КатьюХолкери отмечает следующие
проблемные зоны реформ:
- отсутствие стратегического
компонента развития в рамках
управления;
- слишком формальный характер
переговоров между министерствами
и агентствами о показателях
эффективности деятельности в
силу нехватки времени;
- многие министерства
считают более важными другие
вопросы, нежели управление эффективностью
деятельности;
- в рамках мониторинга
результатов деятельности готовится
множество докладов, но предпринимается
слишком мало реальных мер6.
В рамках реформы проводился
мониторинг эффективности деятельности.
В процессе мониторинга министерствам
было рекомендовано время от времени (на
регулярной основе) привлекать внешних
экспертов для проведения оценки деятельности
агентств. Таким образом, планировалось
обеспечить соответствие управления эффективностью
деятельности и разработки плановых показателей
современным требованиям.
Одной из новых форм деятельности
финского правительства является управление
программами. Оно используется, в частности,
для более эффективного определения и
решения межотраслевых вопросов в рамках
правительства. При этом наиболее важные
«горизонтальные» приоритеты оформляются
как стратегические программы. У действующего
правительства имеются четыре такие программы:
«Занятость»;
«Предпринимательство»;
«Информационное общество»;
«Участие граждан»7.
В современной Финляндии концепция
управления по результатам получила весьма
широкое распространение как в сфере административно-государственного
управления, так и в сфере бизнеса. Книга
известных финских специалистов по управлению
Т. Санталайнена, Э. Воутилайнена, П. Поренне
и Й. Ниссинена «Управление по результатам»
переведена на многие европейские языки
и пользуется популярностью у специалистов
по управлению. Таким образом, система
управления по результатам деятельности
в Финляндии, в принципе, зарекомендовала
себя как весьма эффективная, хотя государственными
аудиторами и Государственным ревизионным
управлением был отмечен ряд недостатков.
Улучшения требуются в основном в таких
областях, как информация о результатах,
имеющих большое значение для политического
контроля, и определение изъянов в различных
цепочках подотчётности .
Необходимо подчеркнуть, что
Финляндия является одной из передовых
стран ЕС по темпам внедрения технологий
электронного государства. В начале 2001
г. был принят Закон об электронных услугах
в сфере государственного управления.
Финляндия стала первой страной в мире,
принявшей подобный закон. Главная цель
этого закона заключается в том, чтобы
повысить оперативность функционирования
служб государственного управления. Закон
содержит положения о правах, обязанностях
и ответственности органов государственного
управления и их клиентов в сфере электронных
услуг. Кроме того, закон содержит положения
о ключевых требованиях в отношении электронной
идентификации личности граждан. Органы
власти и ведомства, располагающие достаточными
техническими, финансовыми и иными ресурсами,
должны предложить общественности возможность
выбора наиболее удобного им варианта
- отправку электронного сообщения по
указанным электронным адресам или другие
механизмы решения вопросов. Кроме того,
власти должны предоставить общественности
возможность выбора электронной доставки
уведомлений, счетов и других аналогичных
документов и сообщений. Органы власти
могут скреплять свои решения электронной
подписью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные выводы по итогам исследования
сводятся к тому, что в зарубежной практике
управления по результатам ключевыми
факторами успешной системы управления
по результатам являются:
1) Стратегический план
развития регионов. В стратегическом
плане должны быть приведены перечень
приоритетов и целевые установки, ориентированные
на достижение определенных конечных
результатов, выраженных в конкретных
количественно измеримых показателях
социально-экономического развития, которые
необходимо достичь путем проведения
экономической, бюджетной, инвестиционной
и иных политик региона.
2) Эффективная структура
органов исполнительной власти
для реализации государственной
(региональной) политики. Структура
органов исполнительной власти
и создаваемых ими учреждений
должна соответствовать приоритетным
направлениям региональной политики.
По каждому приоритету определяется
тот или иной орган исполнительной
власти, руководитель которого должен
нести всю полноту ответственности
за достижение стратегических
целей развития экономики.
4) Разработанная система
показателей (индикаторов) для оценки
эффективности работы органов
исполнительной власти и достижения
стратегических целей развития
регионов как с количественной, так и с
качественной стороны.
5) Отлаженная система
информационных потоков, позволяющая
оперативно обеспечивать руководителей
органов исполнительной власти
достоверной информацией для
анализа и оценки эффективности
осуществленных бюджетных расходов
и достижения заданных целей
развития экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВЫННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Внедрение сбалансированной
системы показателей /Horvath&Partners; Пер.
с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010 г. 346
стр.
2. Гершун А., Горский М.. Технологии
сбалансированного управления. – М.: ЗАО«Олимп-Бизнес»,
2009.
3. Санталайнен Т., Воутилайнен
Э., Поренне П., Ниссинен Й. Управление по
результатам. - М., 2008г.
4. Стародубровская И.В. Бюджетирование,
ориентированное на результат. Институт
экономики переходного периода. 2008 г. 280
стр.
5.Холкери К. Оценка реформ
в сфере государственного управления
Финляндии . Проблемы теории и практики
управления, 2011г.
6. Шподаренко Д.В., Михайлова
О.И. Бюджетирование, ориентированное
на результат. Сборник научных трудов
СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2009г.
7. http://infomanagement.ru
8. http://www.bibliofond.ru
9.http://bibliotekar.ru
10.http://www.webkursovik.ru
1
http://www.bibliofond.ru
2
Внедрение сбалансированной системы показателей
/Horvath&Partners; Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес
Букс, 2010 г. 245 стр.
3
http://www.bibliofond.ru
4
http://infomanagement.ru
5
Стародубровская И.В. Бюджетирование,
ориентированное на результат. Институт
экономики переходного периода. 2008 г. 143
стр.
6
Внедрение сбалансированной системы показателей
/Horvath&Partners; Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес
Букс, 2010 г. 248 стр.
7
Стародубровская И.В. Бюджетирование,
ориентированное на результат. Институт
экономики переходного периода. 2008 г. 159
стр.