Управление расходами в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирование затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы. Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей управления расходами бюджета социальной сферы.
Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть характеристику социальной сферы;
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Содержание

Введение
Характеристика социальной сферы
Социальная инфраструктура
Содержание и цели управления расходами в социальной сфере
Управление расходоми бюджета в социальной сфере
Управление расходами на образование
Управление расходами в области социально-культурной системы
Управление расходами на здравоохранение, физическую культуру и спорт
Социальная политика: характеристика и управление расходами
Характеристика социальной политики
Управление расходами на социальную политику
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДАМИ.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Содержание и цели управления расходами в социальной сфере

Экономические системы получают статус социально-ориентированных  в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью  перераспределения национального  дохода в пользу нетрудоспособных и  малоимущих граждан на принципах  социальной солидарности. Именно такая концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Российской Федерации. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики. Безусловными стратегическими задачами России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений провозглашены:

  1. Создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;
  2. Улучшение состояния здоровья населения, развития массовой физической культуры, спорта, туризма;
  3. Развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;
  4. Создание цивилизованного рынка труда;
  5. Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;
  6. Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
  7. Проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Бюджет является одним из универсальных механизмов, с помощью которых государство  участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета. Однако вернемся к общим вопросам управления. Нельзя не признать, что стратегия дальнейшего развития отраслей социальной сферы строится с учетом изменений, происходящих в социально-экономических отношениях и государственно-политическом устройстве России: переход на рыночные механизмы экономического развития и преобразования форм собственности, децентрализация управления, возрастание полномочий, самостоятельности и ответственности субъектов РФ по решению финансовых проблем социальной сферы. Можно выделить четыре направления совершенствования управления, напрямую связанных с финансами:

  1. Разграничение компетенции, полномочий и ответственности органов управления всех уровней и обеспечение их эффективного взаимодействия;
  2. Переход от распределительного и директивного к регулирующему управлению;
  3. Развитие принципов автономности хозяйствующих субъектов с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности;
  4. Развитие общественно-государственных форм управления.

При недостаточности  финансовых ресурсов разработке стратегии  управления должно предшествовать решение  таких задач, как выбор приоритетов, выявление и использование новых  источников финансирования, создание организационных экономических  механизмов рационального использования имеющихся средств, обоснованное распределение полномочий по распоряжению ресурсами. Безусловно, задача выбора приоритетов социальной политики относится к компетенции федерального уровня. Если рассматривать этот вопрос с финансовой точки зрения, то приоритетность той или иной социальной проблемы может быть представлена через соотношение средств, направляемых на ее решение. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета страны говорят о заметном росте ассигнований на финансирование социальных расходов и снижение средств, направляемых на государственную поддержку других отраслей экономики.

Одним из механизмов воздействия в области удовлетворения общественных потребностей становится государственный социальный заказ. Новый взгляд на социальную сферу со стороны государства и общества проявляется в том, что государство не является монопольным источником заказа на реализацию социальных услуг. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В заключении отметим, что в своевременных условиях финансовые ресурсы являются одним из главных ограничителей управленческого воздействия на развитие отраслей экономики. Сущность современной стратегии управления финансовыми ресурсами в социальной сфере заключается в необходимости соотносить избранные цели развития с финансовыми возможностями государства. Такой подход к управлению способствует развитию коммерческой инициативы бюджетных учреждений при принятии ими управленческих решений и расширяет круг субъектов, заинтересованных в повышении качества бюджетных услуг.

 

    1. Управление расходами бюджета в социальной сфере

 

2.1. Управление расходами на образование

Вопрос организации  системы образования в государстве  является одним из центральных.

Образование - процесс, в результате которого достигается  усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование - необходимое  условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования - обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Под образованием в Законе  «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и на конкурсной основе - бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ. Расходы на образование распределяются в соответствии с разделом «Образование» и включают в себя расходы на:

  • дошкольное образование;
  • общее образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • переподготовку и повышение квалификаций;
  • высшее профессиональное образование.

Конституция Российской Федерации установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется  бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете. Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования. Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция. За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования. Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта. Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

Расходы на образование  федерального бюджета в 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. запланированы в следующих объемах (Табл. 2.1)

 

Таблица 2.1.

Расходы федерального бюджета на образование в 2013 г. и  на плановый период

2014-2015 гг. (тыс. руб.)

 

 

2013г.

2014г.

2015г.

А

1

2

3

ОБРАЗОВАНИЕ

605 667 539,40

547 728 956,50

572 587 621,70

Дошкольное  образование

7 564 839,40

6 025 493,40

5 680 811,30

Общее образование

67 380 787,50

19 325 189,90

19 047 611,50

Начальное профессиональное

образование

4 339 408,70

4 469 225,10

4 477 099,60

Среднее профессиональное

образование

3 603 306,10

3 625 696,80

3 792 059,10

Профессиональная

подготовка, переподготовка

и повышение  квалификации

6 407 546,90

6 437 240,10

6 469 233,90

Высшее и  послевузовское

профессиональное

образование

477 238 473,70

484 106 114,10

513 536 938,00


 

Продолжение таблицы 2.1.

А

1

2

3

Молодежная политика и

оздоровление  детей

5 293 104,70

5 297 267,20

1 035 565,20

Прикладные научные

исследования в сфере

образования

12 521 722,20

9 426 335,00

9 824 604,70

Другие вопросы  в сфере

образования

21 318 350,20

9 016 394,90

8 723 698,40


 

Запланированные расходы федерального бюджета на образование, таким образом, составят 0,91% ВВП в 2013 году, 0,74%ВВП - в 2014 г. и 0,69% ВВП – в 2015 г. Соответственно, планируется существенное сокращение расходов федерального бюджета на образование как доли от валового внутреннего продукта на протяжении всего планового периода (почти на четверть).

Доля расходов федерального бюджета на образование также сокращается по отношению к общему объему его расходов: с 4,5% в 2013 г. до 3,6% в 2015 г. (в 2014 г. - 3,9%). В течение 2013-2015 гг. планируется существенное изменение структуры расходов федерального бюджета на образование (Таблица 2.2.)

Таблица 2.2

Запланированная структура расходов на образование ФБ на 2013-2015 гг. (в %)

 

 

2013г.

2014г.

2015г.

А

1

2

3

ОБРАЗОВАНИЕ

100,0

100,0

100,0

Дошкольное образование

1,2

1,1

1,0

Общее образование

11,1

3,5

3,3

Начальное профессиональное образование

0,7

0,8

0,8


 

Продолжение таблицы 2.2

А

1

2

3

Среднее профессиональное образование

0,6

0,7

0,7

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение квалификации

1,1

1,2

1,1

Высшее и  послевузовское профессиональное образование

78,8

88,4

89,7

Молодежная  политика и оздоровление детей

0,9

1,0

0,2

Прикладные научные исследования в сфере образования

2,1

1,7

1,7

Другие вопросы  в сфере образования

3,5

1,6

1,5


 

Как видно из таблицы 2.2, в структуре расходов на образование федерального бюджета в 2013-2015 гг. происходят следующие основные изменения:

  • Резко - более чем в 3 раза - сокращается удельный вес расходов на общее образование в общем объеме расходов на образование федерального бюджета: с 11,1% до 3,3%;
  • Еще сильнее уменьшается удельный вес расходов на молодежную политику в общих расходах на образование федерального бюджета - в 4,5 раза;
  • Незначительно растут удельные веса расходов на начальное и среднее профессиональное образование в общем объеме расходов на образование федерального бюджета - на 0,1 п.п.;
  • Немного сокращается удельный вес расходов на дошкольное образование в расходах на образование федерального бюджета: с 1,2% до 1,0%;
  • Практически не изменяется удельный вес расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в расходах федерального бюджета на образование;
  • Заметно сокращаются удельные веса расходов на прикладные научные исследования в сфере образования и на другие вопросы в сфере образования в расходах на образование ФБ: соответственно на 20% и более чем в 2 раза;
  • Основным бенефициаром изменения структуры расходов на образование федерального бюджета является высшее и послевузовское образование, удельный вес которого в них возрастает с 78, 8% до 89,7% (на 10,9 п.п.).

Информация о работе Управление расходами в социальной сфере