Управление рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:24, реферат

Краткое описание

Управление рисками, риск-менеджмент (англ. risk management) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление рисками.docx

— 41.08 Кб (Скачать файл)

Метод "создание системы  резервов" очень близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия. В этом случае на предприятии  создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные  фонды денежных средств, формируются  планы их развертывания в кризисных  ситуациях, не задействуются свободные  мощности, устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи.

Надо отметить, что в  настоящее время обнаруживается явное предпочтение финансовым резервам, которые могут выступать в  форме накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки "горячих" кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использования залогов и  т.п. Следовательно, для предприятия  актуальными становятся выработка  финансовой стратегии, политики управления своими активами и пассивами, организация  их оптимальной структуры и обеспечение  достаточной ликвидности вложенных  средств.

В планах развертывания резервов должно быть задействовано и использование  резервов внутренней среды предприятия, возможностей его самосовершенствования - от обучения и тренинга персонала  в соответствии с его склонностью  к риску до выработки специфической  корпоративной культуры. Руководители предприятия должны выяснить собственный  психологический тип и, если он не соответствует требованиям работы в условиях неопределенности и риска, постараться изменить его. Если руководитель меняет отношение к риску, то уже  одно это может стать фактором высвобождения внутренних ресурсов руководящего персонала, повышающим успешность работы предприятия.

Предприятие, решившее реализовать  в качестве средств борьбы с риском метод активного целенаправленного  маркетинга, должно "агрессивно" формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные  маркетинговые методы и приемы: сегментация  рынка, оценка его емкости; организация  рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных  свойствах продукции и предприятия  в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер  управления издержками и т.п.

Применение перечисленных  методов обычно осуществляется комплексно и зависит от конкретной экономической  ситуации в стране, а также от внутренних установок хозяйствующих  субъектов.

1.3 Основные  виды и направления диверсификации

Как было рассмотрено  выше, одним из методов снижения риска в предпринимательской  деятельности является диверсификация, как распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, непосредственно не связанными друг с другом.

В качестве наиболее важных мотивов диверсификации можно  назвать стремление закрепиться  в растущих отраслях и/или отраслях с высокой нормой прибыли, распределение  риска, использование опыта управления, иногда играют роль налоговые льготы.

Таким образом, в  основе диверсификации лежат три  главные цели: рост, снижение риска  и прибыльность [6, с.443].

Если предприятие  имеет очевидное стратегическое преимущество на растущем рынке, то одно направление деятельности может  оправдывать привлечение всего  внимания и всех денежных средств, имеющихся  в распоряжении руководства предприятия.

Еще в 60-х гг. двадцатого века зарубежными классиками стратегического  менеджмента установлено: крупные  организации прибегают к диверсификации, когда руководство осознает, что  производственные мощности предприятия  и научный потенциал персонала  могут быть также эффективно использованы для освоения, производства и продажи  новых товаров на новых рынках. Рост происходит либо при расширении производства на конкретных предприятиях для работы с теми же покупателями, либо при поиске новых рынков и  поставщиков. Также возможен выход  на новые рынки посредством разработки новой продукции для различных  групп покупателей.

В своей деятельности предприятие может использовать следующие типы диверсификации [16, с.212]:

1) Концентрическая диверсификация - пополнение своей номенклатуры, которые с технической или маркетинговой точки зрения похожи на выпускаемую предприятием продукцию. Например, для строительных фирм, наряду с промышленным и гражданским строительством - строительство коттеджей, гаражей, дачных домиков, торговых павильонов, капитальный и текущий ремонт помещений. Этот вид диверсификации не требует дополнительных значительных вложений в процесс деятельности, так как не будет изменен профиль производства.

2) Горизонтальная диверсификация - пополнение своего ассортимента изделиями или услугами, которые никоим образом не связаны с основной деятельностью предприятия, но могут вызвать интерес у потребителей.

3) Вертикальная диверсификация, характеризующаяся поглощением поставщиков и потребителей (включая систему торговли) Преимуществом данной формы диверсификации является контроль над всей цепочкой производства - от сырья до готового продукта. Чаще всего вертикальная диверсификация связана с переработкой какого-либо основополагающего ресурса (например, нефти).

3) Конгломератная диверсификация - пополнение своего ассортимента, изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и сферам деятельности. На практике чаще всего встречается использование горизонтальной диверсификации.

Именно конгломератная диверсификация используется основной массой предприятий в настоящее  время. Этот механизм используется, прежде всего, для нейтрализации негативных финансовых последствий несистематических  видов рисков. Вместе с тем, он позволяет  минимизировать в определенной степени  и отдельные виды систематических  рисков. Принцип действия механизма  диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации.

Основными направлениями  диверсификации, которые можно целесообразно  использовать в предпринимательской деятельности, являются следующие:

Диверсификация  рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках (когда неудача на одном компенсируется на другом) и распределение поставок между многими потребителями (желательно равномерно для обеспечения устойчивости производственно-сбытовой деятельности);

Диверсификация  закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие с многими поставщиками. Это позволяет ослабить зависимость предприятия от окружения, от ненадежности отдельных поставщиков. При нарушении графика поставок даже по объективным обстоятельствам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства) предприятие сможет переключиться на работу с другими поставщиками. Конечно, это усложняет работу отделов материально - технического снабжения и сбыта и вызывает их сопротивление. Поэтому руководство предприятия должно контролировать число своих поставщиков и потребителей;

Диверсификация  инвестиционного портфеля. При формировании инвестиционного портфеля рекомендуется отдавать предпочтение реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта. Если все же приходится работать с одним-двумя партнерами, то желательно распределить или рассредоточить риск. В этом случае в договоре должно быть четко предусмотрено разграничение сфер деятельности и ответственности. Непременным условием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью. Диверсификация инвестиций включает:

Диверсификацию  валютного портфеля фирмы, которая  предусматривает выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют. В процессе этого  направления диверсификации обеспечивается снижение финансовых потерь по валютному  риску предприятия.

Диверсификацию  депозитного портфеля, предусматривающую  размещение крупных сумм временно свободных  денежных средств на хранение в нескольких банках. Так как условия размещения денежных активов при этом существенно  не меняются, это направление диверсификации обеспечивает снижение уровня депозитного  риска портфеля без изменения  уровня его доходности.

Диверсификацию  кредитного портфеля. Она предусматривает  разнообразие покупателей продукции  предприятия и направлена на уменьшение его кредитного риска. Обычно диверсификация кредитного портфеля в процессе нейтрализации  этого вида риска осуществляется совместно с лимитированием концентрации кредитных операций путем установления дифференцированного по группам  покупателей кредитного лимита.

Диверсификацию  портфеля ценных бумаг. Обычно в стандартный  портфель входят ценные бумаги, имеющие  альтернативные цели.

Диверсификация  программы реального инвестирования предусматривает включение в  программу инвестирования различных  инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий инвестиционной риск в программе.

Диверсификация  хозяйственной деятельности. Под ней понимается увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, предприятия разных регионов и т.д. Все это способствует снижению риска, обретению экономической устойчивости и самостоятельности.

Диверсификация  видов финансовой деятельности предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций - краткосрочных финансовых вложений, формирование кредитного портфеля, осуществление реального инвестирования, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений.

С целью выяснения  причин проведения диверсификации производственно-хозяйственной  деятельности на предприятиях необходимо проанализировать преимущества и недостатки данной стратегии. Основные преимущества диверсификации вытекают из возможности  с ее помощью обеспечивать надежную защиту от рисков, а также добиваться синергии и повышать ценность предприятия.

Характеризуя  механизм диверсификации в целом, следует  отметить, что он избирательно воздействует на снижение негативных последствий  отдельных рисков. Обеспечивая несомненный  эффект в нейтрализации комплексных рисков несистематической группы, он не дает эффекта в нейтрализации подавляющей части систематических рисков, в первую очередь инфляционного и налогового. Поэтому использование этого механизма носит на предприятии ограниченный характер. Кроме того, на практике диверсификация может не только уменьшить, но и увеличить риск. Увеличение риска происходит в случае, если предприниматель вкладывает средства в область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. В этом случае необходимо удерживаться от соблазна, поддерживать неудачный бизнес за счет прибылей, получаемых в других областях деятельности, так как подобная практика может привести к тому, что вся прибыль будет потрачена на убыточную отрасль.

Таким образом, диверсификация - это метод управления рисками  дающий возможность предприятиям получение  дохода от вложения средств в определенные проекты не связанные с основной деятельностью. Использование диверсификации может спасти предприятие от банкротства и позволит продолжить функционировать.

 

 


Информация о работе Управление рисками