Эта классификация основана
на том, что организационная культура
является частью культуры национальной,
а также определяется местом работы, должностью индивидов, их полом,
возрастом и многими другими факторами.
Хофстеде характеризовал организации
в целом и их сотрудников в частности по
пяти характеристикам, в рамках каждой,
выделяя значимые параметры и по ним сравнивая
единицы своего исследования:
- Индивидуализм - коллективизм. В рамках этой характеристики он рассматривал следующие параметры: степень вмешательства компаний в личную жизнь сотрудников; влияние организации на самочувствие работников; традиционность или инновационность используемых методов мотивации; приоритет личной
ответственности и инициативы или лояльность
и коллективная ответственность, и так
далее.
- Дистанция власти. Сюда входит то, насколько часто подчиненные выражают несогласие; стиль управления - директивный или демократический; положение руководства по отношению
к подчиненным (такие же, как все или вышестоящие);
централизация или децентрализация и
так далее.
- Мужественность -
женственность. Эта характеристика находит свое выражение в таких параметрах, как доминирование полов во власти, приверженность гендерным
стереотипам, превалирующем среди сотрудников
стремлению к выделению из массы или к
равенству, независимости или солидарности
и так далее.
- Долгосрочная - краткосрочная
ориентация. Для долгосрочной ориентации характерны такие ценности, как расчетливость
и напористость; для краткосрочной - уважение
к традициям, выполнению социальных обязательств
и стремлению не терять своего лица.
- Стремление к избеганию
неопределенности. Выражается в уверенности или неуверенности в завтрашнем дне; устойчивом или наоборот низком уровне мотивации;
1.4.2 Ценности, отношения,
личностные качества и особенности
поведения. Типология Манфреда Кетс
де Вриеса
В этой типологии была предпринята
попытка переноса на организации особенностей,
которые применяются в психологии для
определения черт характера - например,
параноидальность, истероидность, шизоидность
и так далее.
- Паранойяльная организация. Опирается на высокий, даже чрезмерный, контроль
и наблюдение за подчиненными. Консерватизм
на всех уровнях, отсутствие инициативы
и недоверие к начальству, бюрократический,
рациональный стиль управления. Климат
в коллективе холоден, безэмоционален.
- Принудительная организация (по-видимому, аналогия с эпилептоидностью). Характеризуется патологическим стремлением к рациональности, систематизации, избеганию ошибок любой ценой, наличием правил «на все случаи жизни», патриархальность в управлении, стабильность связей, высокая степень реакционности, инертность.
- Драматическая организация (аналогично - истероидный тип характера). В ней обычная деятельность превращается в представление, инсценировку, поэтому для неё характерны следующие особенности: принятие решений «по факту», ценность риска и инициативы, непостоянство
целей и частая смена рыночных ниш, недоразвитость
контроля, отсутствие системности.
- Депрессивная организация. Имеет консервативный бюрократический
уклад, вследствие отсутствия инициативы
функционирует всегда одинаково и просто, для неё характерен
авторитарный стиль управления.
- Шизоидная организация. Имеет попустительский стиль управления, руководитель воспринимается как отстраненный и даже «страшноватый». Управление осуществляется в основном силами среднего звена, велико стремление к завоеванию
благосклонности безучастного руководителя,
соперничество.
1.4.3 Система распределения
власти, полномочий и ответственности.
Типология Чарльза Ханди
Эта типология подразделяет
организационные культуры по типу сил,
преобладающих в них. Это могут быть сила положения,
сила распоряжения ресурсами, сила обладания
знаниями и сила личности. Проще говоря,
это сильная сторона компании, дающая
ей преимущество. В соответствии с этими
критериями Ханди выделял четыре типа
организационной культуры.
- Культура Зевса (основная сила
- власть). Такая организация держится
на харизматичном лидере, который обладает
властью в силу выдающихся личных и профессиональных
качеств, а также ресурсов, находящихся
в его распоряжении. В компании существует
жесткая иерархия и выборочный контроль, однако система правил не слишком широка и формализована, что позволяет проявлять гибкость, когда это необходимо. Устойчивость организации нарушается, когда лидер не может справиться со своими функциями. Отношения между сотрудниками построены на доверии
и личном общении, они способны работать
добросовестно и эффективно, без понукания.
Продвижение по карьерной лестнице часто
происходит согласно критерию личной
преданности и симпатии.
- Культура Аполлона (ролевая
культура). Существует по системе жестких правил,
которые регламентируют всё. И структуру,
и организацию труда, и отношения между
отделами, и то, кто и как должен работать.
В такой организации место важнее человека.
Сотрудники являются узкими специалистами.
Главной ценностью является место, занимаемое
в иерархии. Такая организация способна
функционировать в условиях стабильности, но консервативна,
реакционная, в ней крайне сложно осуществлять
какие-либо нововведения. Предлагая сотрудникам
стабильность и безопасность, компания
с культурой Аполлона ждет от них исполнительности
и предсказуемости.
- Культура Афины (основана на задачах). Обычно компании с такой культурой предоставляют услуги специфического характера, обладая штатами квалифицированных профессионалов и знаниями. Это, например, выпуск новых или нестандартных изделий. Работа ведется кооперативно. Лидером является тот, что обладает самой востребованной информацией. Критерием эффективности считается решение задачи. В культуре Афины хорошо развита внутриорганизационная горизонтальная мобильность, работники имеют широкий кругозор.
- Культура Диониса (основана
на силе личности). Основную ставку делает
не на решение задач, а на развитие сотрудников,
достижение ими своих целей. Ценятся профессионализм,
выдающиеся личные качества, власть сосредоточена
вокруг индивидуальностей, чьи интересы
стоят выше общеорганизационных. Если какая-то личность начинает
доминировать, культура Диониса перерождается
в культуру Зевса. Примерами организаций
с такой культурой могут служить адвокатские
конторы.
1.4.4 Организационно-функциональные
параметры и особенности взаимодействия
с внешней средой. Типология Джеффри
Зонненфельда
Джеффри Зонненфельд выделяя
четыре типа организационных культур,
каждый из которых по-разному сказывается
на карьерном росте сотрудников и имеет
разные преимущества в конкурентной борьбе,
а также потенциал развития.
- Бейсбольная команда. Основу такой организации составляют «ключевые игроки» - наиболее успешные сотрудники. Они наиболее ценны, тех же работников, чьи профессиональные или личностные показатели определяются как невысокие, увольняют.
- Клубная культура. Для такой организации характерен командный
дух, сплоченность и «сработанность» сотрудников,
а также приоритет стабильности, постепенного,
но уверенного продвижения по карьерной
лестнице, высокий профессионализм и широкий
кругозор работников.
- Академическая культура. Как и для предыдущей, для неё
характерен медленный карьерный рост.
В такие компании набираются молодые сотрудники,
ориентированные на долговременное сотрудничество.
Мобильность здесь ниже, чем в клубной
культуре, и работники являются узкими
специалистами, что не только ограничивает
их развитие, но и разбивает организацию
на сегменты, мало кооперирующиеся между
собой.
- Оборонная культура. Она не предоставляет перспектив долгосрочной карьеры и гарантий профессионального роста. Такие компании крайне неустойчивы и нестабильны, однако создают хорошие условия для проявления инициативы и нестандартных решений.
1.4.5 Типология
организационных культур Кима
Камерона и Роберта Куинна
Эти исследователи известны
как разработчики рамочной конструкции
конкурирующих ценностей. Она основана на двух измерениях
организационной культуры, которые определяют
ключевые факторы эффективности для организационной
культуры.
Первое измерение включает
в себя критерии гибкости и дискретности
с одной стороны и стабильности и контроля
- с другой. То есть, есть организации,
которые считаются эффективными, если
они динамичны, отличаются хорошей приспособляемостью,
склонны к переменам. Другие организации
эффективны при условии, что функционируют
предсказуемо и стабильно, без потрясений.
Как пишут сами авторы, «континуум этого
измерения простирается от организационной
многогранности и пластичности на одном
краю до организационной непоколебимости
и долговечности на другом»
Второе измерение также включает
в себя два полюса. На одном находится
эффективность, определяемая ориентацией
компании на внутреннюю гармонию, интеграцию
и единство. На другом - эффективность,
ассоциируемая с внешней ориентацией,
соперничеством, конкуренцией и дифференциацией.
Таким образом, это измерение простирается
от организационной сплоченности и согласованности
на одном краю до организационной разобщенности
и независимости на другом.
Эти два измерения определяют
четыре стержневые ценности организационной
культуры. Соответственно, четыре её типа
выделялись Камероном и Куинном сообразно доминирующим в организациях
ценностям. Разумеется, это идеальные
типы, проявляющиеся в разных сочетаниях.
- Клановая культура. Такой тип
культуры характеризует организацию семейного
типа, которой свойственна высокая сплоченность,
приверженность сотрудников единым ценностям,
забота о работниках и внимание к индивидуальности.
Такая организация воспринимается как
«мы». Для клановой культуры характерно
поощрение бригадной работы, доверие и
предоставление относительной автономности
командам. В задачи управления входит забота о подчиненных,
формирование комфортного окружения,
формирования максимальной ценностной
мотивации и наилучших условий для эффективного
участия в бизнесе. Клановый коллектив
сплочен и дружен, руководители воспринимаются
как воспитатели или даже родители, компания
делает ставку на долгосрочное развитие
личности, и успех в ней определяется как
забота и хорошее отношение к потребителям.
- Адхократическая культура (от
лат. ad hoc - «по случаю). Организации с такой
культурой условиями успеха видят новаторство, обладание
знанием и опережающие время решения.
Адхократическая культура стремится к
предвидению будущего, из её названия
следует, что она определяется авторами
как динамичная, временная, специализированная
организационная единица. Её главная цель заключается в адаптации
к среде, быстром приспособлении в условиях
неопределенности, решении все новых задач.
В типологии Чарльза Ханди адхократии
аналогична культура Афины. Адхократические
компании поощряют инициативу и свободу
работников, что согласуется с их важнейшим стремлением
всегда быть на переднем рубеже. Компания
с такой культурой - это динамичное предпринимательское
и творческое место работы.
- Иерархическая культура. Главная
цель компании с такой культурой - обеспечение
рентабельного, надежного, плавно текущего и
единообразного функционирования. Она
эффективна в условиях стабильного окружения,
что позволяет ей жить по установленным
правилам и процедурам, используя заранее
отлаженные механизмы деятельности. Такой
тип культуры можно также называть бюрократическим, так
как действиями людей управляют процедуры.
Лидеры ценятся как талантливые рационализаторы
и организаторы, интегрирующую функцию
выполняет строго сформулированная официальная
политика организации. Работникам предоставляется
гарантия долгосрочной занятости,
а условием продвижения по службе является
следование правилам.
- Рыночная культура. Суть названия
этого типа культуры заключается в том,
что она функционирует с ориентацией на
внешнюю среду, а не на свои внутренние
дела. Главный фокус сосредоточен на работе
с клиентами, а критериями успеха являются
прибыль, достижение конкурентоспособности.
Путь к достижению продуктивности в такой
организации - это четко поставленная
цель и агрессивная стратегия. Таким образом,
превалирует стремление к достижению результата,
соответственно, лидеры расцениваются
как суровые конкуренты и твердые руководители.
Присутствует соперничество сотрудников
между собой, стремление к победе в конкурентной
борьбе - главная ценность компании с рыночным
типом культуры.
Именно типологию Камерона
и Куинна я выбрала для изучения компании
«Эрудит» в практической части своей курсовой
работы. Эта типология формулировалась
на базе многочисленных прикладных исследований
организационных культур, а также в уже
готовом виде применялась для изучения более
чем тысячи компаний. Помимо теоретической
базы она предоставляет особую методику
проведения исследования и обработки
результатов.
Глава 2. Методологическая
часть
2.1 Вопросник OCAI и обработка результатов,
полученных с его помощью
Инструмент OCAI (Organizational Culture Assessment Instrument)
имеет форму вопросника, требующего индивидуальных
ответов по каждому из шести пунктов в
каждой из двух частей. Он предназначен
для диагностики организационной культуры
и является универсальным, будучи опробованным
более чем на тысяче различных компаний.
Мной были найдены сведения о применении
этого стандартизированного вопросника
на российских предприятиях. Каждый пункт
представляет собой предложение охарактеризовать
определенную сторону деятельности компании
- например, стиль управления или то, как
определяются в ней критерии успеха. Оценку
респонденты проводят по четырем вариантам,
каждый из которых отвечает одному из
типов культуры (Клан, Адхократия, Иерархия,
Рынок). Процедура оценки проста: между
этими четырьмя вариантами респондент
распределяет 100 баллов, давая наибольшее
количество баллов той альтернативе, которая
более всего соответствует его компании.
Вопросник состоит из двух частей, по 6
вопросов в каждой. Суждения и параметры
оценки в них одинаковы, разница состоит
в том, что в первой части респондент характеризует
нынешнюю культуру организации - то, как
в ней обстоят дела на момент опроса. Во
второй части он характеризует желаемое
положение вещей - культуру своей компании,
какой он хотел бы её видеть в будущем.
Таким образом, оценивается одновременно
нынешняя и желаемая организационная
культура. Результаты отображаются в особой
системе координат - профиле организационной
культуры. Оси координат - стрежневые ценности
организационной культуры (гибкость и
дискретность, и стабильность и контроль;
внутренний фокус и интеграция, и внешний
фокус и дифференциация). Каждый квадрант
соответствует определенному типу культуры,
а координаты точек рассчитываются как
среднее арифметическое оценок, проставленных
респондентами каждому типу культуры
(отдельно для имеющейся и желаемой). Такое
графическое представление удобно и наглядно,
профиль организационной культуры позволяет
максимально быстро оценить одновременно
нынешнюю, предпочитаемую культуры и их
соотношение. На рис. 1 изображен незаполненный
профиль организационной культуры, а с
вопросником OCAI можно ознакомиться в приложении
1.