Управление группами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая к.р. по менежменту.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Чувствует уверенность  в ситуациях, требующих ломки устоявшихся взглядов без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия к людям, не выполняющим свои обязанности.

В случае возникновения  конфликтных ситуаций в данном коллективе для преодоления разногласий  стремится искать компромиссное  решение.

Описание

группы

Причины появления группы

Неформальный лидер, его  характеристика, тип и основа лидерства (не надо фамилии)

Влияние группы на деятельность

организации (позитивное, негативное)

Неформальная группа руководящих работников

В большинстве случаев  не согласны с мнением директора;

Общая цель – эффективная  работа;

Родственные отношения;

Работа в одном офисе

Неформальным лидером указанной группы является Главный инженер, он старше главного механика на 10 лет, настойчивый, целеустремленный, дисциплинирован, исполнителен и собран, обладает авторитетным мнением в коллективе

К позитивным моментам влияния  указанной группы на деятельность организации – сплоченность и выработка единого четкого решения вопросов, входящих в их компетенцию,

Отрицательный момент –  конфликты между руководителем  и подчиненными.


 

По нашему мнению директору  не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из–за чего деятельность компании пойдет на спад.

Предложим другие способы  борьбы с неформальными группами в ООО «Грация»:

  1. Одним из лучших методов, как нам кажется, можно предложить общение работников вне стен организации. Например, празднование праздников в кафе коллективом организации. Таким образом, коллектив будет сплочен. Отношения в коллективе, таким образом, наладятся.
  2. Директору мы бы посоветовали прислушиваться к мнению его коллег, так как не только его мнение может быть верным. Иногда нужно смиряться с тем, что у подчиненных идеи могут быть правильными, эффективными и выгодными.
  3. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.
  4. Разрешить коллективу участвовать в принятии решений.
  5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.
  6. Повысить заработную плату работникам, тем самым, попытаться улучшить мнение о директоре.
  7. Попытаться наладить отношения с подчиненными.

Нам кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена.

Анализ формальной группы в ООО «Грация»

Ярким примером формальной группы в ООО «Грация» является отдел  бухгалтерии. Данная группа была образована руководителем с целью грамотной и организованной постановки и ведению бухгалтерского учета в организации Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Формальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, которая была назначена на должность непосредственно с появлением организации – в 2005 году.

Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.

Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.

В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для него – чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует свою собственную ответственность за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей. За счет своих личностных лидерских качеств, большого практического опыта ей удалось отлично наладить работу бухгалтерии. Работа в отделе четко разделена на сферы деятельности между главным бухгалтером и бухгалтерами, каждый знает чем и когда необходимо заниматься, профессиональные вопросы, возникающие в процессе деятельности отдела разрешаются оперативно, в основном за счет опыта и квалификации руководителя отдела. Два других бухгалтера – еще молодые и энергичные девушки, вполне состоявшиеся бухгалтера, однако на их деятельности сказывается отсутствие солидного опыта работы. Вместе с тем, каждая из них четко знает участок своей работы, которая им нравится, сознают необходимость своей работы, с целью взаимозаменяемости и повышения профессионального уровня изучают сферы деятельности друг друга.

Однако наряду с очевидными достоинствами данной формальной группы имеет место и один существенный недостаток – вся сила изучаемой формальной группы в основном держится на руководителе группы. Указанный фактор имеет негативное значение в том плане, что в случае отсутствия руководителя (отпуск, больничный) никто из бухгалтеров не может по своим профессиональным качествам заменить руководителя и работа отдела практически оказывается нарушенной.

Наименование группы

Цели деятельности

Состав (численность, возраст и квалификация)

Оценка сплоченности

(в баллах)

от 0 до 5

Описание доминирующих групповых норм

Отдел бухгалтерии

Постановка четкой системы  бухгалтерского учета

3 человека:

Главный бухгалтер – 54 года, образование высшее, бухгалтер-экономст;

Бухгалтер – 26 лет, образование  высшее, экономист;

Бухгалтер – 27 лет, образование  высшее, бухгалтер-экономист.

5

Основной доминирующей групповой нормой является неприкасаемый профессиональный авторитет главного бухгалтера;

Должностное положение  работников отдела;

Размер заработной платы

Единство цели


 

4. Рекомендации  по повышению эффективности работы  групп.

    На эффективность работы группы в организации зависит от влияния многих факторов, поэтому для ее повышения необходимо учитывать следующее:

1. Размер группы. Численность неформальной группы - один из важных факторов эффективности. Многочисленные исследования показали, что оптимальная численность группы находится в диапазоне от 3 до 12 чел. При численности членов от 3 до 5 человек наиболее просто организовать коммуникации и общение внутри группы, однако персональная ответственность за принятие решений возрастает и члены группы выполняют, как правило, несколько ролей.

Часть зарубежных исследователей считает, что оптимальная численность  группы - от 5 до 8 чел. В группах, имеющих  от 8 до 12 человек, больше высказывается  точек зрения и возможных альтернатив  принятия решений. Однако сроки выработки решения увеличиваются и снижается возможность коммуникаций членов между собой за счет увеличения числа связей.

2. Состав членов. Состав членов имеет немаловажное значение для эффективности работы группы и может быть рассмотрен с точки зрения пола, возраста, профессии, личностных качеств и интеллектуального уровня членов группы.

Под составом группы понимают степень сходства личностей и  точек зрения, подходов при решении  проблем. Группы, состоящие из непохожих  людей с разными точками зрения, вырабатывают больше качественных решений.

Для решения многих социальных и производственных проблем предпочтительнее смешанные группы по полу, возрасту, профессии, т.к. они позволяют рассмотреть  проблему с разных точек зрения, проанализировать больше альтернатив ее решения и выработать более качественные решения. Близость личностных качеств членов группы также нельзя считать фактором эффективности, т.к. включение в группу непохожих личностей часто сулит большую результативность. Также следует признать, что интеллектуальный уровень группы должен быть различным для выполнения операций с преимущественно физическим или умственным трудом.

3. Групповые нормы. "Нормы - это неписаные правила поведения, регламентирующие, что должен и чего не должен делать член группы. Они различаются по предмету деятельности и по субъектам, которые эти нормы соблюдают. По предмету деятельности нормы разделяются на нормы распределения ресурсов и благ; нормы, охватывающие различные аспекты процесса работы; нормы межличностных взаимоотношений; нормы лояльности к организации; нормы взаимоотношений с внешними субъектами; нормы внешнего облика работников и др.

Было выявлено, что  производительность труда зависит, прежде всего, от тех групповых норм, которые определяют межличностный статус каждого работника. Обнаружилось, что норма выработки может повышаться или понижаться не только в зависимости от хорошей или плохой работы, а прежде всего потому, что таково групповое мнение, выразителем которого в группе является лидер.

Это означало, что в  профессиональной группе складывается своя неформальная структура межличностных отношений, которая и определяет поведение каждого, кто считает эту группу "своей".

Многочисленные последующие  исследования, прежде всего отечественные, помогли выявить очень важную социально-психологическую закономерность: групповая норма производительности может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.

4. Статус членов группы  определяется рядом факторов, среди которых старшинство в должностной иерархии, название должности, распоряжения кабинета, образование, информированность, накопленный опыт.

Члены группы с высоким  статусом способны оказывать больше влияния на решения группы, чем  члены с низким статусом. Но это не всегда ведёт к повышению эффективности. Человек с невысоким статусом может предложить очень ценные идеи. Группа должна стремиться к тому, чтобы в ней не доминировали идеи членов, имеющих высокий статус.

5. Распределение ролей. Важным моментом в работе неформальной группы выступает рациональное распределение ролей между её членами. Опыт проведения деловых игр в группах, показывают целесообразность распределения ролей и выявления лидера, принимающего на себя роль организатора группы.

Роль - это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией и представлениями о должном. Роль, которую исполняет индивид, не всегда может совпадать с ожиданиями других участников группы, а конфронтация ролей и ожиданий приводит к спорам, конфликтам и ссорам.

Данная стадия наполнена  спорами, межличностными конфликтами  и ссорами. Индивиды, претендующие на лидерство, борются за приобретение авторитета. Межличностные связи  подвергаются деформации и корректируются под давлением рабочих норм, изменяя баланс трех типов отношений на динамическое равновесие шести типов отношений.

На завершающем этапе  стадии пробы сил устанавливается  сравнительно устойчивое соотношение  ролей и ожиданий участников группы. Наиболее часто исполняемые роли или связанные совокупности отдельных ролей превращаются в шаблоны поведения.

"Функциональные роли  членов группы подразделяются  на два основных вида - целевые  и поддерживающие. Целевые роли  позволяют отбирать групповые  задачи и выполнять их, а поддерживающие - способствуют поддержанию и активизации жизни и деятельности фирмы.

6.Психологический климат. Он в значительной степени определяется личностью лидера, нормами поведения в группе и социальным контролем. Не вдаваясь в анализ множества разновидностей климата, рассмотрим два наиболее важных состояния климата в группе: нормальный и конфликтный.

Нормальный климат соответствует  диалектическому единству перечисленных  выше факторов и во многом определяется личностью лидера, его способностью создавать и поддерживать нормы  поведения в группе. Он свойствен группам с открытым обменом мнениями, свободой дискуссии и доброжелательной обстановкой доверия в группе. Результативность таких групп максимальная, а мелкие конфликты легко гасятся.

Конфликтный климат наиболее часто появляется в группе с двумя и более лидерами или слабым либеральным лидером, размытыми нормами поведения в группе и слабым социальным контролем. В этой среде зреют конфликты между членами группы, важное значение придается слухам и наговорам, в которые оказывается активно включен и лидер группы. Конфликтные группы малорезультативны и часто подвержены самораспаду.

7. Сплоченность. Сплочённость - это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. У сплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, меньше недопонимания, выражено доброжелательное отношение друг к другу, жизненные цели и потребности согласованы друг с другом.

Лидер группы повышает сплоченность путем совместных мероприятий, встреч, собраний, отдыха и неформального  общения. В несплоченной группе больше враждебности, недоверия, непонимания друг друга, зависти и сомнения в честности ее членов, а в результате значительно ниже эффективность. Иногда это следствие низкой квалификации или молодости лидера, которое может быть устранено путем обучения по программе делового общения.

Морально-психологическая  сплоченность группы, т.е. такое, её интегральное качество, которое проявляется в единстве ценностных ориентации всех работников, интересы которых оказываются общими. Это качество формируется на основе общности представлений о самих себе как группе, которая может выполнять сверхзадачи. На этой социально-ценностной основе формируются такие нормы поведения, как взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка.

Информация о работе Управление группами в организации