Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические исследования конфликтов и их типов;
- изучение стилей и стратегий поведения в конфликтной ситуации;
- изучение способов и методов разрешения конфликтов;
- анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.
Введение
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
1.2 Конфликт как процесс
1.3 Типы конфликтов
2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
2.3 Методы разрешения конфликтов
2.4 Поведение и действия руководителя в конфликтных ситуациях
Заключение
Список литературы
Тема: Управление поведением в конфликтных ситуациях
Содержание
Введение
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
1.2 Конфликт как процесс
1.3 Типы конфликтов
2. Способы и методы
поведения в конфликтных
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
2.3 Методы разрешения конфликтов
2.4 Поведение и действия
руководителя в конфликтных
Заключение
Список литературы
Введение
Изучение конфликта имеет
большое значение для организационного
поведения, так как развитие организации
неизбежно связано с
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические исследования конфликтов и их типов;
- изучение стилей и
стратегий поведения в
- изучение способов и методов разрешения конфликтов;
- анализ поведения и
действий руководителя в
В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных ситуациях. Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией. Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. Поэтому полное отсутствием конфликтов в организации - невозможное явление (т.к. люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.).
1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
Приступая к исследуемой теме курсовой работы - управление поведением в конфликтных ситуациях, первоочередным шагом является определение сущности конфликта.
"Конфликт - столкновение
двух или более
"Под конфликтом понимается
столкновение противоположно
"Конфликт представляет
собой стихийно возникающее
Анализ экономической литературы, показывает, что все существующие многообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и пр. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения.
Понятие "конфликт" является синонимом следующих понятий:
• спор, соперничество — дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели;
• единоборство — вооруженный конфликт;
• борьба — столкновение индивидуальных соперников;
• скандал — публичное столкновение или шумная ссора.
В условиях совместной жизни,
работы или схожего бизнеса интересы
всех участников не могут быть все
время согласованными. Основными
точками рассогласования
Для конфликтов часто характерна
неопределенность исхода, что обусловлено
несовпадением интересов
Обычно человек вступает
в конфликт лишь в значимой для
себя ситуации, когда не видит возможности
ее изменить (иногда из солидарности).
Но в большинстве случаев он старается
не осложнять отношений и
Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное.
Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные). Социальные конфликты могут возникать между:
• персоналом (например, рабочими и менеджерами)
• группами лиц (например, между менеджерами различных отделов, рабочими и администрацией);
• структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой — банком, фискальными органами, органами власти, общественными организациями);
• разнородными участниками (например, забастовка энергетиков — конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ).
1.2 Конфликт как процесс
Конфликт можно рассматривать в широком смысле как процесс, состоящий из нескольких этапов.
На первом этапе складывается
конфликтная ситуация, в которой
находятся противоборствующие стороны,
и сами эти стороны имеют определённые
интересы, потребности, цели. Посягательство
одной стороны на какую-либо из потребностей
другой стороны создает социально-
Противоречие, пока еще не перешедшее в конфликт, - конфликтная ситуация. Это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.
Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создашь или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации - возникновение предмета конфликта.
"Предмет конфликта
- это то основное противоречие,
из-за которого и ради
Конфликтная ситуация может
обостриться под воздействием инцидента,
представляющего собой вторую фазу
конфликта. Это событие или
Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта .
Третьей стадией развития
конфликта является кризис и разрыв
отношений между оппонентами. Здесь
происходит открытое противоборство,
часто связанное с созданием
для оппонента помех и
• бойкот (отказ или уклонение от действий в интересах соперников);
• саботаж (сознательное нанесение ущерба другим);
• травля (компрометация соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств);
• словесная агрессия (обвинения, оскорбления, неблаговидные оценки с целью дискредитации противников);
• массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги) и т.д.
Четвертая фаза - окончание конфликта. Результатом конфликта могут быть:
1)перестройка организации
(изменение целей, структуры,
2)распад или обновление коллектива;
3)кадровые перестановки;
4)поиск "козла отпущения"
(одного или нескольких
1.3 Типы конфликтов
Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере. Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными.
Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации. Например, работник по каким-либо причинам не выполняет требований, предъявляемых к нему со стороны организации (некачественно выполняет свои обязанности, нарушает трудовую дисциплину и т.п.).
Организационный конфликт может возникнуть и в результате не качественности должностных инструкций (когда требования к работнику противоречивы, неконкретны), непродуманного распределения должностных обязанностей."
Производственные конфликты, как правило, возникают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами такого рода конфликта могут быть морально устаревшее оборудование, плохое помещение для работы, необоснованные нормы выработки, недостаточная информированность менеджера по тому или иному вопросу и неквалифицированные управленческие решения, низкая квалификация работников и т.д.
"Межличностные конфликты
в основном происходит из-за
несовпадения ценностей, норм
поведения, установок, личной
неприязни друг к другу и
т.п. Эти конфликты могут
Этот вид конфликта также может проявляться как столкновение личностей, когда люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями не в состоянии ладить друг с другом. Такие люди совместно работают плохо, затрачивают много времени на развитие этого конфликта и победу над противником.
Организационный и производственный конфликты носят чаще конструктивный характер и прекращаются, как только решается проблема, вызвавшая столкновение сторон. Межличностный конфликт, как правило, принимает более жесткую форму протекания и носит более затяжной характер.
В теории менеджмента существуют
также следующие типы конфликтов:
внутриличностный, межличностный, между
личностью и группой и
"Внутриличностный конфликт
— своеобразная разновидность
конфликта, которая как бы не
соответствует данному выше
Бывают и другие формы
внутриличностного конфликта. Например,
он может возникнуть в ситуации,
когда цель или же способы ее достижения
вступают в противоречие с ценностями
или определенными
Межличностный конфликт — самый распространенный. Причины его разнообразны и могут иметь производственную или организационную основу или быть чисто психологическими. На производстве это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, рабочее время, одобрение проекта и т.д.
Информация о работе Управление поведением в конфликтных ситуациях