Трансформация транспортной системы современного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:24, научная работа

Краткое описание

Город (от слова «городить») — в древней Руси так называлось всякое крупное жилое место, окруженное оборонительной оградой.
В мире не существует единых критериев выделения городов. Так, в США к городам относят поселения, достигшие 2,5 тыс. чел. жителей, в Нидерландах - 20 тыс. чел., в Исландии - 200 чел. В России городом считается поселение, имеющее не менее 12 тыс. чел., причем более 85% жителей должно составлять несельскохозяйственное население.

Вложенные файлы: 1 файл

Давыдов Сафин статья апрель 2013.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Для этого на него будут возложены функции сопровождения математической модели транспортной системы города, созданной в специальном программном обеспечении PTV Vision. Программа включает в себя геоприложение, в которое внесены данные по транспортной системе — начиная от фаз светофоров и полосности улиц, проходя через структуру расселения жителей и мест приложения труда, и заканчивая существующими маршрутами общественного транспорта, интервалами движения на них и т. д. В дальнейшем  к функции диспетчеризации и контроля на линии (через GPS/ГЛОНАСС) добавится функция научно-обоснованного проектирования маршрутной сети (через ПО PTV), к которой добавится процессинговый центр для обслуживания проходящих через систему платежей. В результате город получит полный контроль над текущей ситуацией, как транспортной, так и экономической, а также получит инструмент для прогнозирования и моделирования развития ситуации на будущее.16

Уже сегодня запущен  в тестовую эксплуатацию портал http://transport63online.ru, на котором в онлайн отображается положение транспорта на линии. Там же имеется и справочная информация по расписаниям для отдельных точек диспетчеризации. 

Сайт Транспортного  оператора Самары готовится в  вариантах как для стационарных компьютеров, так и для всяческих  мобильных устройств — и для Java, и для iOS. Для удобства перехода все транспортные объекты города приобретут QR-коды. Так что, просто сфотографировав на мобильник такой код, можно будет быстро перейти на сайт и узнать, через сколько секунд на остановку придет тот или иной автобус. Еще раньше появятся экспериментальные табло на остановках, которые будут выводить информацию о прибытии транспорта. 

 

 

 

Транспортная  система города Нижнекамска включает 7 трамвайных, 14 городских автобусных маршрута. Регулярно работают25 междугородных, 13 межобластных, 14 пригородных и 13 специальных маршрутов в промышленную зону. Ежегодно в летнее время 16 сезонных маршрутов осуществляют перевозку горожан в сады-огороды. Общая протяженность трамвайных путей и автобусных маршрутов города составляет 390 километров, пригородных маршрутов — 440 километров. Автобусный парк общего пользования насчитывает 533 единиц, сосредоточенных в трех транспортных предприятиях, городской электротранспорт имеет 72 вагона трамвая.

В настоящее время в Нижнекамском муниципальном районе зарегистрировано 63862 единицы автомототранспорта, из которых лишь 5213 находятся в собственности предприятий и организаций, остальные 58649 — в собственности граждан

 

1. Статистику ДТП ни  то, ни другое ТП предпочли  ОФИЦИАЛЬНО не расскрывать.

На условиях анонимности  результаты следующие:

Трампарк - 1-3 ициндента  в месяц.

ООО "НПАТП" - до 5 в  месяц. 

 

2. Среднее время ожидания.

Данный вопрос поставил ГУП ГЭТ в тупик. Они предположили, что имеется в виду интервал движения трамваев по рассписанию - дали ссылку на рассписание:http://www.getnk.ru/content/blogcategory/30/209/

ООО "НПАТП" - также "послали" по ссылке http://npatp.ru/passengers/map/ 

 

 

В Германии или Чехии  люди на всерьез могут назначить свидание или встречу в конкретном вагоне трамвая — это гарантируется неукоснительным соблюдением расписаний и графиков движения, которые опубликованы и доступны всем желающим. Отклонение от графика, которое не является критическим, и не попадает в ведомости сбоев работы системы, составляет всего 40 секунд (!).17

 

 

 

 

 

 

3. По парку:

Трампарк - общий парк пассажирских вагонов - 68 ед., одновременно на линии около 60%

По маршрутам - т.е. сколько  вагонов на маршруте № 1, № 2 и т.д. - до сих пор уточняют. Но смею предположить, что этот параметр варируется от 5-8 вагонов по маршруту 2 (самый нагруженный  маршрут) и до

По ООО "НПАТП" - общий  парк пассажирских автобусов - 255 автобусов, одновременно на линии - от 170 до 220  ед. (зависит от дня недели)  

 

4. По количеству пассажиров:

ГУП "ГЭТ" - при среднедневном  объеме перевозок в 50.000 человек, в  год - около 15 млн.человек (реально, я думаю, цифра меньше - в 2012 году от них отказались ОАО "НКНХ"). По моему прогнозу - не более 30-35 тыс. в сутки или не более 10 млн. в год. 

Есть стат.данные (вспомните  пословицу про статистику :-)) -http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/02-52.htm

Есть данные с Википедии (скорее пополняются самими ГУП ГЭТ-овцами) -http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%E6%ED%E5%EA%E0%EC%F1%EA%E8%E9_%F2%F0%E0%EC%E2%E0%E9  

 

ООО "НПАТП" - при  среднедневном объеме перевозок  в 70.000 человек, в год - около 20 млн.человек (здесь попахивает припиской, но если проверить среднюю загрузку автобуса при среднем выходе на линии до 8-10 рейсов, то похоже на правду) 

 

5. Данные по выручке,  доходности/убыточности - не предоставляют.  Предполагаю, что ГУП ГЭТ - планово-убыточное  предприятие (дотируемое), а ООО  "НПАТП" - рентабельность не  менее 6-8% ( с учетом корпоративных перевозок по линии НКНХ, группы компаний Татнефть и т.п.).

Предлагаю сделать официальный  запрос на бланки МГЭИ с ссылкой  на тему исследования и т.п. к Егорову  Андрею Вячеславовичу - http://www.e-nizhnekamsk.ru/uprava/raion/transport%20Div/

У него эти данные есть (максимально приближенные к истине).  

 

6. Кол-во транспорта - указано выше (см.п.3).

Накопленный износ - также  данные предоставить не пожелали.

Мои предположения:

ГУП ГЭТ - на уровне 75-80% (новых  трамваев всего 2 шт + 2 на подходе) 

 

ООО "НПАТП" - на том  же уровне (ожидаются новые автобусы - 70 шт по целевой программеhttp://nkpravda.ru/ru/posledniestati/item/2474-nizhnekamsk-poluchit-novyie-tramvai-i-avtobusyi.html). 

 

По маломобильным пассажирам

- ГУП ГЭТ - в этом  году обещают довести общее  количество низкопольных трамваев  до 4-х (пока 2 ед).

- ООО "НПАТП" - один  НЕФАЗ с гидро-лифтом + 2 единицы низкопольных автобуса с вручную откидываемой рампой. Итого - 3 шт.

 

 

 

 

Статистика показывает рост напряженности в транспортной системе города Нижнекамска. Каждый день утром и вечером наши города превращаются в одну большую пробку. Позже, ближе к ночи эта пробка оказывается в наших дворах, отравляя вредными веществами детей и взрослых. Старые и новые микрорайоны Нижнекамска одинаково заставлены автотранспортом.

Поэтому неудивительно, что в нашем городе появились люди, заинтересованные в изменении ситуации, в модернизации транспортной системы города.

Весной 2012 года начались активные действия по реализации общественного  проекта «Город без машин». Студенты Нижнекамского филиала МГЭИ при  поддержке городских пассажирских перевозчиков в мае-июне этого года проводили исследование загруженности дворов автотранспортом. Работа была направлена на выявление отношения горожан к данному вопросу и определение возможных путей его решения.

Результаты проведенного нами анкетирования представлены на слайде 14. Несмотря на то, что большинство опрошенных пользуется услугами общественного транспорта (80%), горожане не столь охотно, как можно было бы ожидать, выступают за запрет ночной парковки возле жилых домов (68% за, 32% против). Это может быть объяснено тем, что 52% респондентов оставляют свою машину во дворе на ночь и лишь 48% не делают этого.

Другими словами, осознавая  необходимость очистки дворов от автотранспорта, нижнекамцы, тем не менее, оставляют за собой право парковаться там, где удобно именно им.

В июне 2012 года активисты  общественного проекта Город  без машин провели его презентацию  на площадке ГУП Горэлекротранспорт на нижнекамском Сабантуе.

Помимо сотен нижнекамцев  с проектом ознакомились Асгат Сафаров, мэр города Айдар Метшин, певец  Александр Розенбаум, президент  ОАО Нижнекамскнефтехим Владимир Бусыгин.

Финансовую и техническую  поддержку в разработке проекта  филиалу оказали предприятия  общественного транспорта – ООО  «НПАТП» и ГУП «Горэлектротранспорт».18

В начале ноября 2012 года в стенах НКФ МГЭИ был проведен круглый стол Легковой автотранспорт в Нижнекамске – проблемы и пути их решения.

По данным ГИБДД, с  которыми присутствующих познакомил заместитель начальника отдела ГИБДД Ильназ Салимгариев, с 2006 года и по сей день в Нижнекамске наблюдается стабильный рост автотранспорта, его число в настоящий момент перевалило за 70 тысяч единиц. Ежегодно нижнекамский автопарк увеличивается в среднем на 3 тысячи автомобилей, по его количеству на душу населения мы уже превосходим Казань: если в столице республики на тысячу человек приходится 264 четырехколесных друга, то у нас – 266. В ближайшие годы динамика не изменится.19

Исследователи транспортных систем городов доказали, что 1000 машин/тыс.жит. – фатальный порог обеспеченности автомобилями, после которого наступает транспортный коллапс. Зарубежный опыт показывает, что рост уровня останавливается на отметке 450 – 550 авт/тыс.жит., и после идет только обновление парка. 20

Круглый стол положил  начало активному общественному  обсуждению обозначенной проблемы. Во время мероприятия и после  было высказано множество замечаний  и нареканий на работу транспортной системы города, предложений по ее совершенствованию. К сожалению, большое количество реплик и эмоциональных вступлений не перешло в качественные предложения, проекты по модернизации транспортной системы города Нижнекамска. И это лишний раз показывает системность назревающей проблемы, необходимость стратегического подхода к ее разрешению.

В связи с этим инициаторами проекта Город без машин было принято решение о переходе к  долгосрочной стратегии его реализации.

Целью проекта на сегодня является обеспечение передвижения и парковки автотранспорта во дворах г. Нижнекамска в соответствии с ПДД, действующими нормативами в дневное время (с 5-00 до 23-00) и его отсутствие во дворах в ночное время (с 23-00 до 5-00).

К задачам проекта относятся:

  1. Аккумуляция и распространение способов решения проблемы размещения автотранспорта на территории города;
  2. Инициировать общественное обсуждение проблемы засилья автотранспорта в г. Нижнекамске;
  3. Изменить мнение горожан и руководства города о парковке автотранспорта во дворах в сторону нетерпимости засилья автотранспорта.

Логика реализации проекта может быть представлена в виде следующей блок-схемы (см. рисунок).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Логическая схема  реализации проекта «Город без машин»

 

В настоящий момент формируется  инициативная группа, члены которой  на постоянной основе будут выполнять  отдельные мероприятия, включенные в план проекта. В своей работе мы намерены использовать инструментарий, представленный в таблице.

Таблица

Инструментарий реализации проекта «Город без машин»

 

Задачи

Инструменты решения

1

Аккумуляция и распространение  способов решения проблемы размещения автотранспорта на территории города;

  • Интернет-сайт городбезмашин.рф
  • Статьи и репортажи в СМИ
  • Конференции, круглые столы, презентации и др.
  • Самостоятельные исследования по тематике проекта

2

Инициировать общественное обсуждение проблемы засилья автотранспорта в г. Нижнекамске;

  • Флешмоб, граффити, социальная реклама
  • Конкурсы среди школьников и студентов
  • Конференции, круглые столы, презентации и др.
  • Участие в мероприятиях по подобной тематике
  • Интернет-форумы, социальные сети
  • Электронная рассылка

3

Изменить мнение горожан и руководства  города о парковке автотранспорта во дворах в сторону нетерпимости засилья  автотранспорта.

  • Конференции, круглые столы, презентации и др.
  • Статьи и репортажи в СМИ
  • ….?

 

Проект существует благодаря  бескорыстной инициативе отдельных общественно-активных нижнекамцев. Осознавая, что его успех напрямую зависит от масштаба охвата населения, хочется пригласить к участию неравнодушных к проблемам родного города земляков. Наше будущее – в наших руках!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Власов Д.Н. Конспект лекций «Транспортные системы городов и регионов» // http://rudocs.exdat.com/docs/index-383584.html

2 Власов Д.Н. Конспект лекций «Транспортные системы городов и регионов» // http://rudocs.exdat.com/docs/index-383584.html

3 Основные принципы развития транспортных систем городов // http://mapget.ru/uploads/docs/strategy/CityTransit_Principles.pdf

Информация о работе Трансформация транспортной системы современного города