Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:33, курсовая работа
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни.
Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента , формулировка которых показывает возросшую роль человека , его профессионализма , личностных качеств , а также всей системы взаимоотношений людей в организациях . Например , в составе важнейших принципов , которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века , нередко называются следующие :
Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса , изменения психологии работающих ( в том числе менеджеров ) , повышения их квалификации и роста личного потенциала .
Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и практические знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно - технических организационных, социально - психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления очевидно должна быть ориентирована на решение практических задач .
Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели , объект и субъект управления , взаимодействующие в определенной окружающей среде .
Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно - управленческие, организационно - экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им.
Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда).
Средства труда в управленческой деятельности - методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений .
Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах производственной деятельности:
Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы , что объясняется “ узостью “ его понятия . Если руководствоваться “ широким “ понятием , то автоматически добавляются функциональный , комплексный , динамический и интеграционный подходы .
Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов (таблица 1) (1 , с .24 – 25):
Таблица 1 .
НАЗВАНИЕ |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
Административный |
При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах. |
Воспроизводственный |
Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами. |
Динамический |
При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно - следственных связях и соподчиненности. |
Интеграционный |
При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления. |
Количественный |
Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетах и т.д. |
Комплексный |
При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента. |
Маркетинговый |
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя |
Нормативный |
При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении |
Поведенческий |
Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности. |
Процессный |
При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций. |
Системный |
При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. |
Ситуационный |
Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией. |
Функциональный |
Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения. |
Данные подходы следует отнести к главным принципам управления. Впервые термин “ принципы управления “ ввел инженер - технолог Ф.Тейлор , который в 1911 году опубликовал работу под названием
“ Принципы научного менеджмента “.
Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях .
В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления (рис. 1) . Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п. (например, японская и американская модели менеджмента) (5 , с. 56 - 59):
Рис . 1 . Факторы, определяющие принципы управления.
Для формирования, функционирования и развития системы менеджмента соблюдать принципы, которые являются общими для всех подсистем системы управления (2 , с. 45 - 46):
Приведенные принципы управления характерны для любой подсистемы. Вместе с тем каждая подсистема системы должна формироваться и функционировать на основе еще и специфических принципов . Так специфическими принципами управления персоналом являются :
Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления -- организации .
Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности . Значит , цель -- это идеальное описание результата деятельности .
Деятельность - процесс достижения результата или цели . Не сами цели как таковые приводят к результату , а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий .
Средства достижения – это существующие в природе и обществе предметы или действия ( для организации - ее структура и процессы ) , включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата . Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя :
Организующая роль – организация и направление средств достижения целей на результат.
Мотивирующая роль - мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели . Но сами цели , определяя значимые для коллектива результаты , имеют мотивирующее значение .
Контролирующая роль – сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели.
Классификация целей: