Технология стандартизации и сертификации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 23:18, контрольная работа

Краткое описание

Стандартизация и сертификация, это две смежные системы, созданные для контроля качества услуг, продукции и оборудования. Основными регламентирующими документами являются ГОСТ (нормативный документ) и технический регламент. Постепенно система стандартов качества меняется, учитывая введение новых технологий производства продукции.

Содержание

Введение.
2.1. Цели и задачи стандартизации.
2.2. Методы стандартизации.
2.3. Стандарт. Категории и виды стандартов.
2.4. Международная стандартизация.
3.1. Сертификация продукции и услуг.
3.2. Цели и преимущества сертификации.
3.3. Системы сертификации и области их применения.
3.4. Схемы сертификации и порядок проведения сертификации.
3.5. Международные организации по сертификации.
Заключение.
Список источников.

Вложенные файлы: 1 файл

standart sertif.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляет Госстандарт России. Непосредственное осуществление контроля и надзора от имени Госстандарта России проводят его должностные лица: главный государственный инспектор Российской Федерации; главные государственные инспекторы республик в составе РФ; краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов; государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами.

2.4. Международная  стандартизация.

В развитии международной стандартизации заинтересованы как крупные развитые страны, стремящиеся найти новые рынки сбыта своей продукции, так и развивающиеся страны, которые видят в ней пути ускоренного экономического и технического развития.

Наиболее крупными международными организациями по стандартизации, разрабатывающими рекомендации по стандартизации по широкому кругу вопросов, являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК). Россия является членом этих организаций. Участие в них обуславливает использование рекомендаций этих организаций при подготовке новых и пересмотре действующих национальных стандартов, а также внедрение отечественных требований в рекомендации МЭК.

3.1. Сертификация продукции и услуг.

Сертификация есть деятельность, направленная на установление и фиксацию соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям.

В руководстве ИСО/МЭК 2 и в основополагающих документах системы сертификации ГОСТ Р в Российской Федерации под сертификацией соответствия (т.е. соблюдения всех установленных требований к продукции, процессу или услуге)понимается действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют некоторому конкретному стандарту или другому нормативному документу. При этом под третьей стороной понимается лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих в рассматриваемом вопросе двух сторон, представляющих соответственно интересы поставщиков и интересы потребителей.

Существенные моменты, которые отражены в этом понятии, заключены в том, что:

    1. сертификация непосредственно связана с деятельностью третьей стороны, которой является лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.;

    1. действия по оценке соответствия производятся должным образом, что свидетельствует о наличии строгой системы сертификации, располагающей определенными правилами, процедурами и управлением;

    1. сертификации подлежат продукция, процессы и услуги, в том числе процессы управления качеством на производстве (системы качества).

Одним из первых документов, регламентирующих деятельность по сертификации в нашей стране, был руководящий нормативный документ РД 50 – 596 – 86 “Временное положение о сертификации продукции в СССР”. Функции национального органа по сертификации возлагались на Госстандарт. Отечественная сертификация того периода характеризовалась следующими особенностями:

- система сертификации  была жестко централизована – сертификаты соответствия выдавались только Госстандартом и использовалась единственная схема сертификации. Номенклатура сертифицируемой продукции ограничивалась видами экспортируемой продукции машиностроения;

- система сертификации не конкурировала с такими процедурами, как аттестация по категориям качества и государственные испытания.

Ускоренному внедрению сертификации в стране способствовали две причины: переход страны на новые рыночные отношения и большой поток некачественных импортных потребительских товаров в этот период.

В мировой практике сложились два пути сертификации :

Первый - принятие решений по результатам сертификации: продукция соответствует или не соответствует определенным требованиям.

Второй - качественная оценка степени соответствия предъявленным требованиям. Решению "не соответствует" при этом сопутствует количественная мера степени несоответствия (что позволяет управлять качеством продукции).

    1. Цели и преимущества сертификации

В сфере производства, обращения и потребления продукции основными целями сертификации являются:

    1. подтверждение заявленных показателей качества продукции;

    1. содействие потребителю в компетентном выборе продукции;

    1. содействие производителю в реализации конкурентно способной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

    1. защита потребителя и окружающей среды от недоброкачественной, потенциально опасной и вредной продукции.

Для реализации этих целей в первую очередь необходимо решить задачи:

    1. формирования и развития сети органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (инфраструктура сертификации);

    1. формирования законодательного, нормативного и информационного обеспечения сертификации продукции (законодательная база).

Кроме того необходимы материальная база, кадровое и финансовое обеспечение.

Нормативно – техническое (законодательное) обеспечение (НТО) сертификации – это совокупность разнообразных по форме и взаимосвязанных по существу законодательных актов, нормативных и технических документов к которым относятся:

    1. законодательные акты Российской Федерации в области сертификации;

    1. нормативные акты высших органов исполнительной власти и государственных органов управления и надзора, разработанные на базе законов РФ (указы президента, постановления правительства);

    1. нормативные документы по стандартизации;

    1. технические документы на продукцию и услуги, предназначенные для использования в сферах производства и потребления продукции и оказания услуг.3

Как следует из изложенного выше и из определения сертификации сертификация (как некая процедура) вторична по отношению к стандартизации, поскольку прежде чем подтверждать соответствие продукции установленным требованиям необходимо эти требования разработать, обосновать и утвердить. Последнее также возможно только при непосредственном использовании методов квалиметрии при разработке требований стандарта.

Основные преимущества сертификации продукции заключаются в следующем:

    1. сертификация – важный инструмент в достижении доверия к качеству изделий;

    1. сертификация предотвращает импорт в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества;

    1. сертификация ускоряет технический прогресс, стандартизация и сертификация важные элементы технического прогресса;

    1. сертификация отечественной продукции снижает импорт аналогичной продукции

    1. сертификация упрощает выбор продукции потребителем, она является объективным фактором при выборе продукции требуемого уровня качества;

    1. сертификация защищает изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции и обеспечивает ему рекламу и рынок сбыта;

    1. сертификация улучшает “качество” стандартов путем выявления в них устаревших положений и стимулирует их переработку.

Таким образом, сертификация продукции объективно полезна как поставщику, так и потребителю и сводит к минимуму конфликты между ними.

3.3. Системы сертификации и области их применения

В мировой практике сложились две разновидности систем сертификации: обязательная сертификация и добровольная и, соответственно, существует два пути организации систем сертификации – законодательный и добровольный.

Законодательным путем формируется система обязательной сертификации, которая опирается, как правило, на государственные структуры и действует на основании Закона РФ "О сертификации продукции и услуг”.

Обязательная сертификация (или сертификация в законодательно регулируемой области) распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья, имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом в соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей”. Работы по обязательной сертификации осуществляются органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в рамках существующих систем обязательной сертификации.

Добровольная сертификация (или сертификация в законодательно нерегулируемой области) проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено (т.е. когда стандарты и нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для производителя).

3.4. Схемы сертификации и порядок проведения сертификации.

Сертификация продукции и услуг проводится по установленным в системе схемам.

Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала. Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем. Схемы сертификации продукции, применяемые в РФ, приведены в приложении 1. Большинство этих схем признается и за рубежом, т.е. это общепринятые схемы. Ряд схем сертификации (см. приложение 1) предусматривают не испытание образцов продукции, а рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами.

Декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель, продавец или исполнитель удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга соответствует требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции или услуги. Декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в Российской Федерации организации, представляющие интересы иностранных изготовителей. Виды продукции, на которые распространяется возможность принятия декларации о соответствии, определены постановлением Правительства РФ “Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии и ее регистрации” от 7 июля 1999 г. № 766.

 Принятая декларация о соответствии регистрируется в органе по сертификации с присвоением ей соответствующего номера (кода), имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия и является основанием для маркирования изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции знаком соответствия.

Выбор схемы сертификации определяется многими факторами. Критерии, по которым органом по сертификации выбирается конкретная схема при обязательной сертификации продукции, установлены нормативно техническим документом, название которого – “Правила по проведению сертификации в Российской Федерации” .

Основное отличие схем сертификации заключается в следующем.

Схемы 1 – 5 предусматривают проведение в испытательной лаборатории испытаний типового образца продукции, и инспекционный контроль после выдачи сертификата, путем испытания образцов, взятых либо у изготовителя, либо у продавца (в зависимости от схемы). Дополнительные схемы 1а – 4а предусматривают анализ состояния производства (до выдачи сертификата на продукцию).

Схема 6 предусматривает рассмотрение декларации о соответствии, сертификацию системы качества на производстве и контроль за стабильностью функционирования этой системы.

Схема 7 предусматривает выдачу сертификата после испытания выборки образцов из партии продукции.

Схема 8 – предусматривает испытание каждого образца, т.е. сертификат выдается на каждый конкретный образец продукции.

Схемы 9 (9а), 10 (10а) так же, как и схема 6 , предусматривают рассмотрение декларации о соответствии с анализом состояния производства и инспекционным контролем сертифицированной продукции или без этих операций.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Проведение сертификации услуг имеет свою специфику и свои схемы сертификации. Инспекционный контроль в них может осуществляться с использованием социологических методов.

Таким образом сертификация осуществляется в рамках определенной системы и по выбранной схеме сертификации. Порядок ее проведения устанавливается правилами конкретной системы. Но основные этапы процесса сертификации неизменны и не зависят от вида и объекта сертификации. Общие требования к порядку проведения обязательной сертификации продукции, работ и услуг в Системе ГОСТ Р регламентированы стандартом ГОСТ Р 40.001 – 95. При обязательной сертификации продукция (услуги) проверяется на соответствие требованиям:

    • законодательных актов Российской Федерации;

    • правил выполнения отдельных видов работ (услуг), утвержденных постановлениями Правительства РФ;

Информация о работе Технология стандартизации и сертификации продукции