Теоретический анализ основных принципов менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

Ключевые процессы управления организацией и содержании управленческой деятельности, методах, принципах её осуществления неоднократно подвергались существенным изменением с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……2
Глава 1. Теоретический анализ основных принципов менеджмента: характер взаимодействий и соотношений………………………………… .…….….……4
Основные теоретические подходы принципов менеджмента…………..4
1.2 Основы менеджмента, характер взаимодействий и соотношений……….13
Заключение……………………………………………………………….………17
Список литературы………………………………………………………..…….19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Менеджмент.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Одним из вариантов системного подхода является ситуационный подход, который концентрируется на том, что применение различных методов  и подходов к управлению определяется ситуацией. Поскольку существенные внутренние и внешние факторы для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Однако эволюция и  история менеджмента — его  достижений и проблем — свидетельствуют  о том, что менеджмент, помимо всего  прочего, базируется на нескольких важных принципах. Ниже приводится краткое описание этих принципов:

  • ​ Менеджмент касается человека, и только человека. Задача менеджмента — обеспечить совместную и эффективную работу людей, давая им возможность реализовать в максимальной степени свои сильные стороны и нейтрализуя их недостатки. Именно к этому сводится основная задача любой организации, именно поэтому менеджмент становится жизненно важным, определяющим фактором в решении этой задачи. Сейчас практически каждый из нас работает в том или ином управляемом — крупном или небольшом — учреждении, будь то коммерческая или некоммерческая организация. Благосостояние каждого из нас зависит от качества управления. А наша способность вносить свой вклад в развитие и процветание общества зависит не только от нашей квалификации, самоотдачи и трудолюбия, но и от эффективности управления организацией, в которой мы работаем.
  • ​ Поскольку главной задачей менеджмента является интеграция людей в единое предприятие, менеджмент нельзя отделить от культуры общества. Менеджеры в Германии, Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Японии или в Бразилии занимаются, вообще говоря, одним и тем же. Но способ выполнения ими этих общих задач имеет свои особенности в каждом отдельном случае. Таким образом, одна из важнейших проблем, с которыми сталкиваются менеджеры в любой развивающейся стране, заключается в том, чтобы выявить элементы собственной традиции, истории и культуры, которые можно использовать в менеджменте. Разница между японским "экономическим чудом" и нынешней относительной слабостью экономики Индии объясняется тем обстоятельством, что японским менеджерам удалось привить "импортные" концепции менеджмента на свою культурную почву и добиться того, чтобы эти концепции дали богатый урожай.
  • ​ Предприятие не достигнет успеха, если все его работники не будут стремиться к общим целям и разделять общие ценности. Без такой общности организация нежизнеспособна, она превращается в толпу. Таким образом, у каждой компании должны быть простые, понятные и объединяющие цели. Миссия организации должна быть сформулирована достаточно четко и понятно. Кроме того, она должна быть достаточно емкой, обеспечивая единство целей и представлений о своем назначении у всех работников. Цели, воплощающие эту миссию, должны быть понятными, открытыми и гласными; кроме того, их нужно постоянно подтверждать. Главная задача руководства (или менеджмента) предприятия заключается в том, чтобы продумать, сформулировать и пояснить на доступных примерах эти ценности и цели (как на близкую, так и на дальнюю перспективу).
  • ​ Менеджмент должен давать возможность роста и развития как предприятию в целом, так и каждому из его работников в отдельности по мере изменения потребностей и появления новых возможностей. Каждое предприятие представляет собой учреждение, где обучают и обучаются. Элементы обучения и развития должны присутствовать на всех уровнях предприятия. Процесс обучения и развития должен быть непрерывным.
  • ​ Каждое предприятие состоит из людей с разным уровнем квалификации и знаний. Эти люди выполняют разные виды работ. Деятельность предприятия должна основываться на обмене информацией и на индивидуальной ответственности. Каждый работник предприятия должен задуматься над тем, какова цель его деятельности, и позаботиться о том, чтобы эта цель была доведена до его коллег. Каждый работник должен подумать о том, что он должен своим товарищам по работе, каковы его обязанности перед ними, и сообщить им об этом. Каждый работник должен подумать о том, что ему должны его товарищи по работе, каковы их обязанности перед ним, и довести до их сведения, чего именно он ожидает от них.
  • ​ Ни объемы производства, ни какие-либо иные экономические показатели (итоговые результаты) сами по себе не могут рассматриваться как адекватная мера эффективности менеджмента и предприятия в целом. Положение на рынке, инновации, производительность, повышение квалификации работников, качество продукции, финансовые результаты — все эти показатели являются важными составляющими эффективности организации и факторами, определяющими его жизнеспособность. Некоммерческим учреждениям также требуются "единицы измерения эффективности" в ряде областей, специфических для выполняемой ими миссии. Точно так же, как для оценки состояния здоровья и трудоспособности человека необходимо выполнить определенные манипуляции, так и для оценки "состояния здоровья и трудоспособности" предприятия нужно выполнить ту или иную совокупность измерений. Категория эффективности — это неотъемлемая составляющая деятельности предприятия и его руководства. Эффективность нужно регулярно измерять и непрерывно повышать.
  • ​ Наконец, самое важное: реальные результаты деятельности любого предприятия проявляются только вне этого предприятия. Результат деятельности любой компании — удовлетворенный потребитель. Результат деятельности больницы — выздоровевший больной. Результат деятельности учебного заведения — человек, который чему-то научился и способен применить полученные знания на практике. На долю предприятия остаются одни затраты.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основы менеджмента, характер взаимодействий и соотношений

 

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).

Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.1):

общие функции менеджмента;

социально-психологические  функции менеджмента;

технологические функции  менеджмента.

 

 

Рис. 1.1. Система функций менеджмента

 

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:

формирование целей;

планирование;

организацию;

контроль.

Часто к ним добавляют  функции: мотивации, координации, управления.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические  и технологические функции взаимно  дополняют друг друга, создают целостную  систему менеджмента, позволяющую  дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны  деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.

Функция управления и  установления объема работ по каждой функции является основой для  формирования структуры управляющей  системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:

прогнозирование и планирование;

организация работы;

мотивация;

координация и регулирование;

контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

  • перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
  • организация работ по стандартизации;
  • учет и отчетность;
  • экономический анализ;
  • техническая подготовка производства;
  • организация производства;
  • управление технологическими процессами;
  • оперативное управление производством;
  • метрологическое обеспечение;
  • технологический контроль и испытания;
  • сбыт продукции;
  • организация работы с кадрами;
  • организация труда и заработной платы;
  • материально-техническое снабжение;
  • капитальное строительство;
  • финансовая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципы управления представляют собой изначальные  нормы, правила и закономерности, следующие из сущности и уровня развития общества, а также его производительных сил. Соблюдение вышеуказанных норм, правил и закономерностей способствует достижению целей функционирования и решению поставленных задач.

Любая социально-экономическая  система создается и функционирует  для достижения определенных конкретных целей, в связи с этим и принципы, которыми руководствуются менеджеры  организации, должны подбираться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из целей функционирования.

В процессе классификации  принципов управления целесообразно  подразделять их на две основные группы. Принципы, входящие в состав первой группы, являются общими принципами управления, относящимися к системе управления в целом. Ко второй группе относятся частные принципы, касающиеся отдельных частей и элементов системы управления. Основу системы общих принципов управления составляют следующие принципы научность, системность и комплексность, единоначалие и коллегиальность, демократический централизм, сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Для творческого и  эффективного использование принципов  управления необходимо вскрывать и  всесторонне исследовать объективные  законы и закономерности управления. В свою очередь, поскольку законы и закономерности управления базируются на законах развития природы, общества и мышления, необходимо формирование совершенной системы научных знаний каждого руководителя, широчайшего культурного и профессионального кругозора.

Менеджмент использует данные и выводы множества наук, поскольку сложным современным  хозяйством практически невозможно управлять «по наитию». В то же время, ситуация может меняться столь  стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится использовать нетрадиционные подходы. Это требует от руководителя, помимо глубоких знаний, большого опыта, владения искусством межличностного общения, умения находить выход из безвыходных положений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Виханский О.С., Наумов  А.И. Менеджмент: человек, стратегия,  организация, процесс. - М.: Изд. Экономистъ 2006.

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента - М.: Изд. Проспект,2011.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник - М.: Юнити-Дана, 2009.

4. Деарлав Д. Бизнес  путь: Билл Гейтс. 10 секретов самого  богатого в мире бизнес-лидера. - СПБ.: Издательство “Крылов”, 2003.

5. Лапидус В.А. Проекция  принципов менеджмента Деминга на российскую практику. /http://www.elitarium.ru.

6. Лебедев О.Т., Каньковская  А.Р. Основы менеджмента СПб:2001.

7. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента - М., 2001.

8. Мумладзе Р.Г. Менеджмент: Уч.пособие.- М.: Издательство «Палеотип», 2002.

9. Усᴨȇшное управление  А. Шмаров //Эксᴨȇрт 14 мая 2001г.  №18 (278).




Информация о работе Теоретический анализ основных принципов менеджмента