Теория административного управления Анри Фойля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение теории административного управления А. Файоля.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
* выявить смысл управления с точки зрения администрирования;
* рассмотреть функции и принципы управления согласно теории;
* рассмотреть труды последователей теории Файоля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Теория А. Файоля, ее основные положения………………… …….4
1.1. Управление как администрирование……….…………………………….5
1.2. Функции и принципы управления…………………..……………………7
1.3. Развитее идей Файоля в трудах его последователей...……………..….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

менежмен иум.docx

— 41.66 Кб (Скачать файл)

-13-

 современном определении управления. Под процессом управления принято понимать сознательный, координируемый, организуемый, планируемый и направляемый процесс. Разработанная Файолем концептуальная модель функций стала прочной основой для новых школ, направлений и течений науки управления. Так например, школа управленческих процессов взяла у файолевской модели функции организации и планирования, немного усовершенствовав и дополнив. После второй мировой войны широкое распространение получил подход, основанный наразделении управленческих функций. Этот подход получил название делегирование полномочий. 
Достаточно трудно сказать, по каким признакам ученый разделил выдвинутые им принципы, но понимая их истинное содержание, можно провести анализ и догадаться о предложенных критериях.  
Главное различие между функциями и принципами заключаются в следующем. Под функциями понимаются обязательные элементы процесса управления. Удаление одного из них сразу приведет к нарушению всей технологии организационного управления. Они четко разделены, классифицированы и структурированы и являются частью «науки управления». И наоборот, принципы управления являются воплощением субъективного опыта руководителя, они не так жестко регламентированы и не имеют тесную связь друг с другом и поэтому могут легко заменяться6 дополняться и в значительной части трансформироваться, подстраиваясь под определённую ситуацию.  
2.3. Развитее идей Файоля в трудах его последователей. 
   Основными последователями Файоля, развивавшими и совершенствовавшие его учение, являются Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли. Английский исследователь Урвик, как и Файоль, уделял большое внимание составлению важнейших функций администрирования, к которым он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. Он имел большой опыт практической работы в области управления. Он был консультантом по вопросам менеджмента в Великобритании. Урвик разработал основы построения формальной организации, которые актуальны и в современной концепции менеджмента: 
2. Соответствие людей структуре, вначале следует разработать структуру, а

-14-

затем приступать к подбору персонала. 
3. Создание специального и "генерального" штабов. Основной функцией специального штаба, по его мнению, является разработка рекомендаций для руководителя. Задачей "генерального" штаба является сбор и передача приказов управленца,контроль за выполнением работы. 
4. Сопоставимость прав и ответственности, любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую возложенной на него ответственности. 
5. Диапазон контроля т.е. число лиц, непосредственно находящихся в подчинении у руководителя. Этот принцип находится в прямой зависимости от личных качеств и способностей управленца, поэтому он не может быть регламентирован. Рекомендованная Урвиком норма управляемости составляет пять шесть человек. 
6. Специализация. Урвик выделял три типа специализации работников в сфере управления: по цели, характеру выполняемых работ, типу потребителя или географическому признаку. 
7. Определенность. Для обеспечения определенности в деятельности организации необходимо, чтобы за каждой должностью были закреплены в письменном виде права, обязанности и ответственность (прототип современных должностных инструкций). 
Вебер выделил три типа организаций, каждая из которых зависела от характера власти, которой обладает менеджер: 
1. Харизматический. При таком типе лидерства руководитель проявляет себя как человек с только лишь привлекательными личностными качествами. 
2. Традиционный. При традиционном типе все работники подчиняются лидеру исключительно в силу традиций, потому что «так принято». 
3. Идеальный или бюрократический тип. Данный тип основан на особом разделении власти, которое гарантирует управленцу возможность быть лидером в организационной структуре. 
Вебер полагал, что только последний тип организации может обеспечить наибольшую эффективность деятельности фирмы. Появление бюрократического типа организации сцеплено с возникновением особого социального слоя сотрудников, деятельность которых находит свое отражение в области управления (профессиональных менеджеров). Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерархии, основанной на

-15-

административных управленческих методах. Главная роль в организациях бюрократического типапринадлежит различного рода «бюро». Также Вебер выделил принципы построения идеальной, по его мнению, организации: 
1. Вся деятельность организации должна состоять из простейших операции, каждая из этих операций формально закрепляется за конкретным отделом этой организации. 
2. Каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, основанной на принципе иерархии. 
3. Наличие четких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность каждого членов организации. 
4. Справедливое отношение к клиентам и подчиненным. 
Специальная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование работников. Согласно этой политике каждый работник должен занимать должность, которая соответствует его квалификации и компетентностью и он должен отрешен от возможности произвольного увольнения. Продвижение сотрудников по служебной лестнице должно осуществляться в соответствие с продолжительностью работы в организации или ее успешностью или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулирование нужно производить с помощью системы заработной платы, продвижения по служебной лестнице, установления пенсий и пособий. 
Главным достоинством теории Вебера по праву можно считать разработанные им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и распоряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленческой цепи; принцип "единства распорядительства", устанавливающий, что подчиненный должен получать приказы только от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирования организации, отсекая менее важные и второстепенные. 
Из недостатков учений Вебера можно назвать следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее части. В отличие же от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управленияпроизводством. К числу указанных функций он относит распорядительство, проектирование, оборудование, учет и оперирование.

-16-

 Проектирование призвано определить  формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектирования следующие основные этапы: 
* расчленение проектируемой продукции на отдельные узлы и детали; 
* разработку технологических процессов изготовления узлов и деталей; 
* координацию работ по проектированию продукции; 
* проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции; 
* выбор сырья и материалов; 
* организацию конструкторского бюро. 
Оборудование предполагает оснащение предприятия необходимыми основными фондами, а также построение генерального плана предприятия. Для организации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, материалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов выпуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции и т. д. 
Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установочный этап распорядительства предполагает разработку определенной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые будут эти обязанности исполнять. 
Учет заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на технический и счетоводный (т. е. бухгалтерский). Оперирования заключается в переработке сырья и материалов в готовую продукцию. Научные достижения Черча сыграли важную роль в процессе становления науки об управлении производством. Многие его рекомендации актуальны и в настоящее время. 
Существенный вклад в развитие административной школы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изложены в работе "Принципыорганизации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. По мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функционирования любой организации. Достижение общей цели возможно

-17-

лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача руководства организации заключается в направлении всех усилий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения принципов иерархии власти, разделения труда и координации. Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах: 
1. функциональное разделение труда; 
2. скалярная цепь команд; 
3. единство распорядительства; 
4. диапазон контроля. 
Административная школа менеджмента отличается игнорированием отдельного человека и его потребностей. За это ее представители часто подвергаются справедливой критике. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-18-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
   Концепция разработанная Файолем оставила след не только в европейском менеджменте. Его идеи были использованы другими учеными с разных концов света. Принципы стали основой для развития новых направлений в развитии менеджмента. Более того его теория администрирования управленческих функций используются современными менеджерами и по сей день. Его теория имела много общего с теорией Тейлора: они оба выступали против развития у руководящих кадров инженерно-технических навыков в ущерб управленческим.  
Файоль заложил основы в управлении персоналом, одним из первых разработал основы функционального управления. Он классифицировал персонал организации промышленных предприятий и с помощью особых установок выразил приоритеты той или иной проклассифицированной группы.  
По мнению современных менеджеров и управленцев, многие его идеи являютсяхарактерными чертами бюрократической системы управления, однако эта черта присуща далеко не всем его идея, некоторые другие характеризуются как достаточно прогрессивные и относятся к современными моделям менеджмента. 
Анри Файоль относится к такому типу людей которые шагали вперед своей эпохи. Несомненно, предложенная им модель управления (администрирования) являлась передовой для его времени. Однако даже для того периода она бала охарактеризована как весьма спорная. Так как вызывала множество последствий, не всегда имеющих положительный эффект.  
Таким образом, А. Файоль внес огромный вклад в теорию управленческой мысли. Он рассмотрел управление сточки зрения универсального процесса, состоящего и тесно взаимосвязанных функций. 

 

 

 

 

-19-

Список литературы.

1. Дункан У. Основополагающие идеи  в менеджменте. - М.: Дело, 1996 г.

2. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – С-Пб: Питер, 2001.

3. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - .: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –222с.

4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 352с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. –3-е изд. – Гардарики, 2001. – 528с.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 704 с.

 


Информация о работе Теория административного управления Анри Фойля