Управление инновацией на уровне предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Современные тенденции мировой экономики показывают, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяются способностью экономики адаптироваться к стремительным темпам научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий на предприятии. Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция.

Содержание

Введение
1. Содержание и сущность инновационного менеджмента
1.1 Определение, цели, задачи и функции инновационного менеджмента
1.2 Инновация и инновационный процесс, как объекты инновационного менеджмента
1.3 Классификация инноваций
2. Управление инновацией на уровне предприятия
2.1 Мотивы и экономические интересы в инновационной деятельности
2.2 Факторы генерирования нововведений в организации
2.3 Инновационный потенциал организации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 46.90 Кб (Скачать файл)

Т.е., мы видим: инновация - это  внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека.

Следует отметить, что термин "инновация" тесно связан с  понятиями "изобретение" и "открытие". Под изобретением понимают новые  приборы, механизмы, инструменты, созданные  человеком. Под открытием подразумевают  процесс получения ранее неизвестных  данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

Вывод: инновационный процесс - это процесс последовательного  превращения идеи в товар через  этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом  осуществляется на основе таких специфических  принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого  характера. Инновация - это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь  термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие".

1.3 Классификация  инноваций

Учитывая то, что новизна  инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций, приведем следующую классификацию  инноваций.

По типу:

1) материально-технические. Включают продуктовые и технологические инновации. Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу) и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу). Технологические инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса. Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований.

2) социальные. К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности - от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

По инновационному потенциалу выделяют:

1) базисные инновации.  Включают создание принципиально  новых видов продукции, технологий, новых методов управления, формирующих  новую отрасль или подотрасль. Позволяют выполнить ранее недоступные функции или уже известные, но качественно новым способом (продукция нового поколения). Пример: управленческая технология "team building";

2) модифицирующие инновации,  приводят к дополнению исходных  конструкций, принципов, форм, т.е.  заключают в себе сравнительно  низкую степень новизны. Каждое  из улучшений - безрисковое и повышает потребительскую ценность продукции, снижает издержки ее производства.

Пример: кассетный магнитофона, после того, как долгие годы магнитофоны воспроизводили бобины. Принцип звуковоспроизведения остался тот же -- "магнитная головка -- магнитная пленка", однако внешний вид значительно изменен, изделие стало более удобным и практичным.

3) псевдоинновации. несущественно изменяют базисные или модифицирующие. Характерна сомнительная степень востребованности потребителем. Такие инновации появляются достаточно часто, не смотря на то, что объективная потребность рынка в подобном нововведении отсутствует. Пример: чайник с двумя носиками.

По принципу отношения  к предшественнику инновации подразделяются на:

1) замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым);

2) отменяющие (исключают  выполнение какой-либо операции  или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен);

3) возвратные (подразумевают  возврат к некоторому исходному  состоянию в случае обнаружения  несостоятельности или несоответствия  новшества новым условиям применения);

4) открывающие (создают  средства или продукты, не имеющие  сопоставимых аналогов или функциональных  предшественников);

5) ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

В зависимости от технологических параметров:

1) продуктовые (включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);

2) процессные (связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли  в мире;

б) новые для отрасли  в стране;

в) новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций  в системе (на предприятии) можно выделить:

а) инновации "на входе" предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации "на выходе" предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

1) технологические;

2) производственные;

3) экономические;

4) торговые;

5) социальные;

6) в области управления.

Вывод: классификация инноваций  позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

Вывод по первой главе: Инновационный  менеджмент - система управления инновациями, в которой задействованы все  организационные структуры с  целью получения конкретного  нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный  процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы  на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений. Инновационный  процесс - это процесс последовательного  превращения идеи в товар через  этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом  осуществляется на основе таких специфических  принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого  характера. Инновация - это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь  термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие". Классификация инноваций позволяет  систематизировать знания о видах  инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управление инновацией на уровне предприятия

2.1 Мотивы и  экономические интересы предприятия  в инновационной деятельности

Внедрение инноваций является одним из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности производимой продукции, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начинают своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций. Основными преимуществами внедрения инноваций являются:

- преимущества стратегического характера: создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов; рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей; обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности;

- увеличение рентабельности предприятия вследствие временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок; повышения качества и конкурентоспособности изделий; увеличения доли продукта на рынке;

- снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака;

- специальные выгоды и льготы: информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур; льготное налогообложение и кредитование.

Характер тех или иных инновационных введений зависит  от организационной структуры фирмы. Среди них особая роль отводится  малым фирмам, мобильный персонал которых может быстро воспринимать и генерировать новые идеи. Так, в  США в сфере научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) примерно 90 % всех компаний - малые фирмы. В расчете на 1 дол. США вложенных средств такие фирмы создают в 24 раза больше новшеств, чем гигантские концерны. Крупные компании, как правило, ориентированы на создание совершенствующих инноваций в том направлении, где компания добилась заметных успехов. Переход к радикально новой технике и технологии для крупных фирм нежелателен, поскольку при этом обесценивается накопленный производственный потенциал. В то же время с экономической точки зрения нововведения более выгодны, чем риск. У малых фирм нет шансов выдержать конкуренцию на рынке без рискованных радикальных инноваций. В случае неудачи проекта малая фирма разоряется, крупные же всегда работают "со страховкой", так как они разрабатывают, как правило, параллельно несколько проектов, что позволяет компенсировать потери.

Вывод: И малые, и крупные  фирмы внедряют инновации с целью  стать более конкурентоспособными, закрепить свои позиции на рынке, создать положительный образ  в глазах потребителей, увеличить  рентабельность и доходность фирмы. Малые фирмы, как правило, ориентированы  на радикальные рискованные инновационные  введения, крупные - на совершенствующие инновации.

2.2 Факторы генерирования  нововведений в организации

Способность организации  создавать и коммерциализировать нововведения зависит, прежде всего, от ее восприимчивости к новшествам.

Восприимчивость к новшествам - это осуществляемое по собственной инициативе непрерывное обновление факторов производства и ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг) с достаточно высокой интенсивностью.

Чтобы понять, чем конкретно  обусловлена восприимчивость или  невосприимчивость предприятия  к тем или иным новшествам, рассмотрим факторы, определяющие возможность внедрения новшеств на предприятии.

В.М. Цыцарова в своей книге "Инновационный менеджмент" выделяет внешние и внутренние факторы, где к внешним относят: конкуренция, спрос и производственно-технические факторы. В свою очередь к внутренним относят:

• отношение руководства  компании к новшествам (важна степень  инновационной приверженности руководителя);

• простоту и отсутствие барьеров во взаимоотношениях между  подразделениями и сотрудниками (устранение рассматриваемых барьеров позволит, во-первых, обеспечить сотрудничество в разработке новшеств различными подразделениями; во-вторых, создать возможность так  называемого перекрестного опыления, когда идеи одних сотрудников  используются в разработках других; в-третьих, появляется возможность  достижения синергетического эффекта, проявляющегося в получении нового результата вследствие объединения  усилий и идей различных подразделений  и сотрудников);

• важность и престиж  действий, выходящих за рамки существующих организационных структур;

• степень самостоятельности  внутренних подразделений (значительная часть нововведений на большинстве  предприятий внедряется непосредственно  в производственных или управленческих подразделениях, где работники низовых  подразделений имеют четкие представления  обо всех необходимых нововведениях, связанных непосредственно с  техникой или организацией производства);

• наличие экономической заинтересованности подразделений и отдельных работников: заинтересованность во введении новшеств подразделений и работников способствует более успешной реализации проектов;

• степень развития научно-технической инфраструктуры (развитость служб научно-технической информации, выставок и конференций, библиотек создает предпосылки для своевременного попадания научно-технических идей в компанию, возможности их обсуждения и обмена мнениями). В состав научно-технической инфраструктуры должны входить также службы, призванные организовывать экспертные обсуждения возникающих в организации проблем, в том числе "мозговые атаки". По сути это способствует укреплению "инновационного духа" в организации, раскрепощению инновационной инициативы;

• наличие системы пост инновационной реабилитации, т.е. проведение мероприятий по устранению негативных последствий внедрения инноваций (сокращением рабочих мест, высвобождение из производственного процесса работников определенных специальностей и профессий, закрытие цехов и предприятий). В данном случае важным является создание условий "безболезненного" восприятия работниками негативных результатов инноваций.

Выводы: Выделяют внешние  и внутренние факторы генерирования  инновационных идей. Внешние: конкуренция, спрос и производственно-технические  факторы. Внутренние: восприимчивость  начальства к нововведениям, степень  самостоятельности внутренних подразделений, наличие экономической заинтересованности подразделений, степень развития научно-технической  инфраструктуры, наличие системы  пост инновационной реабилитации.

Информация о работе Управление инновацией на уровне предприятия