Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:38, курсовая работа
Современные тенденции мировой экономики показывают, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяются способностью экономики адаптироваться к стремительным темпам научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий на предприятии. Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция.
Введение
1. Содержание и сущность инновационного менеджмента
1.1 Определение, цели, задачи и функции инновационного менеджмента
1.2 Инновация и инновационный процесс, как объекты инновационного менеджмента
1.3 Классификация инноваций
2. Управление инновацией на уровне предприятия
2.1 Мотивы и экономические интересы в инновационной деятельности
2.2 Факторы генерирования нововведений в организации
2.3 Инновационный потенциал организации
Заключение
Список использованной литературы
Т.е., мы видим: инновация - это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека.
Следует отметить, что термин
"инновация" тесно связан с
понятиями "изобретение" и "открытие".
Под изобретением понимают новые
приборы, механизмы, инструменты, созданные
человеком. Под открытием подразумевают
процесс получения ранее
Вывод: инновационный процесс
- это процесс последовательного
превращения идеи в товар через
этапы фундаментальных и
1.3 Классификация инноваций
Учитывая то, что новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций, приведем следующую классификацию инноваций.
По типу:
1) материально-технические. Включают продуктовые и технологические инновации. Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу) и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу). Технологические инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса. Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований.
2) социальные. К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности - от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.
По инновационному потенциалу выделяют:
1) базисные инновации.
Включают создание
2) модифицирующие инновации,
приводят к дополнению
Пример: кассетный магнитофона, после того, как долгие годы магнитофоны воспроизводили бобины. Принцип звуковоспроизведения остался тот же -- "магнитная головка -- магнитная пленка", однако внешний вид значительно изменен, изделие стало более удобным и практичным.
3) псевдоинновации. несущественно изменяют базисные или модифицирующие. Характерна сомнительная степень востребованности потребителем. Такие инновации появляются достаточно часто, не смотря на то, что объективная потребность рынка в подобном нововведении отсутствует. Пример: чайник с двумя носиками.
По принципу отношения к предшественнику инновации подразделяются на:
1) замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым);
2) отменяющие (исключают
выполнение какой-либо
3) возвратные (подразумевают
возврат к некоторому
4) открывающие (создают
средства или продукты, не имеющие
сопоставимых аналогов или
5) ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).
В зависимости от технологических параметров:
1) продуктовые (включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);
2) процессные (связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
а) новые для отрасли в мире;
б) новые для отрасли в стране;
в) новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
а) инновации "на входе" предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
б) инновации "на выходе" предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные (базовые);
б) улучшающие;
в) модификационные (частные).
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:
1) технологические;
2) производственные;
3) экономические;
4) торговые;
5) социальные;
6) в области управления.
Вывод: классификация инноваций
позволяет систематизировать
Вывод по первой главе: Инновационный
менеджмент - система управления инновациями,
в которой задействованы все
организационные структуры с
целью получения конкретного
нового продукта. Субъекты: работник (группа
работников). Объекты: инновация, инновационный
процесс. Функции: прогнозирование; планирование;
организация; регулирование; координация;
стимулирование; контроль. Цели ориентированы
на разработку, модернизацию, развитие
и ликвидацию. Задачи - управление на
всех уровнях посредством
2. Управление инновацией на уровне предприятия
2.1 Мотивы и
экономические интересы
Внедрение инноваций является одним из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности производимой продукции, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начинают своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Основными преимуществами внедрения инноваций являются:
- преимущества стратегического характера: создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов; рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей; обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности;
- увеличение рентабельности предприятия вследствие временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок; повышения качества и конкурентоспособности изделий; увеличения доли продукта на рынке;
- снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака;
- специальные выгоды и льготы: информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур; льготное налогообложение и кредитование.
Характер тех или иных
инновационных введений зависит
от организационной структуры
Вывод: И малые, и крупные
фирмы внедряют инновации с целью
стать более
2.2 Факторы генерирования нововведений в организации
Способность организации
создавать и
Восприимчивость к новшествам - это осуществляемое по собственной инициативе непрерывное обновление факторов производства и ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг) с достаточно высокой интенсивностью.
Чтобы понять, чем конкретно
обусловлена восприимчивость
В.М. Цыцарова в своей книге "Инновационный менеджмент" выделяет внешние и внутренние факторы, где к внешним относят: конкуренция, спрос и производственно-технические факторы. В свою очередь к внутренним относят:
• отношение руководства компании к новшествам (важна степень инновационной приверженности руководителя);
• простоту и отсутствие
барьеров во взаимоотношениях между
подразделениями и сотрудниками
(устранение рассматриваемых барьеров
позволит, во-первых, обеспечить сотрудничество
в разработке новшеств различными подразделениями;
во-вторых, создать возможность так
называемого перекрестного
• важность и престиж действий, выходящих за рамки существующих организационных структур;
• степень самостоятельности внутренних подразделений (значительная часть нововведений на большинстве предприятий внедряется непосредственно в производственных или управленческих подразделениях, где работники низовых подразделений имеют четкие представления обо всех необходимых нововведениях, связанных непосредственно с техникой или организацией производства);
• наличие экономической заинтересованности подразделений и отдельных работников: заинтересованность во введении новшеств подразделений и работников способствует более успешной реализации проектов;
• степень развития научно-технической инфраструктуры (развитость служб научно-технической информации, выставок и конференций, библиотек создает предпосылки для своевременного попадания научно-технических идей в компанию, возможности их обсуждения и обмена мнениями). В состав научно-технической инфраструктуры должны входить также службы, призванные организовывать экспертные обсуждения возникающих в организации проблем, в том числе "мозговые атаки". По сути это способствует укреплению "инновационного духа" в организации, раскрепощению инновационной инициативы;
• наличие системы пост инновационной реабилитации, т.е. проведение мероприятий по устранению негативных последствий внедрения инноваций (сокращением рабочих мест, высвобождение из производственного процесса работников определенных специальностей и профессий, закрытие цехов и предприятий). В данном случае важным является создание условий "безболезненного" восприятия работниками негативных результатов инноваций.
Выводы: Выделяют внешние
и внутренние факторы генерирования
инновационных идей. Внешние: конкуренция,
спрос и производственно-
Информация о работе Управление инновацией на уровне предприятия