Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:21, курсовая работа
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Слово “конфликт”-латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям1. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.
1.Введение.
2. Причины конфликта.
3. Разрешение конфликта.
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.
3.2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.
4.Заключение или как использовать конфликт.
Примечания:
Использованная литература:
Для того чтобы
определить существо конфликта,
ШАГ 1. Определение основной проблемы .
На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно чтобы противники осознавали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и оппонента, имеющееся здесь сходства различия.
ШАГ 2. Определение вторичных причин конфликта.
Обычно они служат поводом для возникновения конфликта, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтных его деталей.
ШАГ 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.
Он может быть
выражен, в частности,
а) Что я мог бы сделать чтобы разрешить конфликт?
б) Что мог бы для этого сделать мой партнер?
в) Каковы наши общие цели, во имя которых необходим найти выход из конфликта?
ШАГ 4. Совместное решение о выходе из конфликта.
На этом этапе
речь идет о выборе наиболее
подходящего способа
ШАГ 5. Реализация намеченного совместного способа разрешения
конфликта.
Здесь конфликтующим
сторонам очень важно,
ШАГ 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для
разрешения конфликта.
На ее основании
проблема считается либо
Следует добавить,
что пошаговое движение
3.2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны - посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит?
Проанализировав
ряд исследований этого
Эффект такой зависимости удается, однако, нейтрализовать, если в процесс разрешения конфликта включается посредник. В этом случае возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок стороны идут на них, адресуясь не к друг другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается “одолжение” в ответ на соответствующую просьбу об уступке (обычно в форме совета, рекомендации), но отнюдь не противной стороне. Таким образом часто психологические шаги противоборствующих сторон, участников конфликта, навстречу посреднику означают не уступку ему, а скорее декларацию готовности сотрудничать с ним (а следовательно и с друг другом) в решении общей проблемы, следуя при этом некоторым “правилам игры”.
Выбор посредника
и определение круга его
М.Инглер предлагает
следующие рекомендации, определенным
образом регламентирующие
1. Конфликтующие стороны
должны рассматривать
2. Посредник должен являться нейтральным лицом, не вовлеченным в конфликт.
3. Конфликтующим сторонам
следует согласиться с
4. Посредник может быть более всего полезен, если он выслушивает соответствующие взгляды каждой из сторон в отдельности.
5. Основная задача посредника - сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решения.
6. Если в силу своего служебного положения посредник подчиняется одной или обоим конфликтующим сторонам, необходимо иметь гарантии, что это обстоятельство в данный момент или в будущем не отразиться на его действиях по разрешению конфликта.
7. Посредник должен
стремиться поддерживать
8. Посреднику следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу.
В интересах
эффективного функционирования
Разумнее всего
ему находиться как бы “над
схваткой”. Однако не в
Для этого весьма
подходящей является роль
4.Заключение или как использовать конфликт.
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явлении большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает
отдельному рабочему
Конфликт также
ставит служащих перед
Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Сам по себе
конфликт не усиливает и не
ослабляет организацию. И
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив и организацию в целом.
1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. “Психология малой группы: теоретический и практический аспект” М, 1991 стр.84
2. Кричевский Р.Л. “Если Вы руководитель” М:”Дело”, 1993 стр.242
3. Кричевский Р.Л. “Если Вы руководитель” М:”Дело”, 1993 стр.249
4.Гришина Н.В. “Опыт
построения социально-
5. Яккока Л. “Карьера менеджера” М,1990 стр.101
6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. “Психология малой группы: теоретический и практический аспект” М, 1991 стр.108
7. Гришина Н.В. “
8. Петровская Л.А. “о
понятийной схеме социально-пси
9. Мелибруда Е. “Я-ты-мы.
Психологические возможности
Использованная литература:
1. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М,1990
2. Гончаров В. “Руководство для
высшего управленческого
3. “Конфликт со занком “плюс”” журнал “Бизнес” №3,4, 1994
4. “Разрешение конфликта” журнал “Кентавр” №4, 1994
5. Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов.” Спб, 1993
6. Фэйр М. “Выиграть может каждый” М,1992