Типы конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
Дать понятие конфликта, его характеристику;
Перечислить виды конфликтов и их причины;
Указать стили разрешения конфликтной ситуации;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Общая теория конфликта в организации………………………………..3
1.1 Понятие и сущность конфликта в организации……………………….3
1.2 Типы конфликта………………………………………………………....5
1.3 Причины и последствия конфликта……………………………………8
1.4 Поведение людей в конфликте………………………………………..13
1.5 Классификация конфликта…………………………………………….16
2. Управление конфликтной ситуацией…………………………………..20
2.1 Методы разрешения конфликтов……………………………………...20
2.2 Межличностные стили разрешения конфликтов…………………….22
3. Прогнозирование и профилактика конфликтов……………………….25
Заключение…………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсов.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Например, руководитель производственного подразделения может объяснять низкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, может винить кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались ремонтники. Аналогичным образом, если один из шести инженеров, занятых разработкой новой продукции, не будет работать как следует, другие могут почувствовать, что это отражается на их возможностях выполнять свое собственное задание. Это может привести к конфликту между группой и тем инженером, который, по их мнению, плохо работает. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Определенные типы организационных  структур также увеличивают возможность  конфликта. Такая возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они ни создавались: продуктовому, потребительскому или территориальному), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.

Различия в  целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает их конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты-эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Аналогичным образом, отдел снабжения может захотеть закупить большие объемы сырья и материалов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции. С другой стороны, финансовый отдел может захотеть воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный капитал.

Различия в  представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководителей отдела сбыта, кадровой службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.

Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт.

Различия в  манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Вам, конечно, встречались люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. И вот такие ершистые личности создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные  коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

 Последствия конфликта:

Функциональные  последствия конфликта. Имеется семь функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

Конфликт может также  уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда  подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может  улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.

1. Неудовлетворенность,  плохое состояние духа, рост текучести  кадров и снижение производительности;

2. Меньшая степень сотрудничества в будущем;

3. Сильная преданность  своей группе и больше непродуктивной  конкуренции с другими группами организации;

4. Представление о  другой стороне как о «враге»;  представление о своих целях  как о положительных, а о  целях другой стороны как об  отрицательных.

5. Сворачивание взаимодействия  и общения между конфликтующими сторонами;

6. Увеличение враждебности  между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;

7. Смещение акцента:  придание большего значения «победе»  в конфликте, чем решению реальной проблемы [5].

 

 

 

 

 

    1.  Поведение людей в конфликте

 

Стратегия поведения  в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Соперничество – заключается  в навязывании другой стороне  предпочтительного для себя решения.

Сотрудничество –  позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Компромисс – предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.

Приспособление –  основывается на понижении своих  стремлений и принятии позиций оппонента.

При избегании – участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Важными факторами конфликта  является различие в поведении конфликтующих. Возможно различие в поведении по половому, возрастному принципу и .

В решении межличностного конфликта очень часто используют манипулятивные приемы, которые нужно знать.

Чаще всего встречаются:

    • ссылки на авторитет;
    • выдергивание отдельных фраз из контекста;
    • уход от темы разговора;
    • намеки;
    • лесть;
    • шутки-высмеивания;
    • предсказание ужасных последствий [1].

 

 

Тип конфликтогенной  личности

Способы взаимодействия

Шермановский танк/ паровой  каток

  • уклонение от встречи при незначительном предмете разногласий
  • эмоционально подготовиться к встрече
  • заранее установить пределы уступок
  • сознательно использовать психическую защиту
  • определить свою роль как роль миротворца
  • дать ему спустить пар, спокойно выслушав его
  • постараться привлечь его внимание
  • получив его внимание, поторопиться высказаться
  • говорить кратко и ясно
  • признать справедливость тех претензий, которые действительно таковы
  • стремиться к быстрому завершению разговора
  • не дать волю эмоциям и после разговора

Снайпер/скрытый агрессор

  • обнаружить снайпера, выведя его из засады из кустов
  • спросить напрямую, чем он недоволен, желательно публично
  • сохранять хладнокровие
  • в ответ на предъявленное вооружение сказать: «Ну и что?»

Крикун

  • сохранить вежливость
  • не переходить на предложенный стиль разговора
  • проявить понимание и сочувствие

Граната

  • разрядить гранату выслушав его, успокоить
  • дать ему возможность контроля

Всезнайка

  • считаться с его мнением
  • не спорить с ним
  • не настаивать на продолжении встречи
  • извлечь пользу из его идей, сделав его значимой фигурой наставником, экспертом (если, конечно, он не липовый эрудит)

Пессимист

  • попытаться найти в его соображениях рациональное зерно, внимательно отнестись к его доводам
  • дать ему время на размышления
  • согласиться и даже утрировать те трудности, которые он видит
  • опередить пессимиста в негативных высказываниях
  • сделать пессимиста своим союзником, используя его как критика

Пассивно-агрессивный

  • если есть возможность, уходить от контакта
  • не рассчитывать на него в выполнении сложной работы
  • не принимать близко к сердцу его проделки
  • не проявлять внешне гнев и разочарование, к проявлению которого он как раз и стремится
  • добиться, чтобы он точно сам записал, что от него ожидается в работе и сохранить копию его обязательств для последующего предъявления
  • четко обрисовывать последствия невыполнения им поставленных задач
    • контролировать ход выполнения обещанного, не критиковать его пока он не сделал ничего плохого, не программировать его на невыполнение

Сверхпокладистый

  • показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны
  • проверять реальность выполнения его обещаний
  • уточнять сроки
  • поощрять высказывать сомнения в возможности реализации планов с учетом всех обстоятельств
  • выражать ему симпатию
  • создавать для него обстановку социального принятия, чтобы ему не было нужды добиваться вашего расположения

Жалобщик

  • выслушать, возвращая ему ощущение собственной значимости и давая возможность выразить свои чувства
  • дать понять, что вы поняли и оценили проблему
  • ни в коем случае не соглашаться с ними, провоцируя на проявление внимания к их трудностям, перевести разговор на другую тему
  • отказаться от попыток доказать их неправоту
  • переключить его внимание на варианты решения проблемы, т.е. помочь ему понять, что надо двигаться дальше, просить излагать проблему кратко и по существу

Молчун/тихоня

  • преодоление замкнутости ключ к разрешению конфликта
  • для вскрытия сути проблемы необходимо заставить человека высказаться, задавая вопросы, на которые нельзя было бы получить простые односложные ответы да/нет
  • продемонстрировать сочувственное отношение при получении любого ответа
  • дать ему время выговориться и отнестись к этому с благодарностью
  • сохранять чувство меры, не настаивать на продолжении разговора, независимо от результата

Таблица 1 - Классификация конфликтогенных личностей [7]

 

    1.  Классификация конфликта

 

Организация – это  сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты и каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

Конфликты в практике управления организацией представляют собой сложное производственно-экономическое, идеологическое, социально-психологическое и семейно-бытовое явление, они многообразны и их можно классифицировать по различным признакам.

Классификация конфликтов позволяет  ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает находить возможные пути их разрешения .

При неизбежной условности такого деления  оно, тем не менее, позволяет системно подойти к характеристике конфликта в организации, дать ему надлежащую оценку с учетом социальной природы, динамики и последствий.

По сферам проявления конфликты делят на:

  • производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;
  • идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;
  • социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека,
  • семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:

  • общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон;
  • острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий;
  • слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон;
  • слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический характер.

Информация о работе Типы конфликтов