Теоретические аспекты государственного управления в области культуры и искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Понятием "социально-культурная сфера" традиционно охватываются следующие области: образование, наука, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, труд и социальное развитие.
Культура - многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в подобном смысле она трактуется действующим российским законодательством, в частности - Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 78.99 Кб (Скачать файл)

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал" [18, с. 33].

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, создать экономические механизмы, способствующие эффективному развитию культуры в новых рыночных условиях. Важным фактором развития отрасли является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:

- развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;

- развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

- развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием. Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Значительная часть затрат, связанных с реализацией федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" (далее - Программа), приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов, и деятелей культуры.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:

- потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;

- финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;

- финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;

- сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;

- сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;

- нарушение единого информационного и культурного пространства;

- нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан [18, с. 45].

 

 

1.4 Мероприятия по совершенствованию государственного управления в

      области  культуры и искусства в Краснодарском  крае

 

 

Культурные связи, в том числе в сфере образования, как один из самых гибких и демократических инструментов в нашей международной деятельности, должны способствовать созданию позитивного образа России в мире, рождать чувства симпатии к ней, вовлекать все больше ведущих ученых, деятелей культуры и искусства в орбиту борьбы за сохранение культуры, преодоления в ней кризисных явлений.

Международные связи в сфере культуры и образования должны способствовать формированию за рубежом достоверного представления о России как о стране, сохраняющей и развивающей традиции своей великой культуры и готовой внести свою лепту в создание целостной культуры мира.

В современных условиях культурная жизнь в стране в условиях многообразия и свободы творчества, запрета цензуры и плюрализма мнений, протекает динамично.

Одним из наиболее важных приоритетов международного сотрудничества в сфере культуры и образования является оказание поддержки российским соотечественникам в реализации прав русскоязычного населения иностранных государств в культурной, языковой, образовательной и информационной сферах.

Целью гуманитарной миссии сообщества вузов культуры и искусств, видных общественных и политических деятелей, деятелей культуры и искусства должно стать установление и поддержание устойчивых и долговременных связей между учебными заведениями, общественными организациями и людьми, создание программ культурного обмена, взаимной интеграции, сохранения международной интеллектуальной мысли.

Практические рекомендации в отношении улучшения государственного управления культурой следующие [18, с. 73]:

1. Обеспечить соответствие  принимаемого Законодательства  о культуре основным принципам  международного культурного сотрудничества, признанным мировым сообществом  и закрепленным в следующих  документах: Флорентийское соглашение 1950 г. с Найробийским протоколом к нему 1976 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., Декларация принципов международного культурного сотрудничества 1966 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Рекомендация о положении творческих работников 1980 г. и Рекомендация о сохранении фольклора 1989 г. и др.), что позволит современной российской культуре активно и полноценно интегрироваться в мировое культурное и образовательное пространство.

2. Обеспечить дальнейшую  популяризацию русского языка  как основу для сохранения  единого культурного и информационного  пространства в рамках СНГ, российского  ресурса международного сотрудничества  в сфере культуры и образования.

3. Разработать предложения  по дальнейшему включению России  в международные конвенции в  сфере культуры. Российская Федерация  поддерживает и принимает к  обязательному исполнению Бернскую  конвенцию об охране литературных и художественных произведений, Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия. Однако до сих пор наша страна не подключена к Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия и Европейской конвенции об охране археологического наследия.

4. Признать целесообразным  отражение в Законодательстве  о культуре всего разнообразия  форм международного культурного  сотрудничества, включая самые крупные  и удачные мероприятия, такие  как Год России в тех или  иных зарубежных странах.

5. При разработке законодательства  о культуре предусмотреть возможность  государственной поддержки международного  сотрудничества в сфере культуры  путем создания системы целенаправленного  финансирования этого направления  в деятельности учреждений культуры  и образования.

6. В законодательстве  о культуре необходимо специально  выделить раздел "международное  сотрудничество", регулирующий взаимодействие  отечественных учреждений культуры  с зарубежными партнерами.

7. Усилить законодательное  обеспечение процессов взаимодействия  и культурного сотрудничества  со странами СНГ и соотечественниками  за рубежом в целях усиления  роли российской культуры в  мировом цивилизационном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Современное состояние  и перспективы развития ППО УЧХОЗ "Кубань"

 

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

 

Учхоз «Кубань» был создан как учебно-опытное хозяйство Кубанского сельскохозяйственного института, в настоящее время ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». Учхоз расположен в центральной части Краснодарского края; центральная усадьба хозяйства находится в станице Елизаветинской, расположенной в 12 км западнее города Краснодара. В черте города Краснодара имеется небольшой участок, принадлежащий учхозу «Кубань».

По схеме агроклиматического районирования Краснодарского края территория учхоза «Кубань» входит в третий агроклиматический район, который характеризуется умеренно-континентальным климатом. По количеству выпадающих атмосферных осадков за год (643 мм) территория хозяйства относится к умеренно-влажному району. По теплообеспеченности - к жаркому району. Сумма температур за период активной вегетации составляет 3567°С. Сумма осадков за период активной вегетации составляет 397 мм. Высокие летние температуры вызывают сильное испарение, которое превышает количество выпавших осадков на 206-389 мм, что свидетельствует о низкой влагообеспеченности сельскохозяйственных культур. Например, потребность озимой пшеницы во влаге удовлетворяется на 87%.

Зима неустойчивая с частыми оттепелями, высота снежного покрова не превышает в среднем 10-15 см.

Общее число дней с сильными ветрами (более 15 м/с) составляет 15. Господствуют ветры восточных и западных направлений. Эти ветры вызывают зимой вымерзание посевов, а при большой скорости возникают пыльные бури. Таким образом, климат района расположения хозяйства характеризуется мягкой непродолжительной зимой, длительным безморозным периодом, большой суммой положительных температур за вегетационный период, позволяющей выращивать многие теплолюбивые культуры.

Территория учхоза «Кубань» входит в предкубанскую равнину, расположена в правобережье реки Кубань. Рельеф территории хозяйства достаточный для механизированной обработки и разбивки полей правильной конфигурации. Почвенный покров представлен в основном черноземами (64,6%). Доминируют среди них черноземы выщелоченные (6018 га), черноземы слабосмытые (126 га). Почвы хозяйства характеризуются сравнительно высоким почвенным плодородием - их совокупный балл равен 82, почв г. Краснодара (в среднем) - 82, края - 77 баллов. Учхоз «Кубань» граничит на западе с Марьинским колхозом и совхозом «Солнечный», на востоке - с институтом фитопатологии, рубероидным заводом, на юге - река Кубань, на севере - Учхоз «Кубань».

По своей организационно-правовой форме учхоз «Кубань» является государственным предприятием. Имущество предприятия находится в федеральной собственности. На территории учхоза проживает около 30 тыс. жителей.

Учхоз «Кубань» - многоотраслевое хозяйство, которое занимается производством продукции животноводства, полеводства, овощеводства, садоводства и виноградарства с незначительной ее переработкой (мельница, хлебопекарня). Как показывает схема организационной структуры хозяйства (рисунок 1) в состав учхоза «Кубань» входит отделение № 1, цех растениеводства, цех животноводства; три полевых, одна овощная, одна рисоводческая, одна садовая, одна виноградная бригады, опытное поле; две молочно-товарные фермы, две фермы по откорму и доращиванию молодняка КРС, один свиноплемзавод, одна птицеферма, одна спортивная конюшня, недавно в результате совместных инвестиций краевой администрации и руководства агроуниверситета построена свиноводческая ферма «Пятачок».

В ведении хозяйства имеются подразделения обслуживающего производства: автогараж, машинно-тракторная мастерская, строительная бригада, мехотряд; они необходимы для удовлетворения внутрихозяйственных потребностей.

Учхоз располагает подразделениями основного, вспомогательного и обслуживающих производств. Кроме того, в учхозе развита также промышленная переработка сельскохозяйственного сырья.

На территории хозяйства хорошо развита сеть внутрихозяйственных дорог. Бригадные станы, тока, машинные дворы и животноводческие фермы обеспечиваются связью с административно-хозяйственным центром по дорогам с твердым покрытием: асфальтным и гравийным; земельные массивы с производственными центрами осуществляют связь, в основном, по улучшенным грунтовым дорогам.

В целях защиты окружающей среды от загрязнения в учхозе "Кубань" проводят ряд природоохранных мероприятий. Это, прежде всего, защита почв от эрозии, внедрение научно обоснованной системы защиты растений от болезней, вредителей и сорняков, широкое применение биологических методов защиты, экономное использование ценных сельскохозяйственных земель, регулирование пастьбы скота, создание лесных насаждений вокруг ферм, рекультивация земель, сооружения и очистка сточных вод, включая поля орошения.

В целях охраны окружающей среды, а также защиты человека и животных от вредных загрязнений, предусматривается регламентированное по времени и дозам применение удобрений и пестицидов.

Реализация продукции, является основой всех хозяйств, благодаря чему предприятия получают основные доходы и без чего практически не может существовать (таблица 1).

Информация о работе Теоретические аспекты государственного управления в области культуры и искусства