Управление конкурентоспособностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления конкурентоспособностью предприятия.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие «конкурентоспособность предприятия».
2. Ознакомиться с факторами, определяющими конкурентоспособность.
3. Рассмотреть методы анализа конкурентоспособности предприятия.
4. Дать характеристику ООО ТЭК «DISCOVERY».
5. Проанализировать конкурентоспособность туристско-экскурсионной компании «DISCOVERY».
6. Рассмотреть возможные пути повышения конкурентоспособности ООО «DISCOVERY»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия……….6
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия…………………………….6
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность………………………...8
1.3. Методы анализа конкурентоспособности предприятия………………….12
Глава 2. Управление конкурентоспособностью в ТЭК «DISCOVERY»……..17
2.1. Характеристика деятельности ООО ТЭК «DISCOVERY»……………….17
2.2. Оценка конкурентоспособности туристско-экскурсионной компании
«DISCOVERY»…………………………………………………………………..21
2.3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «DISCOVERY»……….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.02 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального  образования 
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» 
Институт технологий сервиса и дизайна 
Кафедра технологий сервиса и туризма 

                                                                                                Утверждаю: 
                                                                                                Зав. кафедрой ТСТ, 
                                                                                                ______ Хортова М.В.

                                                                                                «___»________2011 г. 
                                                                                                     

Управление конкурентоспособностью предприятия 
 
Курсовая работа 
 
по дисциплине: «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» 

 

                                                Студентка: ___________ Корычева И. К. 
                                                Курс: 3, группа: Т-09 
                                                Специальность: 100103 – Социально-культурный  
                                                сервис и туризм

                                                Руководитель: ____________ Капчегашева И.В. 
                                                Дата защиты: ____________________________ 
                                                Оценка: _________________________________ 
                                                Подписи членов комиссии:_________________ 
                                                                                              _________________ 
                                                                                              _________________ 
 

 

Абакан 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  основы конкурентоспособности предприятия……….6

1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия…………………………….6

1.2. Факторы, определяющие  конкурентоспособность………………………...8

1.3. Методы анализа  конкурентоспособности предприятия………………….12

Глава 2. Управление конкурентоспособностью в ТЭК «DISCOVERY»……..17

2.1. Характеристика деятельности ООО ТЭК «DISCOVERY»……………….17

2.2. Оценка конкурентоспособности туристско-экскурсионной компании

«DISCOVERY»…………………………………………………………………..21

2.3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «DISCOVERY»……….23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.

В современных условиях в  России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий  находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов  повышения конкурентоспособности.

Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.

Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950-1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.

С появлением стратегического  планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению  конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.

На сегодняшний день столкновение интересов производителей услуг  в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние  на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству  над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.

Оценка конкурентоспособности  предприятия может прояснить  сложившуюся ситуацию, определить его  положение на рынке, выдвинуть решения  назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления конкурентоспособностью предприятия.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие «конкурентоспособность предприятия».

2. Ознакомиться с факторами,  определяющими конкурентоспособность.

3. Рассмотреть методы  анализа конкурентоспособности  предприятия.

4. Дать характеристику ООО ТЭК «DISCOVERY».

5. Проанализировать конкурентоспособность туристско-экскурсионной компании «DISCOVERY».

6. Рассмотреть возможные  пути повышения конкурентоспособности ООО «DISCOVERY»

Объектом исследования является ООО ТЭК «DISCOVERY».

Предметом исследования в данной работе являются основы управления конкурентоспособностью предприятия.

Первая глава работы посвящена  теоретическим основам управления конкурентоспособностью организации.

Вторая глава посвящена  выявлению конкурентных преимуществ и рассмотрению путей повышения конкурентоспособности на примере фирмы ООО «DISCOVERY», действующей на территории города Абакан.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия

Современное толкование понятия  конкурентоспособности как многофакторного  экономического процесса реализации конкурентных отношений предполагает важнейшее условие его осуществления – управление конкурентоспособностью предприятия.

При этом в источниках, посвященных проблематике управления конкурентоспособностью организаций, целостное системное определение понятия «конкурентоспособность предприятия» отсутствует. Такое положение дел обусловлено и сложностью данной категории и её многоаспектностью.

На сегодняшний день известно большое количество трактовок понятия «конкурентоспособность предприятия». Наиболее интересные из них:

∙ Сравнительная характеристика фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами.1

∙ Комплексная характеристика предприятия, которая определяется уровнем и степенью использования своих конкурентных преимуществ и возможностью адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохраняя при этом в любой момент времени прибыльность.2

∙ Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.3

 

∙ Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы выступающими на рынке предприятиями.4

∙ Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.5

В научной литературе встречаются  такие трактовки понятия «конкурентоспособность предприятия», которые предлагает достаточно большая группа авторов. Все они  априори утверждают, что конкурентоспособное  предприятие – это объект, способный  обеспечивать прибыль.

Анализ рассмотренных  выше определений позволяет сделать  следующие выводы.

Во-первых, состав целей, которые перечислены в качестве основы для реализации в конкурентной борьбе достаточно ограничен. Все эти цели не являются конкретными, так как не имеют определённой достоверной, заранее установленной числовой оценки, а потому мало продуктивны. Любая цель, не имеющая числовой оценки, обычно именуется лозунгом. Более того, формулируемые предприятиями стратегические и частные цели периодически меняются, а их состав обычно приводится или в стратегическом плане развития, или в отдельном разделе стратегического плана, в частности в плане достижения определённого уровня конкурентоспособности.

Во-вторых, ни в одном из приведённых определений не обозначен  механизм получения некой общей, интегрированной оценки возможного к достижению уровня конкурентоспособности.

В-третьих, конкурентоспособность  предприятия как характеристика оценки конечных результатов деятельности предприятия на рынке является показателем  относительным, где базой для  сравнения выступают аналогичные показатели, используемые для оценки конкурентоспособности предприятий-конкурентов.

В-четвертых, конкурентоспособность  предприятия является категорией динамической. Её изменение во времени обусловлено  как внешними, так и внутренними  факторами, значительная часть которых  может рассматриваться в качестве управляемых параметров.

Таким образом, ни одному из приведённых выше определений понятия  конкурентоспособности предприятия  нельзя отдать безусловного предпочтения, не внеся серьёзных коррективов.

Более удачная  формулировка понятия, с учетом вышесказанных  выше критических замечаний и  соображения о необходимости  иметь в итоге выполнения сложной  системы расчётов интегрированную  числовую оценку уровня конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия  – это наиболее вероятная интегрированная  рейтинговая оценка исследуемого предприятия, которая предполагает экономически наиболее целесообразное и комплексное  использование всех располагаемых  видов потенциалов, каждый из которых  имеет обобщённую числовую оценку. В качестве механизма такой интеграции выступают специальные математические методы расчётов, дополненные  организационными мерами.6

Управление конкурентоспособностью организации представляет собой  область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей  по повышению конкурентоспособности  организации.

 

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность

Определившись с основными  понятиями, рассмотрим теперь факторы, которые определяют конкурентоспособность  организации.

Классификацию основных ключевых факторов конкурентоспособности предприятия  учёные разных стран представляют по разному. Так, по мнению французских экономистов А. Олливье, А.В. Дайан и Р. Урсе, таких факторов должно быть восемь:

1. Концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

2. Качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путём опросов и сравнительных тестов;

3. Цена товара с возможной наценкой;

4. Финансы – как собственные, так и заёмные;

5. Торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

6. Послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

7. Внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

8. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в своих исключительных возможностях удовлетворять эти потребности.

Оценка возможностей предприятия  по названным факторам позволяет  построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (Рис.1).

Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия