Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 21:31, контрольная работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно служба управления персоналом играет решающую роль в процветании, когда материальные ресурсы изобильны, общедоступны, а технология и методы управления ими не представляют особо сложной проблемы. Решающее значение персонал имеет и в ситуации нестабильности, когда рыночные отношения еще формируются.
Целью данной контрольной работы является исследование круга вопросов, связанных с организацией службы управления на предприятии, из цели работы вытекают ее задачи: рассмотреть структурную организацию службы управления персоналом, выявить ее функции и проанализировать эффективность деятельности службы управления персоналом.
Объектом исследования является служба управления персоналом организации, предметом исследования выступают организация данной службы на предприятии, возникающие в связи с этим трудовые и профессиональные связи.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Функции службы управления персоналом организации………….5
2. Структура службы управления персоналом……………………...11
3. Оценка работы служб управления персоналом…………………..16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Для эффективного осуществления функций, служба персонала особо четко структурируется и регламентируется. Она должна обладать широкими возможностями внутреннего перераспределения функций, что, в основном, достигается широким профессионализмом и качеством подготовки ее сотрудников. Изменение факторов внешней среды или условий деятельности должно оперативно обеспечиваться изменениями в системах общей внутренней организации деятельности, что нередко сопровождается значительной интенсификацией функций и их перераспределением между сотрудниками службы персонала.
2. Структура службы управления персоналом
В штате службы управления персоналом должны быть специалисты, способные выполнять все перечисленные функции, в том числе социологи, психологи, экономисты по труду, системные аналитики.
В службах управления персоналом крупных фирм стран с развитым рынком появились новые специалисты: "рекрутеры" по вербовке персонала, "интервьюеры" - психологи, проводящие собеседования с претендентами на получение работы, методисты и инструкторы, консультанты по вопросам карьеры, профориентации, организационному планированию; администраторы программ равных условий занятости и т. п.
Особый и достаточно обширный набор требований предъявляется к руководителю службы управления персоналом.
Во-первых, он - всегда член команды руководителя организации, реализующий политику фирмы по персоналу. При этом он должен либо проводить в жизнь идеи руководителя фирмы, если тот мыслит прогрессивно, либо стараться сформировать у руководителя современные взгляды на персонал.
Во-вторых, руководитель службы управления персоналом - это лидер, в подчинении которого на крупном предприятии находится достаточно много сотрудников, а он должен обеспечить их эффективную работу, используя современные методы, и соответствовать набору требований к руководителю.
В-третьих, он - широко эрудированный специалист в вопросах, определяющих поведение людей. Вопросы эти многочисленны и относятся ко многим наукам. Задачи, которые выполняет руководитель службы управления персоналом, заключаются в грамотной постановке задачи и привлечении специалистов соответствующего профиля для ее решения.
В-четвертых, он конкретно отвечает за реализацию многочисленных функций, возлагаемых на службу управления персоналом, и является в глазах руководства главным специалистом по всем проблемам персонала.
В-пятых, кроме широкой специализации, он должен быть квалифицированным социологом, психологом, менеджером, чтобы грамотно распределять и контролировать работу своих подчиненных, а если надо, то и подстраховывать их. Без этого сложно завоевать и удержать авторитет.
В-шестых, его потенциал должен быть достаточно высоким по всем компонентам, особенно нравственным и творческим. Свой профессионализм он должен постоянно повышать с помощью приращения контекстуальных навыков, приобретаемых в процессе познания особенностей родного предприятия и его персонала.
Организационная структура службы управления персоналом определяется как объективными факторами (размером предприятия и объемом выполняемой работы по каждой функции, качеством персонала службы управления персоналом), так и субъективными (отношением к персоналу руководителя организации, его подготовленностью, видением целей организации и ролью, отводимой персоналу). В малых предприятиях, как уже говорилось, из функций по управлению и развитию персонала зачастую реализуется лишь учетная, а работу осуществляет референт по персоналу, сочетающий эту деятельность с обязанностями секретаря директора.
В случае понимания руководством предприятия необходимости и эффективности полноценной работы с персоналом как с наиболее перспективным и производительным элементом производства и при наличии возможностей организовать полноценную службу управления персоналом, ее структура может быть такова:
• отдел планирования социального развития коллектива и творчества персонала;
• отдел исследования социально-психологического климата, причин конфликтов и их урегулирования;
• отдел мотивации, материального и морального стимулирования;
• отдел планирования карьеры;
• отдел обучения, повышения квалификации и переквалификации персонала;
• отдел нормирования труда, оценки результатов и аттестации;
• отдел организации труда;
• отдел подбора персонала;
• отдел охраны и безопасности труда;
• отдел учета персонала и контроля трудовой дисциплины.
• юридический отдел;
• отдел научно-технической информации;
Чаще всего, в практике управления персоналом встречаются следующие виды организационных структур:
-элементарная;
-линейная;
-функциональная.
Элементарная организационная структура управления персоналом отражает двухуровневое руководство. При такой структуре управления выделяется верхний уровень- руководитель и нижний уровень-исполнитель. Характерна для маленьких компаний.
Линейная организационная структура управления персоналом характеризуется наличием только вертикальных связей. Данная организационная структура существует в компаниях, где выполняемые работниками функции отднотипны, а кадры не различаются по специальностям. Широко используется в низовых производственных звеньях.
Функциональная организационная структура формируется там, где появляется функциональное разделение труда. Это наиболее часто встречающийся тип организационной структуры управления персоналом.
Преимущества:
-позволяет высшему руководству сосредоточиться на стратегических вопросах;
- позволяет добиваться результатов за счет специализации.
Пример функциональной организационной структуры управления изображен на рис. 1.
Рис. 1. Функциональная структура системы управления персоналом.
При проектировании структуры службы управления персоналом и организации ее работы исходят из того, что существование какого-либо структурного подразделения оправданно лишь в определенных условиях (при определенной численности персонала, объеме управленческих работ данного вида). В других же условиях данная функция может быть поручена (передана) другому структурному подразделению или даже отдельному лицу в составе любого структурного подразделения.
После определения функциональной структуры СУП, составляющих ее подразделений (отделы, бюро), решается вопрос о перечне задач каждого структурного подразделения, его функциях, численном составе и должной структуре занятых в них работников, должностных обязанностях каждого из них, а так же о взаимоотношениях подразделений друг с другом и с другими подразделениями предприятия как в части входящей и исходящей информации, так и в отношении методического обеспечения кадровой работы, реализации функции контроля и надзора за ее проведением.
3. Оценка работы служб управления персоналом
Оценка деятельности служб управления персоналом – это систематический и планомерно организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в целом. Оценка деятельности кадровой службы основывается на определении эффективности кадровой работы, направленной на достижение целей организации и качественное выполнение стоящих перед ней задач. Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах управления персоналом (качество кадровой работы, удовлетворенность работников организации, исполнительская дисциплина, текучесть кадров и др.).
Оценка эффективности отдельных программ управления персоналом базируется на определении того, насколько хорошо чувствует себя фирма в достижении своих целей и выполнении соответствующих задач. Оценка служит объединяющей силой, фокусирующей внимание на решающих в данном случае аспектах – таких как качество выполнения работы, удовлетворенность работников, их текучесть и прогулы.
Основные критерии оценки эффективности работы отделов управления персоналом.
Субъективные критерии:
1. Степень сотрудничества служб с отделом управления персоналом.
2. Мнение линейных менеджеров об эффективности отдела.
3. Готовность сотрудничества со всеми работниками при решении проблем и разъяснении политики фирмы.
4. Доверительность взаимоотношений с работниками.
5. Быстрота и эффективность реакций на адресуемые отделу запросы.
6. Оценка качества услуг, оказываемых отделом другим подразделениям фирмы.
7. Оценка качества информации и советов, выдаваемых отделом высшему руководству.
8. Удовлетворенность либо неудовлетворенность клиентов-менеджеров и работников.
Объективные критерии:
9. В какой степени отдел реализует стратегию поддержки планов руководства в отношении людских ресурсов.
10. Положительные действия по достижению целей.
11. Среднее время выполнения заявок, требований.
12. Отношение бюджета отдела к численности обслуживаемого персонала.
Подходы к оценке функционирования кадровых служб
Критерии оценки могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Собственно экономическая эффективность:
А) Показатели эффективности (отношение стоимости рабочей силы к полученному результату);
Б) стоимость оцениваемой программы на одного работника;
2. Показатели степени соответствия.
3. Степень удовлетворенности работников:
А) удовлетворенность работников деятельностью службы (например, обучением, оплатой, премиальными, служебным продвижением);
Б) удовлетворенность работника своей работой.
4. косвенные показатели эффективности работы служащих:
А) текучесть кадров;
Б) абсентизм – количество самовольных невыходов на работу;
В) частота заявок о переводе на другие работы;
Г) количество жалоб;
Д) безопасность труда и количество несчастных случаев.
Каждый перечисленный показатель и их комбинация в целом выражают эффективность соответствующих мер. Для оценки достаточности достигаемых результатов их сопоставляют с заранее заданными целями. Например:
- уменьшить трудовые издержки на 3%;
- снизить абсентизм на 2%;
- повысить индекс удовлетворенности на 5% в сравнении с прошлым годом (по результатам опроса мнений работников).
Оценка эффективности управления персоналом может выступать мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого необходимо знать, как она должна осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла.
Оценка функционирования службы управления персоналом требует систематического опыта, измерения затрат и выгод общей программы управления персоналом и сравнения ее эффективности с эффективностью работы предприятия за тот же период. В связи с этим руководителю службы управления персонала следует решить вопрос о том, как следует наилучшим образом организовать саму аналитическую работу, когда и с какой частотой следует проводить оценку и кто должен вести эту работу.
Заключение
В современных условиях в экономике стали происходить существенные изменение в подходах к управлению предприятиями. Возникла необходимость качественного руководства кадрами. Сегодня для преодоления экономического кризиса необходимо управлять сотрудниками компании, а значит, нужно грамотно построить саму систему управления персоналом, учитывая размеры и специфику организации.
Для того, чтобы правильно управлять деятельностью работников, в организациях стали вводиться новые специальные подразделения, сменившие старые отделы кадров - службы управления персоналом.
Службы управления персоналом выполняют обширный комплекс работ, связанных с кадровым составом предприятия. Они выполняют множество функций, связанных с анализом содержания труда на предприятии, подбором и адаптацией персонала, стимулированием развития работников, их обучением и урегулированием конфликтных ситуаций в коллективе организации. Также эти службы занимаются вопросами охраны и режима труда, регулирует взаимоотношения руководителей и подчиненных, проводит юридические консультации, а главное – гарантируют занятость. Последнее – принципиально новый элемент в современной кадровой политике, который упрощает работу служб занятости и устраняет вероятность несправедливого увольнения.
Современный подход к управлению персоналом заключается в интеграции функций, ориентированных на персонал, что позволяет администрации реально управлять этим важнейшим ресурсом.
Организационная структура служб управления персоналом зависит от размера компании, специфики ее деятельности и от состава задач, которые на них возлагаются.
К сожалению, данное положение в целом пока не характерно для российского менеджмента, где персонал по-прежнему рассматривается как издержки, которые, прежде всего и следует сокращать.
В связи с этим возникает объективная потребность в определении дееспособности существующей службы управления персоналом на предприятии, оценке степени ее соответствия постоянно растущим требованиям в области персонального менеджмента. В первую очередь, это необходимо потому, что главная цель деятельности служб управления персоналом в организациях современного типа – приносить фирме прибыль.