Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Экономика персонала (или управление персоналом) является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном использовании персонала.
Персоналом называются все люди, работающие в организациях, в частности на предприятиях, и занятые выполнением соответствующих рабочих заданий. Поэтому в центре внимания находится результативное выполнение заданий, например производство продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление персоналом (готовая контрольная).docx

— 46.78 Кб (Скачать файл)

Личность руководителя можно  рассмотреть с точки зрения трех составляющих: физиологических характеристик; способностей; черт личности.

С возрастом лидера связано  немало вопросов: существуют ли какие-то возрастные нормативы руководства, каков возрастной оптимум для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т.д.

Способности, согласно классификации  личности, разработанной Шоу, делятся на общие (к ним относится интеллект) и специфические (знания, умения и т.д.). В широком смысле под интеллектом понимается совокупность всех познавательных функций человека от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Исследования американского психолога Физелли показали, что отношения между интеллектом и эффективностью руководства носят криволинейный характер, т.е. наиболее эффективными оказываются руководители не с высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные оценки.

К факторам успешной деятельности руководителя относятся:

·   результативность и  желание много работать для достижения намеченных целей;

·   желание и способность  нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;

·   готовность начинать процессы изменений, управлять ими  и использовать в интересах организации;

·   искусство принимать быстрые решения;

·   способность сосредоточиваться на настоящем и будущем;

·   способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их;

·   творческий подход к своей работе;

·   постоянное самосовершенствование  и хорошая общая психическая и физическая форма;

·   умение правильно  использовать свое время;

·   готовность к мотивированию себя и персонала;

·   готовность к политическому руководству;

·   международный кругозор.

Конечно, и это далеко не полный перечень качеств эффективного руководства – их значительно больше.

Индивидуальные качества руководителя Стогдилл объединил в шесть групп:

1) физические характеристики (возраст, внешний вид, рост, вес);

2) социальное происхождение  (образование, социально-экономическое  положение);

3) способности (интеллект,  рассудительность, знания, умение

 выражать свои мысли);

4) личные особенности  (приспособляемость, доминирование,  независимость, оригинальность, уверенность в себе);

5) отношение к задачам  (трудовая мотивация, ответственность,  инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи);

6) социальные способности  и навыки (готовность к кооперации  с другими, популярность, навыки общения) [4, стр. 106].

Прямая зависимость между  отдельными чертами человека и занятием им руководящей должности подтверждается все же достаточно редко, это свидетельствует о том, что на их значимость существенно влияет ситуация.

Важное значение для руководителя имеет авторитет среди подчиненных.

В широком смысле под авторитетом  личности понимается общепризнанное ее влияние на деятельность руководимого ею коллектива, основанное на знаниях, опыте. В узком смысле авторитет – одна из форм осуществления власти.

В авторитете руководителя можно дифференцировать две стороны: авторитет должностной и личный.

Должностной авторитет определяется должностным положением руководителя и закрепляется правами и обязанностями, определяемыми законами, служебными документами и т.д. Основы и сущность должностного авторитета достаточно понятны.

Личный авторитет руководителя складывается на основе его личных качеств, наиболее существенными из которых являются профессиональные, организаторские, деловые, волевые и нравственные качества.

В числе факторов, снижающих  влияние интеллекта на эффективность  руководства, — мотивация руководителя, отношения с вышестоящим начальством, отношения с рабочей группой. Недостаточные мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных (группы) и напряженные отношения с вышестоящим начальником снижают влияние интеллекта руководителя.

В последнее время возникла необходимость владения менеджером не только разнообразными знаниями в  области управления и бизнеса, но также и иностранными языками. Многие бизнесмены, решившие начать дело в нашей стране, учат русский язык.

Наиболее часто упоминаемые  в различных исследованиях личностные черты руководителя, обусловливающие  эффективность руководства приводятся в справочнике Стогдилла: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; стремление к достижению цели; предприимчивость; креативность; ответственность; надежность в выполнении задания; независимость; общительность.

Доминантностъ вызывает ассоциации с такими понятиями, как господство, преобладание, влияние, властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству при любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права.

Имеется в виду понятие  доминантности как способности руководителя влиять на подчиненных. Руководителю крайне необходимо обладать этой чертой, чтобы эффективно управлять людьми. Но при этом он должен находить у них внутренний отклик. В противном случае стремление руководителя доминировать останется не более чем претензией на власть.

Уверенность в себе предполагает, в первую очередь, то, что на руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той "спиной", которая поддержит подчиненного. При таком руководителе проще думать о завтрашнем дне.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость подразумевают, во-первых, необходимость контроля руководителя за своими эмоциональными проявлениями, во-вторых, поиск руководителем  приемлемых средств эмоциональной разрядки.

Стремление к достижению цели и предприимчивость будучи важнейшими атрибутами поведения руководителя в условиях рынка, находятся в тесной связи со склонностью к личному риску. Изучая поведение западных бизнесменов, Макклелланд обозначил ряд особенностей:

— для этих людей наиболее предпочтительны ситуации, в которых  можно брать на себя ответственность и решении проблемы;

— они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно разумные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем;

— людям, стремящимся к  определенной цели, необходима конкретная обратная связь, информирующая их о  том, насколько успешно они справляются с заданием.

Креативность характеризует  способность к творческому решению  задач.

Независимость является важной личностной чертой руководителя. Главное, чтобы руководитель имел свою точку  зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, поддерживал это свойство в подчиненных.

Общительность — умение вступать в контакт с людьми.

При рассмотрении ряда важнейших  личностных черт, способствующих эффективному руководству, нельзя забывать, что с готовым набором этих черт человек не рождается. Все они представляют собой уникальный конгломерат как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий, в которых он живет [4; стр. 137].

 

  1. Основные правила ведения переговоров

 

Переговоры представляют собой обмен мнениями для достижения какой-либо цели. В деловой жизни мы часто вступаем в переговоры: при поступлении на работу, при обсуждении с деловыми партнерами условий хозяйственного договора, условий купли-продажи товара, при заключении договора аренды помещений и т.п. Переговоры деловых партнеров происходят в равных условиях, — переговоры же подчиненного с руководством или директора организации с представителями налоговой инспекции происходят в неравных условиях.

  Переговоры состоят из трех основных стадий: подготовка переговоров, процесс переговоров и достижение согласия. Вот краткая характеристика стадий и этапов деловых переговоров:

1. Подготовка переговоров:

1.1. Выбор средств ведения  переговоров

1.2. Установление контакта  между сторонами

1.3. Сбор и анализ необходимой  для переговоров информации

1.4. Разработка плана переговоров

1.5. Формирование атмосферы взаимного доверия.

2. Процесс переговоров:

2.1. Начало переговорного  процесса

2.2. Выявление спорных  вопросов и формулировка повестки  дня

2.3. Раскрытие глубинных  интересов сторон

2.4. Разработка вариантов  предложений для договоренности.

3. Достижение согласия:

3.1. Выявление вариантов  для соглашения

3.2. Окончательное обсуждение  вариантов решений

3.3. Достижение формального согласия.

 Каждая стадия переговоров  состоит из нескольких этапов [6, стр. 67].

1. Стадия подготовки переговоров  предусматривает осуществление следующих этапов.

Этап 1.1. Выбор средств  ведения переговоров

  На этом этапе выявляются совокупность различных подходов или процедур переговоров, средства, которые будут задействованы при их осуществлении; определяются посредники, арбитраж, суд и др., способствующие решению проблемы; выбирается для обеих сторон подход.

Этап 1.2. Установление контакта между сторонами.

На этом этапе устанавливается контакт по телефону, факсу, электронной почте;  выявляется желание вступить в переговоры и скоординировать подходы к проблеме;  устанавливаются отношения, для которых характерны взаимное согласие, доверие, уважение, часто взаимные симпатии, настроенность на одну волну, развивается переговорное взаимодействие;  договариваются об обязательности процедуры переговоров;  договариваются о подключении к переговорам всех заинтересованных сторон.

Этап 1.3. Сбор и анализ необходимой  для переговоров информации. На этом этапе: выявляются, собираются и анализируются  соответствующие сведения о людях и существе дела, имеющие отношение к предмету переговоров;  проверяется точность данных;  минимизируется вероятность негативного влияния недостоверных или недоступных данных;  выявляются основные интересы всех участвующих в переговорах сторон.

Этап 1.4. Разработка плана  переговоров. На этом этапе: определяются стратегия и тактика, которые способны привести стороны к соглашению;  выявляется тактика, соответствующая ситуации и специфике спорных вопросов, которые будут обсуждаться.

Этап 1.5. Формирование атмосферы  взаимного доверия. На этом этапе: ведется психологическая подготовка к участию в переговорах по основным спорным вопросам; подготавливаются условия для восприятия и понимания информации и минимизируется эффект влияния стереотипов;  формируется атмосфера признания сторонами законности спорных вопросов; создается обстановка доверия и эффективной коммуникации.

2. Стадия процесса переговоров включает следующие этапы.

Этап 2.1. — это начало переговорного  процесса — здесь: представляются участники  переговоров; стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, разделять идеи, открыто предъявлять соображения, желание договориться в мирной обстановке; выстраивается генеральная линия поведения; выясняются взаимные ожидания от переговоров; формируются позиции сторон.

Этап 2.2. Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня. На этом этапе: выявляется область переговоров, имеющая отношение к интересам сторон; выявляются спорные вопросы, которые будут обсуждаться; формулируются спорные вопросы; стороны стремятся к выработке соглашения по спорным вопросам; обсуждение начинается с таких спорных вопросов, разногласия по которым менее серьезны, а вероятность соглашения высокая; используются приемы активного слушания спорных вопросов с получением дополнительной информации.

Этап 2.3. Раскрытие глубинных интересов сторон. На этом этапе: осуществляется изучение спорных вопросов по одному, а затем в комплексе, для того чтобы выявить интересы, потребности и принципиальные отношения переговоров участников переговоров; участники переговоров раскрывают друг перед другом подробно свои интересы, чтобы они были восприняты всеми так же близко, как свои собственные.

Этап 2.4. Разработка вариантов  предложений для договоренности. На этом этапе: участники стремятся выбрать приемлемый вариант из имеющихся предположений для соглашения, либо сформулировать новые варианты; делается обзор потребностей всех сторон, в котором связываются воедино все спорные вопросы; разрабатываются критерии или предлагаются действующие нормы, которыми можно будет руководствоваться при обсуждении соглашения; формулируются принципы для соглашения; последовательно решаются спорные вопросы: вначале наиболее сложные дробят на более мелкие, на которые легче дать приемлемый для сторон ответ; варианты решений выбираются как из предложений, представляемых сторонами индивидуально, так и из тех, которые были разработаны в процессе общей дискуссии.

3. Стадия достижения согласия  включает следующие этапы.

Информация о работе Управление персоналом