Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 16:47, реферат
Управление персоналом как научно-обоснованная практически ориентированная деятельность возникает на стыке интересов работодателя и работника. Работодатель – выступают юридические и физические лица. Работниками могут являться все граждане, которые относятся к трудоспособному возрасту.
К трудовым ресурсам общества относят
Вопросы:
Роль и место персонала в организации
Структура персонала
Лекции. Управление персоналом. ИГМУ, группа 181001.
Тема 1: Персонал организации как объект управления
Вопросы:
1 вопрос
Управление персоналом как научно-обоснованная практически ориентированная деятельность возникает на стыке интересов работодателя и работника. Работодатель – выступают юридические и физические лица. Работниками могут являться все граждане, которые относятся к трудоспособному возрасту.
К трудовым ресурсам общества относятся:
- мужчины от 16 до 59 лет
- женщины от 16 до 54 лет
В состав трудовых ресурсов
входят работающие лица, находящиеся
за пределами трудоспособного
- работодатели
- работники
- безработные
Трудовые ресурсы включают 2 основные группы:
- занятые
- безработные
Безработным признаётся лицо, находящееся в активном поиске работы, готовое приступить к выполнению работы сразу.
Экономически неактивное население (от 15 до 72 лет), лица которые не считаются занятыми и не относятся к категории безработных.
Количество экономически неактивного населения должно сокращаться путём вовлечения в сферу трудовых ресурсов.
Экономически активное население и рабочая сила являются синонимичными понятиями. Рабочая сила в рыночной экономике имеет потребительскую и денежную стоимость. Вся совокупность трудовых ресурсов отношений – это многообразие форм взаимодействий работодателя и работника. Цель коммерческих организаций – получение прибыли.
Некоммерческие организации делятся:
- производство товаров
- предоставление услуг
Вопрос 2
Персонал – ядро любой организации в большей степени, определяющее конкурентоспособность и перспективы развития. Материально-техническая база является неотъемлемой частью любой организации.
Персонал - это личный (кадровый)
состав организации, работающий по найму
на основании трудовых договоров, за
исключением лиц, выполняющих работу
на основании договоров
Производственный персонал – количественно преобладающая категория сотрудников, занятых в сфере производства с преобладающей долей физического труда
Основная группа – высококвалифицированные рабочие, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции в материальном выражении.
Вспомогательная группа – совокупность сотрудников, занятых в сфере обеспечения непрерывного безопасного и максимально эффективного производственного процесса.
Управленческий персонал – совокупность сотрудников, занятых в сфере управления производства с преобладающей долей умственного труда.
Результатом деятельности данной категории будет являться разработка, принятие, внедрение и контроль за исполнением управленческих решений.
Принципиальное отличие руководителей и специалистов заключается в юридически закрепленном праве принятия управленческих решений.
Специалисты – чётко ограничены рамками полномочий и сферой компетенции. Альтернативный персонал - внештатные, временные сотрудники, привлекаемые к работе в период повышенной, производственной нагрузки.
ТЕМА 2. Управление персоналом как фактор жизнеобеспечения предприятия.
Вопросы:
Вопрос 1
До недавнего времени
понятие «Управление
В функциях отдела кадров отсутствовала большая часть того, что сейчас вкладывается в понятие «управление персоналом»
На сегодняшний день управление персоналом представляет собой научно-обоснованную, практико-ориентированную деятельность, направленную на обеспечение потребностей организации в соответствующем квалификационном персонале и его дальнейшее эффективное использование.
Данный вид деятельности составляет весь спектр вопросов, связанных с текущим функционированием персонала, повышение производственной и творческой отдачи, а так же профессионально – квалификационное развитие.
Условно, основной задачей управления персоналом является эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия.
При этом задачей работодателя непосредственно связанной с управлением персоналом будет обеспечение безопасности, сохранения здоровья, и соблюдение санитарно-эпидемиологических и технических требований к трудовым местам.
Система управления персоналом представляет собой совокупность принципов и методов работы с кадрами. Последовательность работ с кадрами включает структурные элементы:
Вопрос 2
Кадровый состав предприятия рассматривается как базовый человеческий ресурс, определяющий конкурентоспособность, возможность развития, эффективность текущей деятельности организации.
Концептуальной основой современной модели управления персоналом является личностно-ориентированный подход.
- неэффективная мотивация
- отсутствие заинтересованности у работника в собственном квалификационном развитии
2. Личностно – ориентированный подход – рассмотрение индивидуально каждого работника в процессе управления персоналом.
Тема 3. Принципы и методы управления персоналом.
Вопросы:
Вопрос 1 .
Принципы УП – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Деятельности по УП базируется на следующих принципах:
1. Научная обоснованность (осуществляется в соответствии с обоснованными научными методами, а так же практическими подходами).
2. Принцип плановости (чёткое
определение в первую очередь
кадровой стратегии,
Планирование финансово-
3. Принцип оптимизации рабочих мест: сочетание прав, обязанностей и ответственности (независимо от должности каждый сотрудник должен понимать стоящие перед ним задачи, сферу своей компетенции и меру ответственности).
4. Принцип объективной мотивации (любое управление – формирование адекватного уровня внутренней мотивации поведения за счет получения стимулов).
5. Принцип демократизации управления ( оптимальное содержание централизации и децентрализации).
6. Единоначалие и
Принципы составляют общую теоретическую основу управления персоналом.
Вопрос 2
Методы управления – совокупность приёмов и способов воздействия на объект управления для достижения целей организации.
Выделяется 3 группы методов управления:
Основаны на прямых директивных указаниях.
Призваны обеспечить внутриорганизационную дисциплину.
Формы реализации административных воздействий в процессе управления - это:
- чёткая адресность директив.
- обязательность исполнения в установленный срок.
- невыполнение требований
как прямое нарушение
Организационное воздействие в процессе управления реализуется путем регламентирования, нормирования и инструктирования, а не только запретов.
Для эффективного социально-психологического воздействия в процессе управления персоналом необходимо знать ролевую структуру коллектива, выстраиваемую на основании психотипов личности и поведенческих моделей.
Приёмы и способы социально-
Эффективное УП предполагает применение всех трёх групп методов. Смещение же акцента в сторону одной какой-нибудь группы будет определяться стилем руководства.
Стили руководства
Стиль руководства – это способ делового общения руководителя с подчиненными, определяющий характер отношений между ними в процессе исполнения служебных обязанностей.
Он определяется критериями:
- формат распорядительного воздействия
- мера жёстокости проявления
- единоначалие руководителя
Минусы:
- отсутствие возможности развития кадрового потенциала
- отсутствие условий для реализации инициатив сотрудников.
Плюсы:
- формирование на предприятии жесткой политики и формирование дисциплины
Данный стиль опирается на использование административных методов управления. Ведёт к злоупотреблению властью.
- коллегиальность в принятии
основных управленческих
Данный стиль руководства является наиболее благоприятным для развития кадрового потенциала организации и сочетает использовангеи методов управления.
40% - экономические
40% - социально- психологические
20% - административно правовые
Наиболее благоприятный стиль руководства для формирования трудового коллектива и позитивного социального климата.
При переходе в крайние формы либерализм приобретает ряд отрицательных характеристик:
- делегирование неограниченных
полномочий на нижестоящие
В реальных условиях стиль
руководства в организации