Технология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Грамотное, квалифицированное управление – это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам управления, его становлению и развитию.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Серьезные перемены макроэкономической ситуации и в деловой среде организаций инициируют поиск новых организационных форм и технологий управления, обобщение которых приводит к появлению новых представлений о сущности социально-экономических систем.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и основные категории управления фирмой 3
2. Теоретические основы технологии управления фирмой 6
2.1. Сущность и содержание технологии управления 6
2.1.1. Информационное обеспечение управления 8
2.2. Виды технологий управления 11
2.3 Требования к технологии управления 15
Заключение 17
Список использованной литературы 1

Вложенные файлы: 1 файл

технология управления до 10 апреля.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

     Главное, что информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, и основным показателем  могущества страны стал информационный ресурс, т.е. объем знаний, которыми располагает страна. Этот показатель выводил СССР в число мировых держав, и именно этот ресурс истощается в нашей стране с каждым годом. Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность (и достоверность), своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуаций.

     Мир тонет в колоссальном объеме информации: за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз! Появился даже новый термин — "эффект макулатурности": 85% журнальных статей никогда не читались! Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей.

     Самый перспективный выход из информационного  тупика дает современная вычислительная техника, которая с каждым новым  поколением удивительно высокими темпами  увеличивает скорость обработки  информации: если за последние сто  лет скорость передвижения увеличилась в 102 раз, то скорость связи увеличилась в 107, а обработки информации — в 106 раз.

     Управленческая  информация имеет ряд особенностей:

     — большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки;

     — исходная информация подвергается неоднократной обработке с различных производственных точек зрения и с учетом требований потребителей;

     — исходные данные и результаты расчетов хранятся длительное время.

     Выполнить эти требования к управленческой информации способна лишь компьютерная техника с ее быстродействием и большой емкостью памяти. Оптимальный способ хранения производственной информации — создание баз и банков данных, т.е. функционально организованных массивов компьютерной информации, осуществляющих централизованное обеспечение коллектива пользователей или совокупности решаемых в системе задач. При этом способе создания и использования массивов информации, когда одна группа специалистов обрабатывает и вводит в банк данных информацию, а другие специалисты ее используют в различных производственных аспектах, обеспечивается интерактивный, т.е. активный с обеих сторон режим работы. Информационные базы данных обычно формируются путем объединения первичных статистических показателей деятельности предприятия в укрупненные файлы с необходимыми реквизитами. Базы данных постоянно обновляются в соответствии с ходом технологического процесса и с учетом требований потребителей информации, решающих большой комплекс информационно связанных управленческих задач.

     Таким образом, информация является основой процесса управления, труд управляющего и состоит в ее изучении и обработке. От уровня организации сбора, обработки и передачи информации зависит эффективность управления.

      2.2. Виды технологий  управления

     Существуют  разные подходы к типологии управленческих технологий. Воспользуемся одним из них, предложенным известным специалистом по организационным явлениям и процессам Э.А. Смирновым.

     Он  различает технологии целевого управления и подчиненные им технологии процессорного  управления. Основываясь на степени регламентации деятельности исполнителя, выделяются следующие технологии целевого управления: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная.

     Инициативно-целевая  технология связана с определением руководителем цели деятельности работника  или группы с указанием срока ее выполнения, но без указания средств и методов выполнения. Такая технология построена на самоорганизации исполнителя, предъявляет высокие требования к его профессиональным знаниям, навыкам и деловым качествам, поскольку он самостоятельно формирует механизм действий. Причем достижение цели в общем случае не гарантируется.

     Программно-целевая  технология предусматривает постановку руководителем задач исполнителям с определением средств, методов  и времени их выполнения. Технология предусматривает внешний и внутренний контроль исполнения на промежуточных этапах, при необходимости корректировку руководителем механизма работы подчиненного, построена на полной организации руководителем структуры и механизма действий подчиненного. Отсюда ясно, что качество исполнения определяется в первую очередь профессионализмом руководителя. Такая технология гарантирует достижения цели в установленный срок.

     Регламентная  технология заключается в формулировании заданий исполнителям с указанием  возможных средств, методов и сроков их выполнения, а также ограничений по ресурсам. В этом случае предусматривается жесткий контроль руководителем процесса движения к цели. Технология построена на смешанной организации, поэтому качество выполнения задания определяется квалификацией, как руководителя, так и исполнителя. Понятно, что эта технология гарантирует достижения цели, однако сроки заранее определить затруднительно.

       Ниже  приведена характеристика названных  технологий.

     Таблица 2 Характеристика и взаимосвязь технологий управления

Тип технологии целевого управления Ключевой способ управления Применяемый тип  процесса организации Соответствующие типы технологий процессорного управления
Инициативно-целевая Управление  посредством целей организации  и самого работника Самоорганизация исполнителя Управление  по результатам

Управление на базе потребностей и интересов

Управление в  исключительных случаях, основанное на приоритете профессионализма исполнителей

Управление на базе активизации деятельности персонала

Программно-целевая Управление  посредством стандартизированных  процедур Детальная организация  руководителем структуры и механизма  действий подчиненного Управление  на базе потребностей и интересов

Управление путем  постоянных проверок и указаний

Управление в  исключительных случаях, основанное на приоритете отработанной технологии над другими методами воздействия на работников

Управление на базе искусственного интеллекта

Регламентная Управление  посредством целей, стандартизированных  процедур, общих ценностей Смешанная организация Управление  по результатам

Управление на базе потребностей и интересов

Управление путем  постоянных проверок и указаний

Управление на базе активизации деятельности персонала


 

       Использование той или иной технологии во многом определяет выбор процессорной технологии.

     К технологиям процессорного управления относят управление по результатам, управление на основе потребностей и  интересов, управление путем постоянных проверок и указаний, управление в  исключительных случаях, управление на базе искусственного интеллекта, управление на базе активизации деятельности персонала.

     Технология  управления по результатам заключается  в постановке цели перед работником, периодической проверке руководителем  того, как работник продвигается к  ней, если отклонение фактических результатов от запланированных превышает допустимый уровень, корректировке действий подчиненного.

     Технология  управления на базе потребностей и  интересов – подбор персонала  на основе общности их потребностей и  интересов.

     Технология  управления путем постоянных проверок и указаний основывается на приоритете контроля и жесткого управления над другими средствами и методами воздействия на персонал.

     Технология  управления в исключительных случаях  основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной технологии над другими средствами и методами воздействия на работников.

     Технология  управления на базе искусственного интеллекта построена на приоритете статистики и современных экономико-математических методов и предполагает, что подавляющее  большинство отклонений в работе организаций повторяется. Результатом этого является разработка набора решений по их устранению.

     Технология  управления на базе активизации деятельности персонала основана на приоритете стимулов и поощрений для работников над  другими средствами и методами управления.

     Для управления системами объектного типа, имеющими преимущественно классическую иерархическую структуру, целесообразно  применять программно-целевую технологию управления. Управление средовыми системами  требует использования регламентной технологии. Управление системами процессного типа целесообразно осуществлять посредством инициативно-целевой технологии. Наконец, для управления системами проектного типа следует использовать также регламентную технологию, которая позволяет выполнить поставленные задачи в установленный срок в пределах выделенных ресурсов.

     Выбор соответствующей технологии процессорного  управления определяется прежде всего  трудовым потенциалом руководящего и исполнительного персонала  организации. Далее технология управления определяет соответствующий подбор инструментов для построения механизма управления.

     Таким образом, типология социально экономических  систем не только проста и понятна, но имеет инструментальный характер, так как позволяет под концепцию  проектируемой или реформируемой организации подобрать соответствующий тип структуры и технологию управления, на основе которых сформировать конкретные механизмы управления. Более того, рассмотренная типология позволяет использовать ее для диагностики проблем организации.

       2.3 Требования к технологии  управления

     Требования  к технологии управления можно свести к следующему:

  • формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
  • информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
  • выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;
  • должна строго соблюдаться соподчиненность отношений в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное соподчинение.

     Принятие  управленческих решений предполагает использование иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

     Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм в целях координации  деятельности и усилении централизации в управлении.

     Использование целевых межфункциональных групп  в принятии решений. Такие целевые  группы создаются обычно на временной  основе. Их члены отбираются из различных  подразделений и уровней управления. Цель создания таких групп – использование  специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений.

     Использование формальных правил и процедур в принятии решений – это эффективный  путь координации действий. Однако инструкции и правила придают  жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.

     Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы  в целом. Планирование – это важный вид управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени.

     Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без  обращения к высшему руководству  способствует принятию решений в  более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.

 

Заключение

     В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития. Чтобы это обеспечить, необходимо проводить исследования тенденций и возможностей, осуществлять выбор альтернатив и направлений развития.

Информация о работе Технология управления