Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:05, контрольная работа
Эффективность и качество управленческих решений являются основным фактором рационального управления предприятием. При этом каждое управленческое решение затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы предприятия.
Актуальность данной работы заключается в том, что управленческие решения играют огромную роль в деятельности любого предприятия, поэтому знание и понимание процессов их принятия имеет особое значение в условиях российской действительности. Именно эффективные и качественные управленческие решения служат источником развития бизнеса и получения конкурентных преимуществ.
1. Сущность управленческих решений
2. Типология управленческих решений
3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
4. Методология принятия управленческих решений
5. Типы задач принятия решений
1. Сущность управленческих решений
2. Типология управленческих решений
3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
4. Методология принятия
5. Типы задач принятия решений
введение
Стержнем решения любой проблемы российской экономики является управленческое решение. Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
· выработку и постановку цели;
· изучение проблемы на основе получаемой информации;
· выбор и обоснование критериев
эффективности (результативности) и
возможных последствий
· обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
· конкретизацию решения для его исполнителей.
Эффективность и качество
управленческих решений являются основным
фактором рационального управления
предприятием. При этом каждое управленческое
решение затрагивает
Актуальность данной работы
заключается в том, что управленческие
решения играют огромную роль в деятельности
любого предприятия, поэтому знание
и понимание процессов их принятия
имеет особое значение в условиях
российской действительности. Именно
эффективные и качественные управленческие
решения служат источником развития
бизнеса и получения
1. Сущность управленческих решений
Чтобы лучше понять сущность
процесса принятия управленческих решений,
рассмотрим общую схему управления
организацией, показанную на рис 1. В
соответствии с этой схемой деятельность
любой организации состоит из
двух неразделимых процессов: процесса
управления, который заключается
в реализации функций планирования,
организации деятельности, мотивации
и контроля, и управляемого процесса,
который рассматривается как
множество взаимосвязанных
Процесс управления - это деятельность руководителей, состоящая в реализации определенных функций управления с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса. Вместе с тем управляемый процесс - это неуправленческая деятельность, т.е. конкретные операции и работы, связанные с производством товаров или оказанием услуг и направленные на достижение целей организации. Например, целью управляемого процесса может быть производство требуемого количества товаров, а цель управления будет состоять в том, чтобы требуемый объем производства достигнуть наиболее эффективно. Конечная цель некоторой операции или деятельности организации вообще состоит в достижении требуемого результата, а цель управления заключается в том, чтобы этот результат достигался с максимальной или достаточно высокой эффективностью. Таким образом, цель управления - это обеспечение максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса. Эта цель достигается через выработку и осуществление управляющих воздействий, которые являются непосредственным «продуктом» процесса управления,т.е. деятельности руководителей. Чтобы достигнуть своей цели, управляющие воздействия должны влиять на изменение таких факторов внешней или внутренней среды организации, которые вообще «поддаются» этому влиянию, т.е. относятся к управляемым факторам или переменным. Поэтому можно дать следующее определение.
Управляющие воздействия - это действия руководителей, которые направлены на изменение управляемых факторов внешней и внутренней среды организации с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса.
В реальных ситуациях многие действия руководителя позволяют достигнуть желаемого результата операции, однако прежде, чем совершить некоторое действие, руководитель должен принять управленческое решение, т.е. решить - какую цель он преследует и что необходимо сделать для ее достижения. Иначе говоря, руководитель должен выбрать цель управления и определить значения управляемых переменных, которые обеспечивают достижение этой цели. Именно в этом и заключается сущность процесса принятия управленческих решений. Таким образом, выбор цели управления и выбор значений управляемых факторов всегда предшествуют управляющим воздействиям, т.е. конкретным практическим действиям руководителя. В отличие от них управленческие решения - это некоторый образ или модель желаемых результатов будущих действий. Решения возникают в сознании руководителя и как только начинают выполняться, они становятся управляющими воздействиями. Таким образом, управляющие воздействия суть реализации управленческих решений. Если вспомнить, что решение как процесс и решение как результат - это выбор альтернативы, то можно дать следующее определение.
Управленческое решение - это выбор цели управления и значений управляемых факторов, обеспечивающих достижение этой цели.
Таким образом, в процессе принятия управленческих решений альтернативами являются цели управления организацией и допустимые значения управляемых факторов. Часто предполагается, что цели управленческой деятельности известны заранее. Однако нельзя забывать о том, что выбор цели управления - это тоже управленческое решение, которое имеет обычно стратегический характер и предопределяет все последующие решения руководителя. Если цель управления выбрана, то руководитель должен позаботиться о средствах ее достижения. К ним относятся качество ресурсов, способы применения ресурсов и условия применения ресурсов организации. Эти факторы представляют собой объекты управленческого решения, т.е. такие явления и процессы, на которые руководитель может влиять непосредственно с помощью тех или иных управляющих воздействий.
Для достижения целей организации
в распоряжении руководителя имеются
человеческие, материальные, финансовые,
информационные ресурсы. На их основе
формируются управляемые
Качество ресурсов - важнейшая
Большая доля управленческих решений - это выбор ресурсов, обладающих требуемым качеством для достижения целей деятельности организации. Например, к этому типу относятся решения о приеме и увольнении работников, повышении их квалификации, покупке сырья и материалов, приобретении нового оборудования, выполнении ремонтных работ, проведении маркетинговых исследований для получения достоверной информации о ситуации на рынке и многие другие.
Наиболее широкий круг образуют управленческие решения, связанные с выбором способов применения ресурсов организации. Например, к ним относятся решения о планах деятельности фирмы, назначении сотрудников на те или иные должности, распределении задач и полномочий, организации взаимодействия между подразделениями, технологиях выполнения производственных и коммерческих операций, методах мотивации персонала, распределении материальных и финансовых средств, использовании полученной информации и другие.
Приведенные примеры показывают, что качество ресурсов и способы их применения наиболее «податливы» к управляющим воздействиям со стороны руководителей. Поэтому в большинстве случаев именно из числа этих факторов формируются допустимые управленческие решения. Третья группа переменных - условия применения ресурсов, как правило, включает в себя неуправляемые факторы внешней и внутренней среды. Однако часть из них может находиться в «зоне власти» руководителя, который имеет возможность сознательно влиять на значения этих факторов, формируя благоприятные условия для достижения целей организации. Например, к решениям, связанным с формированием условий применения ресурсов, относятся решения руководителей о целевых рыночных сегментах, каналах сбыта и распределении продукции, проведении рекламных кампаний (с целью повлиять на поведение потребителей), разделении «сфер влияния» между конкурентами, выборе партнеров и поставщиков, организационной культуре и структуре фирмы и другие.
2. Типология управленческих решений
Управленческие решения
характеризуются высокой
Таблица 1
Тип решения |
Краткая характеристика |
|
Запрограммированные решения |
Принимаются с помощью стандартных процедур и правил |
|
Незапрограммированные решения |
Требуют разработки новых процедур или правил принятия решений |
|
Интуитивные решения |
Основаны на чувствах и ощущении человеком того, что эти решения правильные |
|
Логические решения |
Принимаются на основе знаний, опыта и логических суждений |
|
Рациональные решения |
Принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий |
|
Допустимые решения |
Удовлетворяют всем объективным ограничениям и могут быть реализованы на практике |
|
Недопустимые решения |
Нереалистичные решения, которые не удовлетворяют одному или нескольким ограничениям |
|
Неразумные решения |
Решения, не приводящие к достижению цели управления |
|
Удовлетвори тельные решения |
Решения, приводящие к достижению цели управления |
|
Оптимальные решения |
Решения, обеспечивающие максимальную степень достижения цели управления организацией |
|
В зависимости от наличия
или отсутствия стандартных методик
разработки и принятия управленческих
решений выделяют запрограммированные
и незапрограммированные
Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для принятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последствиям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непрерывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме этого, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убедить в ее правильности тех людей, для которых она предназначена, а не просто предложить или навязать ее для применения.
Вместе с тем в управленческой
деятельности далеко не все решения
принимаются по заранее подготовленным
методикам или правилам. Особенно
это характерно для новых или
уникальных проблемных ситуаций, в
которых руководители организаций
вынуждены принимать
По степени обоснования можно выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характеризует способ принятия решения и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять какое-либо решение всегда легко. Для этого необходимо лишь сделать выбор,т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять хорошее решение. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать хорошие решения, мы должны уметь их обосновывать.
Большинство личных и деловых решений основаны на интуиции. Лицо, принимающее решение, сознательно не сравнивает между собой все достоинства и недостатки каждой альтернативы. В этом случае решение принимается подсознательно, без явного логического обоснования. Тем не менее интуиция - это мощный инструмент принятия решений, который нуждается в постоянном развитии и должен активно использоваться в управленческой деятельности. Более обоснованными считаются решения, основанные на суждениях [4]. Такие решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека. Будем называть их логическими решениями. Принимая логические решения, люди обращаются к опыту и здравому смыслу, чтобы использовать их для прогноза возможных последствий альтернатив и обоснования своих действий в конкретной ситуации. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддается объяснению с помощью несложных логических правил. Решения, основанные на суждениях, весьма полезны в повторяющихся ситуациях, которые многократно возникают в деятельности организаций. Поэтому в таких ситуациях решения принимаются по аналогии, так как «ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде» [4].