от реализации изъятого товара (60 и 40 процентов). Этот пример показывает, что акты властных органов должны быть не только обоснованы экономически, но и иметь законные, правовые основания.

В. Андреев  утверждает, что контроль государства  за состоянием и развитием рынка  предполагает регулируемое воздействие  на хозяйственную деятельность, определение  оснований и пределов публичного вмешательства в нее... Вне правовой формы государственное воздействие  не может осуществляться.

Следующей общей  функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли.

Реализация  этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах  и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Апробация функции  управления на уровне субъектов хозяйствования (Воронежской области) выявила чрезмерно  частую сменяемость органов управления торговлей, недостаточную координацию  этих органов и другие негативные явления.

Важное значение в условиях реализации социально  ориентированной модели рыночной экономики  имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения  совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп  должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных  семей и т.д.).

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению  предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Немаловажной  общей функцией является функция  стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение  экономики с кораблем: частная  инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику  в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных  описаний различных состояний, в  которых экономика может оказаться  после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической  политики.

Обязательной  функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной  экономической политики.

Само понятие  “механизм”, происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной  из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления  деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения  совокупного общественного и  национального дохода. Система организационно-экономических  отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью  и отношения управления.

В рыночной экономике  роль государства заключается в  первую очередь в том, чтобы установить “правила игры”, определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации  деятельности предприятий.

В государственном  регулировании рыночной экономики  два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия  является регламентация, свод правил и  ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения  для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в  предпринимательской деятельности.

Информация о работе Сущность экономических методов управления