Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:46, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении содержания основных тенденций развития государственного управления.
Объектом исследования является государственное управление на современном этапе развития общества.
Предметом исследования является содержание реформирования государственного управления современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряд следующих взаимосвязанных задач:
- выявить особенности понимания государственного управления в современной политической мысли;
- определить специфику реформирования государственного управления в условиях перехода к постиндустриальному обществу;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы и задачи реформирования государственного управления в России………………………………………………………………………………...5
1.1. Становление современного государственного управления в России.
Административная реформа……………………………………………………...5
1.2. Современные задачи реформирования государственного управления в
России……………………………………………………………………………..8
Глава 2. Тенденции развития государственного управления……………………13
2.1. Зарубежный опыт государственного управления...………………………13
2.2. Российский опыт государственного управления……………………...…..17
2.3. Задачи реформирования, государственного управления в Ульяновской
области………………………….……………...…………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….........26
Библиографический список………………………………………………………..28
Хорошо известно, что периоды социальной трансформации общества являются этапами обострения и расширения конфликтности. Распад старых общественно-политических институтов, создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не могут не сопровождаться возникновением конфликтных ситуаций. К тому же, рыночная экономика предполагает существование многообразных структур, социальных и индивидуальных различий, которые требуют взаимного согласования и соотнесения10.
Особенно заметных успехов в реформировании государственного управления и государственной службы, а также в борьбе с коррупцией российские федеральные власти достигли в прошлом году. Администрация президента в настоящее время завершает работу над первым годовым отчетом, обобщающим итоги реализации Программы реформирования государственной службы, одобренной президентом Путиным в ноябре 2002 года. На эту программу в федеральном бюджете 2003 года было выделено около семи миллионов долларов, примерно такие же расходы запланированы на 2004 и 2005 годы. Закон о системе государственной службы вступил в силу 27 мая 2003 года. Новый закон о государственной гражданской службе был внесен президентом Путиным в Государственную думу 19 сентября 2003 года и принят в первом чтении 19 ноября 2003 года. Одобрен Кодекс поведения государственных служащих РФ; составлен и в ближайшие дни должен быть внесен в Государственную думу проект Закона о свободе информации. В рамках реформы государственного управления был проведен обзор функциональной структуры единого механизма управления. Активно осуществляется коренная реорганизация федерального правительства, о проведении которой было объявлено в марте 2004 года. Наконец, создан Совет по борьбе с коррупцией, который провел свое первое заседание в январе 2004 года.
Вывод: Таким образом, государство располагает огромными материальными ресурсами и благами, имеющими сейчас, как никогда, большое значение в жизни людей. Эффективное, целевое использование этих благ и ресурсов может существенно влиять на протекание конфликта, вплоть до заметного ограничения или полного его прекращения. В особом положении находятся некоторые регионы страны, где процессы рыночных преобразований и приватизации проходили по иному сценарию, иными темпами и в других масштабах, чем в целом по стране.
Глава 2. Тенденции развития государственного управления
2.1 Зарубежный опыт государственного управления
Во всех развитых странах мира большое
значение придается также вопросу о контроле над
системой госслужбы. Сегодня уже невозможно
представить себе административно-
Анализ современного опыта административно-
Следует особо подчеркнуть, что в современной
науке доминирует общий подход к системе
административно-
Высшие эшелоны бюрократии обладают
определенной политической самостоятельностью
в принятии решений. Это обусловлено высоким уровнем специализации
административно-
Реформы, прошедшие в Великобритании и США в 80-х - 90-х годах обнажили кажущуюся непримиримой дихотомию, которая всегда латентно присутствовала в современных системах государственного управления. А именно: согласовать требования законности и результата, основных конституционных прав и эффективности управления чрезвычайно трудно и возможно лишь путем таких политических компромиссов, которые, в конечном счете, ведут к ущемлению обоих принципов. В результате размываются ценностные основы госсектора, его моральные императивы, а наряду с этим подрывается вера общества в контролируемость, подотчетность государственных чиновников, в их нравственную чистоту и "прозрачность" их действий.
При нехватке или отсутствии общественного доверия уменьшается (или вообще исчезает) возможность создания учреждений, действующих на неформальной, неиерархичной, саморегулируемой основе, которые становятся дополнением официальных правительственных учреждений по урегулированию отношений внутри общества с высоким уровнем социального доверия.
Что касается Великобритании, то ее политически нейтральная госслужба исчезает в ходе превращения в "единую, но не единственную". Идет отказ от единообразия шкалы зарплаты, разрядности, системы аттестации (под предлогом неэффективности управления); отказ от концепции "карьеры", т.е. профессиональной и постоянной работы в единой госслужбе (под предлогом не имеющей значения для большинства госслужащих); отказ от обязательного централизованного подбора кадров. Превращение устоявшейся административной системы из иерархической в более сложную по структуре и полурыночную по принципам функционирования, в частности, из-за упразднения прежней единой тарифной сетки и пенсионной схемы, нанесло ущерб репутации государства как идеального работодателя и, тем самым, репутации государства вообще13.
К основным проблемам, нерешенным в полном объеме в ходе проводимых в Великобритании и США реформ можно отнести следующие:
- обеспечение централизованного политического руководства проведением реформ; создание единой команды реформаторов и органов управления реформированием;
- проведение серьезной подготовительной работы в предреформенный период и достижение по этому вопросу общественного консенсуса;
- достижение совместимости рыночных и демократических механизмов в государственном управлении и обеспечение ответственности и подотчетности государства его гражданам, а также участия граждан в процессе выработки и осуществления политики;
- обеспечение открытости госслужбы и ее профессионализма, в том числе профессионализма политических назначенцев.
В России особенно внимательно изучается опыт проведения административных реформ в Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Китае, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, США, Финляндии, Франции, Чили, Южной Корее, Японии и других странах. Движущим мотивом большинства административных реформ в названных странах являлось осознание необходимости решения одной или нескольких из следующих комплексных задач: повышение эффективности системы государственных органов; превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание; повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора14.
В некоторых странах (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия) программы административных реформ были сформулированы, приняты и реализованы политическими элитами и государственными службами. В других странах, хотя принципиальная основа административных реформ и разрабатывалась политической элитой и центральными государственными органами, многие мероприятия проводились снизу вверх путем экспериментов и разнообразных нововведений (некоторые аспекты административных реформ в США, Германии, Финляндии и др.). В Канаде, например, использовались оба подхода. Ключевыми факторами здесь являются структура государства, его политическая система и конституционный порядок.
2.2 Российский опыт
Говоря о перспективе развития российской
государственности, следует подчеркнуть,
что исторические традиции России предполагают
сохранение в стране федерального типа административно-
Однако самой главной научной проблемой является вопрос об адаптации
мирового опыта, накопленного теорией
административно-
1) административно-
2) научные исследования оторваны от задач, стоящих перед правительством, и от текущих проблем управления;
3) практический процесс принятия решений оторван от научного анализа;
4) профессиональные
5) в некоторых странах
6) научные исследования часто не приспособлены к местным условиям2.
Существенно возрастут и внутренние займы. За 2009 г. суверенный внутренний долг возрос почти на 0,5 трлн. руб., в том числе за счет значительного увеличения госгарантий. В 2010 г. с внутреннего рынка привлечено 568 млрд. руб., в 2011 г. – 749 млрд. руб. и в 2012 г. – 237 млрд. руб. Реальная нагрузка на бюджет будет еще выше. Нужно учитывать, что Россия взяла на себя обязательства в размере 10 млрд. долл. для покупки облигаций МВФ, выручка от продажи которых пойдет в Международный антикризисный фонд для поддержки платежных балансов нуждающихся стран по линии Фонда. Были предоставлены кредиты ряду зарубежных стран – Беларуси, Кыргызстану, Армении, Кубе, Венесуэле и некоторым другим. Правда, многие из этих займов и кредитов несут политическую нагрузку или пойдут на финансирование российских предприятий, которые будут поставлять в счет данных кредитов экспортную продукцию. Однако в любом случае правительству необходимо будет объяснить обществу, почему наряду с кредитованием зарубежных стран мы прибегаем к внешним заимствованиям. Сейчас кредитная политика практически не объясняется, а Программа предоставления государственных финансовых кредитов из открытого приложения к Федеральному закону о бюджете стала в последние два года секретной. Например, совсем нелогичным представлялось возможное (но, к счастью, не состоявшееся) предоставление кредита в 4 млрд. долл. Исландии осенью 2008 г. И очень серьезным является вопрос об использовании кредитов. Исходя из прежнего российского опыта, обеспечить действенный контроль за эффективностью долгового финансирования практически невозможно. Как планируется, новые кредитные ресурсы поступят в распоряжение бюджета. Поэтому вряд ли здесь можно ожидать серьезных изменений. Тем более что сейчас ослаблена роль бюджетного кодекса и государственного контроля над исполнением бюджета и использованием средств на антикризисные мероприятия. Поэтому велика вероятность низкой эффективности новых займов. По большому счету, все упирается в смену модели развития и управления экономикой.
Исходя из этого следует подчеркнуть, что сегодня необходимо
в первую очередь использовать местные
исследовательские и аналитические возможности
по развитию теории административно-
Информация о работе Тенденции развития государственного управления