Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:12, контрольная работа
В данной статье затронуты проблемы, с которыми сталкиваются существующие системы и модели управления человеческими ресурсами в период экономического спада. Статья основана на результатах опроса, проведенного CRANET (самая большая информационная система в мире, содержащая данные в области управления человеческими ресурсами по разным странам) в России в третьем квартале 2008 года, на доступных данных CRANET 2008 года для Болгарии и на результатах опроса руководителей различных компаний, проведенного в первой половине 2010 года.
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра управления человеческими ресурсами
Письменная работа по дисциплине «Управление персоналом»
Анализ статьи № 9
Gurkov, I., Zelenova, O., Saidov, Z. Mutation of HRM practices in Russia: an application of CRANET methodology. //International Journal of Human Resource Management, 2011,p. 1–14.
Студентка группы № 426
Фещенко Лилия Борисовна
|
Аннотация
В данной статье
затронуты проблемы, с которыми сталкиваются
существующие системы и модели управления
человеческими ресурсами в
Введение
Как и многие страны, Россия серьезно пострадала в результате экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Значительное падение цен на основные российские товары экспорта, такие как нефть, газ, металлы и удобрения, наряду с существенным оттоком капитала из России, привело к тому, что резкое падение производительности во многих отраслях промышленности было неизбежно. В результате, в 2009 году объём промышленного производства сократился на 10,8 %.
Таким образом, данная статья была написана с целью:
Кроме того, при написании статьи были использованы соответствующие результаты предыдущих исследований, проведенных авторами (Гурков 2002, Гурков и Зеленова 2009) и другие статистические и аналитические источники в области управления человеческими ресурсами.
Статья разделена на 3 раздела: в первом будет прослежена динамика российского рынка труда в период экономического спада и представлены объяснения некоторых статистических показателей, во втором будет проведен углубленный анализ с целью выявления важнейших характеристик существующей системы управления человеческими ресурсами в России и в последнем разделе будут высказаны предположения относительно будущих изменений установленной системы в связи с влиянием спада в экономике страны.
Основная часть
Анализ динамики российского рынка.
Как отмечалось ранее, экономический кризис 2008 года привел к спаду объемов промышленного производства в России, что, как ожидалось, приведет к значительному росту уровня безработицы. Однако, в период с сентября 2008 до февраля 2009 года уровень безработицы возрос лишь с 6,2 % до 9,5 % от экономически активного населения и оставался на том же уровне, претерпевая незначительные колебания, до конца 2009 года.
Для того чтобы
объяснить данную ситуацию необходимо
учитывать, что в период с 2008 по 2010
год уровень занятого в государственном
секторе (образовательные учреждения,
здравоохранительные
Таким образом, в период с декабря 2008 по февраль 2009 года, авторы статьи провели опрос 113 руководителей российских компаний с целью оценки существующей ситуации и склонности компаний к конкретным антикризисным мерам. В первой половине 2010 года был проведен повторный опрос 133 руководителей большей частью крупных и средних компаний, работающих в промышленном и обслуживающем секторах. При этом респондентов попросили:
В результате были получены следующие результаты:
Важно отметить, что с целью избежания увольнений компании использовали механизм частичной занятости (неполные рабочие дни или недели и неоплачиваемые отпуска) По некоторым оценкам, в 2009 году более чем 20 % работников пострадали от данных мер, и соответствующая потеря рабочего времени была эквивалентна 4-5 % от общей занятости.
Другим важным «статистическим артефактом» была доля «добровольных увольнений». Если рассмотреть структуру увольнений в 2009 году, можно увидеть, что только 7 % увольнений были инициированы работодателями, дополнительные 9 % увольнений были по взаимному согласию между работником и работодателем и 61 % от общего количества увольнений были инициированы работниками компаний с дополнительными 23 % увольнений по другим причинам.
Чтобы понять,
почему работники российских компаний
добровольно покидают свои места
работы с неопределенной перспективой
дальнейшего трудоустройства
Характеристики существующей системы управления персоналом в России.
Для того чтобы выявить основные характеристики системы управления персоналом в России будет использована методология CARNET, которая дает возможность разработки различных способов измерения и концепций, основанных на большом количестве переменных, по которым можно судить о функционировании HR системы. Анкета CARNET была разработана с целью фундаментальных характеристик национальных систем управления человеческими ресурсами. (база содержит данные по более чем 40 странам)
Первой задача исследования состояла в отборе вопросов, которые позволят представить картину основных вопросов в системе HR в период спада в экономике, поэтому такие вопросы из анкеты CARNET как способы развития работников компании и коммуникаций между ними, распределение власти в компании между HR менеджерами и линейными менеджерами, не были учтены в проведенном авторами исследовании.
Таким образом, после тщательного изучения анкеты CARNET, авторы статьи разработали
концепцию исследования, состоящую из следующих основных вопросов:
Кроме того, в качестве дополнительных элементов концепции исследования, были добавлены следующие вопросы:
Следует подчеркнуть, что анализ первых трех вопросов был проведен наряду с аналогичными данными по Болгарии, так как данные для других стран все еще находятся в стадии подготовки и кроме того, Болгария – это страна, которая перенимала особенности коммунистической системы Советского Союза в 1990-е годы. Также авторы исследования подчеркивают, что сравнивая Россию и Болгарию, они смогут развеять миф, касающийся уникальности российской системы управления человеческими ресурсами.
Далее авторами был проведен анализ каждого из поставленных вопросов.
Возможности ведения коллективных переговоров.
Для оценки возможности ведения коллективных переговоров был проведен анализ трех факторов: существование организованного труда в компании (профсоюзы, советы, занимающиеся регулированием трудовых отношений), уровень, на котором базисная заработная плата для человека устанавливается, исходя их общенациональных соглашений и уровень показателей работы персонала, которые определяют размер переменной части заработной платы. Кроме того, все показатели, полученные в результате анализа, разделены на индивидуальные, командые (или же в рамках подразделений) и показатели в масштабах всей компании. Также было введено предположение, что показатели командной работы создают стимулы для объединения интересов работников в компании.
В результате анализа, были получены следующие результаты:
Таким образом, подводя итоги данного анализа, можно сделать вывод о том, что в России возможности ведения коллективных переговоров ниже, чем в Болгарии. Это связано с тем, что на протяжении двух десятилетий пост-коммунистического развития в России появилась новая, отличная от Советского Союза форма организации труда, но при этом она не содержит в себе такие характеристики, как наличие независимых профсоюзов, региональные соглашения оплаты труда и так далее.
Гибкость организации труда в компаниях.
Гибкость системы занятости – это один из важнейших вопросов CRANET исследования.
Cогласно методологии CRANET, гибкие элементы системы занятости делятся на 4 группы:
- временные контракты (работники нанимаются на временной основе на определенное количество часов, недель или месяцев)
4) “одомашнивание” рабочих мест
- работа дома (работники, чье рабочее место – их дом, и кто не имеет постоянной электронной связи с определенным (фиксированным) рабочим местом)
- работа, основанная на технологиях (“teleworking» - работники, который могут связываться с определенным местом работы при помощи электронных коммуникаций).