Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 17:31, аттестационная работа
Цель работы – изучить процесс управления карьерой персонала, как комплексную технологию, направленную на развитие способностей работников, накопление ими профессионального опыта и рациональное использование их потенциала, как в интересах сотрудников, так и в интересах организации. Задачи исследования:
- изучение теоретических основ понятий «карьера», «этапы карьеры», «планирование карьеры»;
- исследование особенностей реализации технологий управления карьерой.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ
1.1 Понятие и этапы карьеры__________________________ 4
1.2 Управление деловой карьерой______________________ 14
1.3 Модель партнерства______________________________ 20
2. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ
2.1 Основные кадровые технологии_____________________ 23
2.2 Технология управления карьерой персонала___________ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ______________ 35
- работать по профессии или занимать должность, позволяющую достичь определенной степени независимости;
- иметь работу или должность,
которая хорошо оплачивается
или позволяет одновременно
- иметь работу или должность, дающую возможность продолжать активное обучение;
- иметь работу или должность,
которая одновременно
Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам человек, с ростом его квалификации и т.д. Формирование целей карьеры - это процесс постоянный. Управление карьерой следует начинать при приеме на работу.
Приведем пример организации процесса управления деловой карьерой в отечественных организациях. В ряде которых в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, отдел кадров, начальники функциональных отделов аппарата управления, профсоюзные комитеты, консультационные центры. На рис. 3 приводится схема управления деловой карьерой работников организации. Таблица 3 характеризует функциональные взаимосвязи в процессе управления деловой карьерой [18. с. 75-86].
Руководитель системы управления персоналом |
||||||||||||||||
Руководитель подразделения, осуществляющего управление деловой карьерой и кадровым резервом |
||||||||||||||||
Отбор специалистов, притязающих на карьерный рост |
||||||||||||||||
Экспертное оценивание деловых и личностных качеств |
||||||||||||||||
Стажировки внутри и вне организации |
||||||||||||||||
Ротация должностей и ротация работы |
||||||||||||||||
Внутриорганизационное обучение |
||||||||||||||||
Аутогенный менеджмент по программе самосовершенствования |
||||||||||||||||
Конкурс профессионального мастерства | ||||||||||||||||
Консультирование |
||||||||||||||||
Консультационный центр (внутриорганизационный) |
Рисунок 3 - Схема управления деловой карьерой работников организации
Таблица 3 - Схема функциональных взаимосвязей в процессе управления деловой карьерой в организации
Наименование функций управления |
Дирек-ция |
Служба управления персоналом |
Началь-ники отделов |
Профсоюз-ный комитет |
1. Составление планов
по управлению деловой |
Р |
О |
У |
С |
2. Принятие мер поощрения или взыскания за выполняемую работу по резерву кадров |
Р |
О |
П |
С |
3. Совершенствование организации замещения кадров |
Р |
О |
У |
С |
4. Проведение конкурсов
на замещение вакантных |
Р |
О |
П |
У |
5. Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв |
Р |
О |
У |
С |
6. Оформление в резерв и перемещение, по должностям |
Р |
О |
П |
У |
7. Организация учета, по управлению деловой карьерой и резервом |
Р |
О |
П |
С |
8. Изучение расстановки
и использования специалистов, а
также деловых качеств |
Р |
О |
П |
С |
9. Создание резервов кадров на выдвижение |
Р |
О |
У |
С |
10. Контроль выполнения
руководителями подразделений |
Р |
О |
П |
У |
11. Изучение движения кадров |
Р |
О |
П |
С |
12. Обеспечение составления
отчетности по управлению |
Р |
О |
П |
С |
13. Проработка схем замещения
и индивидуальных планов |
Р |
О |
П |
С |
14. Контроль реализации
планов подготовки |
Р |
О |
П |
С |
15. Выполнение программы работы с кадровым резервом |
Р |
О |
П |
С |
О - отвечает за выполнение данной функций, организует ее выполнение, оформляет окончательный документ; У - участвует в выполнении данной функции; П - предоставляет исходные данные для выполнения функции; С - согласовывает документ по данной функции; Р - принимает решение, утверждает документ.
Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации, что наглядно показано на рис. 4.
Совершенствование управления деловой карьерой |
|||||||||||
Рост квалификационного уровня работников |
Повышение стабильности кадров |
Рост удовлетворенности работников рабочим местом | |||||||||
Сокращение затрат на набор кадров | |||||||||||
Сокращение расходов на обучение работников |
|||||||||||
Рост объемов работ и услуг |
|||||||||||
Увеличение доходов организации | |||||||||||
Повышение качества работ и услуг |
Рисунок 4 - Схема влияния совершенствования управления деловой карьерой работников на результаты деятельности организации
1.3 Модель партнерства
Существует несколько моделей планирования и развития карьеры. Наиболее распространенной является модель партнерства .
Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов. Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры или, говоря языком современного управления, является владельцем этого процесса. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, так как он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени и так далее. Отдел человеческих ресурсов играет роль профессионального консультанта и одновременно выполняет функцию общего управления процессом развития карьеры в организации.
Специалисты по человеческим ресурсам проводят обучение сотрудников организации основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможности участвующих в нем сторон. Обучение преследует две основные задачи:
1) сформировать
2) предоставить им инструменты
для начала управления
Следующим этапом является разработка плана развития карьеры. Сотрудник должен определить собственные профессиональные интересы и методы их реализации, то есть должность (должности), которые он хотел бы занять. После этого ему нужно привести сопоставление собственных возможностей с требованиями к интересующим его должностям и определить, является ли данный план развития карьеры реалистичным и, если да, то продумать, что ему необходимо для реализации этого плана.
На данном этапе сотрудник нуждается в квалифицированной помощи со стороны отдела человеческих ресурсов, прежде всего для определения собственных возможностей и недостатков, а также методов развития, и собственного руководителя. Многие организации проводят специальное тестирование для определения сильных и слабых сторон своих сотрудников, результаты которого оказывают существенную помощь в планировании карьеры. Участие руководителя в процессе планирования карьеры позволяет не только провести определенную проверку на соответствие реальности карьерных ожиданий сотрудника, но и вовлечь руководителя в процесс развития карьеры данного сотрудника с самого начала, и тем самым заручиться его поддержкой.
Реализация плана развития карьеры зависит прежде всего от самого сотрудника. При этом надо иметь в виду весь набор средств, обеспечивающих успешную реализацию плана:
- успешную работу в занимаемой
должности. Успешное выполнение
должностных обязанностей
- профессиональное и
- эффективное партнерство с
руководителем. Реализация плана
развития карьеры в огромной
степени зависит от
- заметное положение в
Важнейшей составляющей процесса развития карьеры является оценка достигнутого прогресса. В этом процессе участвуют все три стороны - сотрудник, руководитель и отдел человеческих ресурсов. Оценка деятельности сотрудника осуществляется прежде всего с помощью аттестации. Именно на ее основе делаются выводы о целесообразности, сроках, направлениях продвижения работника, либо о нецелесообразности последнего. Помимо решения вопроса о продвижении сотрудника или сохранении его в прежней должности целью аттестации может быть вскрытие резервов повышения эффективности индивидуальной работы, определение величины вознаграждения, решение вопроса об объеме, путях и формах повышения квалификации и так далее. В связи с этим непосредственными объектами аттестации становятся: результаты работы сотрудника, отношение к выполнению своих обязанностей, творческий потенциал. Личность человека как таковая оценке не подлежит.
На практике существует два основных подхода к аттестации. В соответствии с одним ее смысл состоит в контроле за деятельностью работника и ее оценке, имеющей следствием поощрение, наказание, продвижение по службе. Другой подход делает акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника.
В первом случае, аттестация осуществляется членами экспертной комиссии, в сущности наделенными судейскими функциями, которые ограничиваются заслушиванием отчета и вынесением «приговора». Во втором случае ее проводит непосредственный руководитель, выступающий прежде всего как советник, консультант, пытающийся совместно с подчиненным найти его ошибки, пути их преодоления и решения стоящих перед ним задач. Быстрые изменения требований к руководителям и специалистам в условиях современной НТР требуют, чтобы аттестация в организациях проводилась регулярно не реже одного раза в три, максимум в 5 лет. По итогам аттестации разрабатывается план мероприятий, и в соответствии с рекомендациями комиссии руководитель может осуществлять кадровые перестановки [2. с. 15-18].
Учитывая, что карьера может быть динамичной, то есть связанной со сменой рабочих мест, и статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путем профессионального роста, вертикальной - предполагающей должностной рост, и горизонтальной - происходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой занятий и подчас профессии, успех в карьере можно рассматривать с двух позиций: как с точки зрения продвижения от одной должности к другой, более высокой, так и с точки зрения степени овладения определенной профессией, составляющими ее навыками и знаниями.