Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 05:45, курсовая работа
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.
Введение.
1.1 Индивидуально-психологические особенности личности.
1.2 Темперамент.
1.3 Характер.
2. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала.
2.1 Трудовая адаптация персонала.
2.2 Роль индивидуально психологических особенностей в адаптации персонала.
3. Роль темперамента и характера в трудовой деятельности.
4. Практическое задание.
Заключение.
НОУ СПО Красноярский Кооперативный Техникум Экономики Коммерции и права
Комплексная курсовая работа.
По дисциплинам: Управленческая психология
Управление персоналом.
Тема: Темперамент и характер, их влияние на социальную адаптацию работников в коллективе.
Выполнила: студентка
группы МА-3
2013 г.
План:
Введение.
1.1 Индивидуально-психологические особенности личности.
1.2 Темперамент.
1.3 Характер.
2. Социализация, профориентация
и трудовая адаптация
2.1 Трудовая адаптация персонала.
2.2 Роль индивидуально психологических особенностей в адаптации персонала.
3. Роль темперамента и характера в трудовой деятельности.
4. Практическое задание.
Заключение.
Введение.
Благодаря процессу адаптации
достигается сохранение гомеостаза
при взаимодействии организма с
внешним миром. В этой связи процессы
адаптации включают в себя не только
оптимизацию функционирования организма,
но и поддержание
Выше приведённое относится в равной степени
и к животным, и к человеку. Однако существенным
отличием человека является то, что решающую
роль в процессе поддержания адекватных
отношений в системе « индивидуум-среда»,
в ходе которого могут изменяться все
параметры системы, играет психическая
адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают
как результат деятельности целостной
самоуправляемой системы (на уровне «оперативного
покоя»), подчёркивая при этом её системную
организацию. Но при таком рассмотрении
картина остаётся не полной. Необходимо
включить в формулировку понятие потребности.
Максимально возможное удовлетворение
актуальных потребностей является, таким
образом, важным критерием эффективности
адаптационного процесса. Следовательно,
психическую адаптацию можно определить
как процесс установления оптимального
соответствия личности и окружающей среды
в ходе осуществления свойственной человеку
деятельности, который (процесс) позволяет
индивидууму удовлетворять актуальные
потребности и реализовывать связанные
с ними значимые цели, обеспечивая в то
же время соответствие максимальной деятельности
человека, его поведения, требованиям
среды.
Психическая адаптация является сплошным
процессом, который, наряду с собственно
психической адаптацией (то есть поддержанием
психического гомеостаза), включает в
себя ещё два аспекта:
а). оптимизацию постоянного воздействия
индивидуума с окружением;
б). установление адекватного соответствия
между психическими и физиологическими
характеристиками.
Основная часть
Сущность и структура трудовой
адаптации
Понятие адаптация происходит от лат.
adapto — приспособляю. Оно заимствовано
из биологии и означает прилаживание,
приспособление к окружающей среде. Трудовая
адаптация — это социальный процесс освоения
личностью новой трудовой ситуации, в
котором личность и трудовая среда оказывают
активное воздействие друг на друга и
являются адаптивно-адаптирующими системами.
Поступая на работу, человек активно включается
в систему профессиональных и социально-психологических
отношений конкретной трудовой организации,
усваивает новые для него социальные роли,
ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную
позицию с целями и задачами организации
(трудового коллектива), тем самым, подчиняя
свое поведение служебным предписаниям
данного предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу
человек уже имеет определенные цели и
ценностные ориентации поведения, в соответствии
с которыми формирует свои требования
к предприятию, а оно исходя из своих целей
и задач предъявляет свои требования к
работнику, к его трудовому поведению.
Реализуя свои требования, работник и
предприятие взаимодействуют, приспосабливаются
друг к другу, в результате чего осуществляется
процесс трудовой адаптации. Таким образом,
трудовая адаптация — двусторонний процесс
между личностью и новой для нее социальной
средой.
1. Индивидуально
психологические особенности
На вопрос, что такое личность,
психологи отвечают по-разному. В
понятие «личность» обычно включают
такие свойства, которые являются
более или менее устойчивыми
и свидетельствуют об индивидуальности
человека, определяя его значимые
для людей поступки. Личность —
это человек, взятый в системе
таких его психологических
Характеристику личности можно
дать, если раскрыть её индивидуально-психологические
особенности, такие как темперамент,
способности, характер. Когда мы пытаемся
понять и объяснить, почему разные люди,
обстоятельствами жизни, поставленные
в одинаковые или примерно одинаковые
условия, достигают разных успехов,
мы обращаемся к понятию способности,
полагая, что разницу в успехах
можно вполне удовлетворительно
объяснить ими. Это же понятие
используется нами тогда, когда нужно
осознать, в силу чего одни люди быстрее
и лучше, чем другие, усваивают
знания, умения и навыки. Между тем
данные психологических исследований
и педагогического опыта
Необходимо различать
1.2 Темперамент.
К числу индивидуально-
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно его волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент
деятельности, по Канту, свойствен человеку
противоположного, в основном мрачного
настроя. Такой человек обычно живёт
сложной и напряжённой
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент определённо влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.
Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают: активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость. Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать своё внимание, воображение, память и мышление на определённом объекте или его аспекте. Один человек запоминает, припоминает, рассматривает, думает над решением задачи быстрее, чем другой. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определённого отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удаётся больше увидеть, услышать, запомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, время для того, чтобы включится в умственную работу или переключится с размышлением над одной темой над другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные движения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо.
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависит такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Сочетание этих свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становится свойством личности, зависит от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакций, возбудимость и тормозимость. В первую очередь эти способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
В буквальном переводе с греческого характер означает отпечаток. Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.