Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:17, реферат
Конфликт – это не простой спор между людьми, имеющими разные мнения по какому-то вопросу, это серьезное разногласие или даже столкновение противоположных интересов. Скандал может долго назревать, а потом, получив какую-то искру – формальный повод, разразиться как гром среди ясного неба. Порой он происходит между людьми бок о бок, но копившими раздражение, не желая его высказывать. А бывает, на работу приходит новичок, чьи устремления идут вразрез с интересами кого-то из сослуживцев.
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ.
Всем нам одни люди нравиться больше, другие меньше, а общаться приходится с теми, и с другими. Как построить общение, чтобы избежать конфликтных ситуаций, во многом зависит от нас самих. Существует множество классификаций и разновидностей конфликтов, в том числе на рабочем месте. Довольно часто встречаются и бывают острыми и неприятными конфликты между двумя коллегами.
Конфликт – это не простой спор между людьми, имеющими разные мнения по какому-то вопросу, это серьезное разногласие или даже столкновение противоположных интересов. Скандал может долго назревать, а потом, получив какую-то искру – формальный повод, разразиться как гром среди ясного неба. Порой он происходит между людьми бок о бок, но копившими раздражение, не желая его высказывать. А бывает, на работу приходит новичок, чьи устремления идут вразрез с интересами кого-то из сослуживцев.
Конфликты в рабочем коллективе можно разделить на группы в зависимости от того, кто их инициирует: начальник с подчиненным, подчиненный с начальником, коллеги между собой. Кроме того, существует классификация по количеству вовлеченных: межличностный конфликт, конфликт одного человека с группой, между двумя группами. Рассмотрим несколько типов самых распространенных столкновений, возникающих между двумя работниками.
Бестактность.
Сколько ссор из-за нее происходит! Например, один сотрудник жалуется другому на оплошность, допущенную секретарем руководителя: «Не смогла вовремя шефу мой отчет передать, а мне влетело! Правду говорят, что все секретарши умом не отличаются!». И, сам того осознавая, он, возможно создает предпосылки к столкновению. Вдруг у его коллеги кто-то из близких работает секретарем? Тогда он рискует нажить врага. Если человек имеет привычку постоянно высказывать резкие, обобщающие националистические, сексистские, расистские суждения, не стоит удивляться, что меньше сослуживцев относятся к нему с симпатией.
Не надо быть слишком безапелляционным в суждениях – эти слова могут кого-то ранить. Нужно высказывать конкретные претензии к конкретному человеку. Критиковать по существу, не обобщая и не перенося свои обиды с одного объекта на другой. Нельзя использовать с уничтожитель ной интонацией слова, указывающие, например, на происхождение человека, его национальность или какие-то качества, не имеющие отношения к разговору. Не стоит говорить о чем-то «это плохо!», свою позицию можно обозначить, например, словами «лично мне это не нравиться».
Деликатность и такт в общении – лучшая профилактика конфликтных ситуаций.
Производственные разногласия.
Ваш коллега не одобряет поведения шефа, он совершенно искренне уверен, что все это полная ерунда и ругает новую идею последними словами? Предположим, вы не разделяете его позицию и, наоборот считаете, что новшество очень поможет дальнейшей работе. Если сложившиеся противоречие никак не задевает вашей деятельности и является лишь вопросом его личного предпочтения, можно просто проигнорировать данную ситуацию. Или дать собеседнику возможность самому разобраться, почувствовать преимущество новой методики. Может он не знал чего-то или не понял, возможно, он просто консервативен по натуре. Не стоит в ответ на нападки критиковать его позицию. Достаточно ответить, что вы заинтересованы в нововведении. Тем более, если вы вложили в него свои идеи или свой труд. Поняв, что для вас это важно, коллега, если он человек воспитанный, скорее всего, извиниться перед вами.
«Я всегда прав!».
Очень часто споры происходят из-за того, что мы не можем или не хотим объяснить свою точку зрения. Настаивать надо аргументировано. Если никаких доводов, кроме «Так всегда было!» или «Мне так хочется», не находится, может, стоит отказаться от своей позиции?
Не бойтесь уступать, извиняться, если не правы. Многие руководители, особенно среднего звена считают. Что они уронят свой авторитет, если признаются в собственной неправоте. Это не так. Человек, признавший ошибку, показывает способность к развитию, гибкий ум и открытое мышление.
Конфликт поневоле.
Бывает, сотрудник по какой-то причине подвел вас, не выполнив вовремя свою работу или данное обещание. Прежде чем обвинять и вступать в конфликт, стоит разобраться в ситуации.
Если выполнить обещание действительно помешали объективные обстоятельства, случайность или элементарная забывчивость, если сослуживец искренне раскаивается в случившемся и даже готов перед руководством взять вину на себя, не нужно судить его слишком строго. Если вас обидели неумышленно, если человек вам дорог и вы готовы его простить – прощайте незадумываясь.1
Недоброжелатели.
А если в предыдущем примере чувствуется злонамеренность поступка, если этот коллега уже не первый раз подставляет вас, надо выяснить причину его негативного отношения. Как бы мы ни старались доказывать даже самим себе: «Не знаю, с чего это он на меня взъелся!», причина неприязни скорее всего известна. Возможно, вы сами причинили обиду – значит, стоит извиниться или просто показать человеку, что не испытываете к нему враждебности.
Если же вас хотят «подсидеть», скомпрометировать перед коллективом или руководством, чтобы занять ваше место, относитесь к такому сотруднику с особой осторожностью. Лучше держаться от него подальше и, по возможности, строить свою работу так, чтобы не зависеть от него. В любом случае не стоит мстить, пытаться причинить ответное зло – в жизни есть дела поважнее и поинтереснее. Выполняя свою работу качественно и в срок, вы зарекомендуете себя гораздо лучше, чем начав строить козни недоброжелателям.
Учесть свой темперамент.
Каждый из нас прекрасно знает свой характер. Кто-то, например, быстро закипит, но легко забудет и простит, а другой, наоборот, лучше промолчит, но долго будет носить в душе обиду. Поэтому, если чувствуете назревание конфликта, не забудьте сделать поправку на собственной темперамент. Если вам уже случалось резко отзываться о ком-то или чем-то в споре, а потом жалеть об этом, лучше не заходить слишком далеко.
Накапливающееся раздражение.
Раздражение может накапливаться из-за самых разных обстоятельств и в какой-то момент стать причиной конфликта. Поэтому со многими проблемами лучше разбираться «не отходя от кассы», не дожидаясь, пока найдется повод высказать все и сразу. Разумные дозы критики куда более действенны, чем перечень прегрешений за все годы совместной работы.
Вредитель.
К сожалению, почти в каждом коллективе есть человек, провоцирующий других на столкновение. Он не является лично вашим недоброжелателем, он может навредить каждому. Такая личность получает удовольствие от конфликта – собственно для этого он его и затевает. Для таких любой скандал не просто радость, но еще и возможность манипулировать людьми с выгодой для себя.
Большинство спорных ситуаций можно урегулировать мирным путем, не вступая в открытое противоборство. Для этого сначала оцените, так ли важно для вас разрешить ситуацию в свою пользу, насколько сильно она касается лично вас. Часто люди пытаются убедить другого в своей правоте и даже идут на ссору без всякого серьезного повода.