Трудовой коллектив, как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Коллектив создается на основе постоянных контактов, совместных действий, направленных на достижение общих целей. Не всегда совпадают интересы личности и коллектива; одной из важнейших задач руководителя и общества в целом является создание благоприятных условий для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, создание разумной системы внутригрупповой регламентации, норм и правил, наиболее полно отвечающих интересам каждого и коллектива как единого социального организма. Успех деятельности коллектива во многом зависит от того, как общество обеспечивает условия для становления и развития личности, в какой степени оно способно удовлетворить потребности каждого члена коллектива.

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовой коллектив, как объект управления.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

3.Роль руководителя в  управлении трудовым коллективом

 

Определяя цели своей работы и оценивая приоритетность управленческих задач, каждый руководитель предстает в особой профессиональной роли. Существует несколько типологий управленческих ролей, среди которых наибольший интерес представляют две.

Первая из них — психологическая ролевая типология, созданная Л. Д. Кудряшовой. Она включает восемь ролевых типов:

  1. «Регламентатор» — стремление к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация на формальные процедуры и документы.
  2. «Коллегиал» — ориентация на коллективные формы принятия решений и системы размытого контроля.
  3. «Показушник» — приоритет оперативного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от конъюнктуры.
  4. «Объективист» — ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы.
  5. «Формалист» — перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения вопросов.
  6. «Максималист» — ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости от того, насколько он необходим, завышение требований.
  7. «Организатор» — ориентация на решение базовых управленческих задач: расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение.
  8. «Диспетчер» — стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства.

Необходимо отметить, что исполнение указанных ролей связано разнообразием индивидуальных целей управления. Каждая роль «работает» на своего «зрителя», в качестве которых выступают вышестоящие руководители, подчиненные, руководители других подразделений и т.д.

Совершенно иначе выглядит управленческая ролевая типология, созданная Г. Минцбергом. В основу этой типологии положено представление о видах социальных ролей. Среди всего разнообразия социальных ролей Г. Минцберг выделяет:

    • межличностные роли, характеризующиеся формой контактов и способом построения отношений;
    • информационные роли, характеризующиеся степенью активности в коммуникации;
    • функциональные роли, связанные с принятием решений.

На основе определения видов социальных ролей выделяются следующие роли руководителей:

  1. Межличностные роли:
    • руководитель — «первое лицо»,
    • лидер,
    • связующее звено.
  1. Информационные роли:
    • собиратель информации,
    • распространитель информации,
    • эксперт.
  1. Функциональные роли:
    • предприниматель,
    • корректор,
    • распределитель ресурсов,
    • переговорщик.

По мнению Г. Минцберга, руководители часто меняют свои роли в зависимости от актуальных требований ситуации и в разные периоды своей деятельности. Можно сказать, что освоение этих ролей представляет собой систему профессиональной адаптации руководителей.

Американские специалисты Р. Блейк и Дж. Мутон предположили, что характер ролевого самоопределения руководителей связан с двумя факторами. Этими факторами являются внимание к человеку (персоналу) и внимание к производству (результату). В зависимости от того, насколько выражено внимание руководителя к каждому из указанных факторов, выделяется пять типов руководителей, пять ролевых позиций:

  1. «Страх перед бедностью» — отсутствие внимания как к персоналу, так и к производству;
  2. «Дом отдыха» — превалирование внимания к человеческому фактору в ущерб производству;
  3. «Авторитет и подчинение» — внимание к получению результата любой ценой;
  4. «Организация» — невозможность определить управленческий приоритет;
  5. «Команда» — равнозначное внимание к факторам производства и персоналу.

Совершенно очевидно, что идеальный вариант исполнения управленческой роли связан не только с психологическими факторами, но и с уровнем профессионализма руководителя. Это — цель в развитии управленческих ролей, путь к достижению которой

Совершенно очевидно, что идеальный вариант исполнения управленческой роли связан не только с психологическими факторами, но и с уровнем профессионализма руководителя проходит через специальные формы обучения. Необходимо заметить, что Р. Блейк и Дж. Мутон разработали свою концепцию именно с целью профессионального обучения руководителей разного уровня.

 

4.Практическое задание

 

В торговом отделе успешно и слажено работали 7 специалистов.

Многие решения в отделе принимались коллективно, что позволяло придать творческий характер деятельности.

Затем произошла смена руководителя отдела, который предпочитал сам принимать решения и чётко каждому подчиненному определять задачу. Это резко сказалось на отношениях внутри отдела.

Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:

а) какой стиль руководства избрал новый руководитель?

В данном случае речь идёт о директивном (авторитарном) стиле управления, который характеризуется единоначалием. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления при таком стиле руководства являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

б) в чём состояла его основная ошибка?

Ошибка его в том, что он не присмотрелся к отношениям в коллективе, не поинтерисовался как обстояли дела до него? Каковы результаты работы были при старом начальнике?

в) каковы были бы ваши действия?

После знакомства с коллективом сообща распределили полномочия и ответственность между членами коллектива, в зависимости от их умений и способностей. Выяснила мнение коллектива по важным производственным вопросам, решения бы принимались коллегиально. Общение с подчиненными строила бы в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, обязательно поощряла за качественную и оперативную работу. Хотя контроль обязательно необходим.

Заключение

 

Итак, коллектив — это социальная группа. Однако не всякая социальная группа может быть названа коллективом. Коллектив — это высшая форма социальной организации, объединение людей, направленное на реализацию общественно значимых целей.

Как организация, коллектив регулируется дисциплиной и управляется руководителями, интересы которых совпадают с интересами членов группы. Одним из важнейших интегральных признаков коллектива является социально-психологическая общность.

Итак, формирование личности  человека-коллективиста  требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового  коллектива  при  соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально  значимых задач. Необходимо подчеркнуть,  что воспитание детей в коллекти-ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос-ти - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-бый, качественно своеобразный подход  к  формированию  растущего человека как личности.

В заключение стоит отметить, что ни отдельные черты личности, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Но изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате взросления, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Изменяться человек может как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, изменчивость черт личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности другими, и от изменения способов и степени этой компенсации. Например, дефект памяти у одного и того же человека в одном случае может компенсироваться вниманием, а в другом — сообразительностью. Таким образом, структура личности является динамической — изменяющейся, а не статической (неизменной). В трудах по психологии так и пишут: «динамическая структура личности».

 

Литература

 

  1. Баткова И.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1994.
  2. Боровик В.С., Похвощев В.А. Молодежь России: проблемы занятости. М., 1995.
  3. Буланов B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. М., 1994.
  4. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учебное пособие. Киев, 1990.
  5. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие. М., 1989.
  6. Дорин А.В. Экономическая социология: Учебное пособие. Минск, 1997.
  7. Коваль И.Ф., Фетисов Э.Н. Социология труда. Красноярск, 1993.
  8. Кравченко А.И. Трудовые ориентации: структура, функции, поведение. М., 1991.
  9. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
  10. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М., 1997.
  11. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. М., 1999.
  12. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М., 1996.
  13. Фальцман В.К. Экономическое поведение: человек - фирма - государство - экономика. Т. 2. М., 1993.
  14. Штольберг Р. Социология труда. М., 1982.
  15. Щербина В.В. Социология организаций // СоцИС, 1998, № 8.

 

 


Информация о работе Трудовой коллектив, как объект управления