Типы руководителей и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов стилей и типов руководства, а также анализа стилей руководства на примере ЗАО «Эльдорадо» и разработке рекомендаций и мероприятий по совершенствованию их в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОЛОГИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………5
1.1.Факторы формирования стилей руководства………………………………………………5
1.2. Основные типы руководства и руководителей…………………………………………….6

2.ОСНОВНЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………10
2.1. Особенности различных стилей руководства…………………………………………….10
2.2. Достоинства и недостатки различных стилей руководства……………………………..14
2.3.Факторы, влияющие на эффективность деятельности руководителя…………………...19

3. АНАЛИЗ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ТИПОЛОГИИ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА ЗАО «ЭЛЬДОРАДО»……………………………………………………………22
3.1.Краткое описание организации…………………………………………………………….22
3.2.Общая характеристика управления магазином «Эльдорадо»……………………………23
3.3 Анализ стиля управления магазином ЗАО «Эльдорадо»………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Типы руководителей и их эффективность.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ТИПОЛОГИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ………………………5

1.1.Факторы формирования  стилей руководства………………………………………………5

1.2. Основные типы  руководства и руководителей…………………………………………….6

 

2.ОСНОВНЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………10

2.1. Особенности различных стилей руководства…………………………………………….10

2.2. Достоинства и недостатки различных стилей руководства……………………………..14

2.3.Факторы, влияющие на  эффективность деятельности руководителя…………………...19

 

3. АНАЛИЗ СТИЛЕЙ  УПРАВЛЕНИЯ И ТИПОЛОГИИ РУКОВОДСТВА  НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА ЗАО «ЭЛЬДОРАДО»……………………………………………………………22

3.1.Краткое описание организации…………………………………………………………….22

3.2.Общая характеристика управления магазином «Эльдорадо»……………………………23

3.3 Анализ стиля управления магазином ЗАО «Эльдорадо»………………………………...25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………34

 

Введение

 

 

Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности. Это вид оперативного искусства с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь.

Одной из важнейших проблем менеджмента является лидерство, как стиль деятельности менеджера.

Успех и эффективность организации напрямую зависит от руководителя, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. В данной работе будут рассматриваться различные типы руководителей и стили руководства. Именно от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов стилей и типов руководства, а также анализа стилей руководства на примере ЗАО «Эльдорадо» и разработке рекомендаций и мероприятий по совершенствованию их в организации. Поставленная цель определяет для решения следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты типов руководства;
  2. Изучить основные типы руководства и его эффективность; 
  3. Проанализировать стили управления на примере магазина  ЗАО «Эльдорадо».

Предмет исследования: типы руководителей и их эффективность.

Объектом исследования является менеджмент магазина  ЗАО «Эльдорадо».

Методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в изучаемой области, в частности Большакова А.А., Веснина В.Р., Виханского О.С., Герчиковой И.Н., Исаева Р.А., Короткова Э.М., Переверзева М.П., В.Д.Шапиро и других, а также публикации в специализированных периодических изданиях.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения ее результатов в текущую деятельность предприятий и корпораций современной России.

Практической значимостью результатов работы является то, что они позволяют оценить стили руководства и их эффективность в деятельности организации. Так как от выбранного менеджером стиля будут зависеть внутренняя среда организации, установленные в ней порядки, отношения между руководителем и подчиненными, отношения непосредственно между работниками, правильная организация труда, дисциплина, эффективность принимаемых менеджером решений, что на выходе отразится на качестве и количестве выпускаемых организацией товаров и услуг.

Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ТИПОЛОГИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 

1.1.Факторы формирования  стилей руководства

 

Стиль руководства – это система методов воздействия руководителя на подчиненных, также это «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующихся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства связан с определением типичной для руководителя системы деятельности, используемой им в работе с людьми, которая проявляется в отношении к людям, в подготовке, принятии и реализации решений, в организации труда коллектива.

Во многом стиль руководства определяется индивидуальными особенностями руководителя, что составляет субъективный элемент стиля: уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты. Но также существуют объективные элементы стиля. К ним относятся: специфика конкретной сферы деятельности, социально-психологические черты подчиненных, уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.

Стиль руководителя может меняться в зависимости от сложившихся особенностей и потребностей коллектива, а стиль работы подчиненных от интеллекта и культуры руководителя. Таким образом, субъективные и объективные элементы стиля интегрируют друг с другом и образуют уникальный и неповторимый стиль руководства.

Анализ теоретических и практических исследований позволяет выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя:

  • Распределение полномочий;
  • Установление ответственности;
  • Характер процесса принятия управленческих решений;
  • Используемые методы руководства;
  • Осуществление контроля за деятельностью подчиненных;
  • Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;
  • Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;
  • Отношение к нововведениям;
  • Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных [6, стр. 67].

Руководитель каждой организации применяет только свой уникальный стиль. Учитывая большое количество факторов и условий, его стиль приобретает конкретную направленность и содержание. Рассмотрев вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод о том, что стиль – это, прежде всего социальное явление, так как в него заложены и убеждения руководителя, и поведение подчиненных, и морально-психологическая атмосфера организации.

 

1.2. Основные типы руководства и руководителей

 

Под воздействием менеджера возникает нечто большее, чем его индивидуальный отпечаток в управлении — формируется стиль руководства предприятием в целом ("Каков поп, таков и приход"). Различают следующие типы руководства предприятием.

Первый - диктатура. В этом случае, как высший руководитель предприятия, так и все нижестоящие начальники чувствуют себя полновластными хозяевами своих подчиненных. Все решения формируются "наверху" и спускаются "вниз" без обсуждения. Главная задача подчиненных при этом — уловить руководящее указание и вовремя доложить о его исполнении. Такой стиль характерен, когда во главе предприятия стоит плохо подготовленный и интеллектуально слабый руководитель, которого больше всего устраивает принцип: "Я начальник — ты дурак". Этому типу обычно сопутствует культ руководителя, "вождизм". Наша страна, в том числе и ее экономика, очень пострадали от подобного стиля руководства. Не зря сложившаяся система управления получила название "командно-административной".

Вместе с тем бывают исключительные ситуации, в которых диктаторский, авторитарный тип руководства может оказаться привлекательным. Например, в чрезвычайных обстоятельствах, когда на размышления и обсуждения нет времени.

Второй тип руководства — либеральная автократия. В этом случае начальник иногда снисходит и выборочно выслушивает мнения подчиненных (обычно избранных и приближенных к особе руководителя). При выработке решений частично учитывается мнение низов. Данный тип руководства на фоне абсолютной деспотии выглядит весьма привлекательно, однако он несет в себе большую часть пороков самодержавия, в том числе главный — почти полное отсутствие обратной связи.

Третий тип руководства — демократический централизм. Руководитель выслушивает предложения подчиненных, но принимает решения единолично, основываясь на мнении большинства, после чего решение становится обязательным для всех, в том числе и для несогласных с ним. Мнение меньшинства при этом обычно игнорируется. Данный тип руководства — шаг вперед по сравнению с диктаторским, авторитарным. Однако и он подавляет инициативу, смелые новаторские предложения отбрасываются как не собравшие большинства голосов (смелые новации, как правило, поначалу рождаются в головах меньшинства).

Четвертый тип — последовательно демократический. В этом случае решения готовятся коллегиально. Каждый член коллектива независимо от его положения на иерархической лестнице имеет одинаковое право голоса. По принципиальным вопросам права меньшинства обеспечиваются путем соблюдения принципа консенсуса (общего согласия) за счет взаимных уступок, компромиссов. Уместно привести по этому поводу следующее малоизвестное высказывание, принадлежащее Льву Толстому: "Для того, чтобы приказание было наверняка исполнено, надо, чтобы человек выразил такое приказание, которое могло бы быть исполнено". Руководитель выступает здесь в качестве координатора. Данный тип руководства характеризуется наиболее развитой и полной обратной связью, что помогает избежать многих ошибок управления [11, стр. 190].

Популярна графическая интерпретация типов руководителей (рис. 1), которая получила название «решетка менеджмента» и наглядно раскрывает суть этих типов:

Первая «силовая линия» ведёт к максимальному объему производства предприятия. Постоянными целями здесь являются максимально высокие объёмы прибыли, снижение затрат и издержек производства и т.п. Если при этом стремиться повысить производительность труда любой ценой без оглядки на сотрудников, то это приведет к плачевным результатам.

Вторая «силовая линия» направлена на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали ею потребностям, хорошее самочувствие и удовлетворённость работой — вот вторая цель.

 

Рисунок 1. «Решетка» менеджмента Блейка

 

Между этими двумя «силовыми линиями» есть огромное противоречие. При этом образуется некое «поле», которое может быть разгромлено. Блейк выделил 9 градаций на каждой «силовой линии», что позволило определить 5 характерных типов управленческих поведений:

9.1 Административный  тип руководства.

Характерные признаки:

 – жесткий  контроль;

 – большую  часть времени поглощают функции  надзора;

 – персонал  ведет себя по принципу «кошка—в  дверь, мыши - на стол»;

 – отказ от поиска решений, стоящих рядом;

 – нет готовности  разделить ответственность;

 – усиление  «руководящею давления»;

 – текучка;

 – стресс  руководителя.

1.9 Принцип руководства: «всеобщая дружба и любовь».

Характерные признаки:

 – руководитель  занимается созданием комфортных условий для сотрудников;

 – руководитель  решает психологические проблемы  персонала;

 – конфликты  «под сукном»;

 – сотрудники  малоинициативны;

 – нет интереса  к творчеству;

 – руководитель  пользуется любовью, но не уважением.

5.5 Принцип руководства: «не хватать с неба звезд».

Характерные признаки:

 – средний  уровень;

 – компромисс;

 – результаты = 50% от возможного;

 – нет должной  мотивации;

 – половинная  заинтересованность в труде;

 – конфликты  решаются демократическим путем.

1.1 Принцип руководства: работать так, чтобы не уволили, не заботиться ни о ком.

Характерные признаки:

 – руководитель  основное время проводит в  кабинете;

 – каждый  сам по себе;

 – чаще, как  реакция на 9.1, т.к. давление вызывает  противодействие;

 – когда  руководитель «доживает до пенсии»;

 – почему  мы должны быть гуманнее шефа?

9.9 Корпоративный  тип руководства.

Характерные признаки:

 – оптимальная  организация труда;

 – перспектива  роста;

 – творческая  активность персонала;

 – общая заинтересованность в успехе.

Тип управления 9.9 состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости, так как успех - это реализованная цель. Таким образом, если использовать «решетку менеджмента» можно без труда определить комбинацию оценок, соответствующих требуемой должности, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к должности руководителя.

Информация о работе Типы руководителей и их эффективность