Управление рисками в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:03, доклад

Краткое описание

Успешная деятельность банка в целом в значительной мере зависит от избранной стратегии управления рисками. Цель процесса управления банковскими рисками заключается в их ограничении или минимизации, поскольку полностью избегнуть рисков невозможно.
Рисками можно и нужно сознательно управлять, руководствуясь такими правилами:
все виды рисков взаимосвязанные;
уровень риска постоянно изменяется под влиянием динамического окружения;

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 27.53 Кб (Скачать файл)
    1. Управление рисками в банковской сфере

Успешная деятельность банка  в целом в значительной мере зависит  от избранной стратегии управления рисками. Цель процесса управления банковскими  рисками заключается в их ограничении  или минимизации, поскольку полностью  избегнуть рисков невозможно.

Рисками можно и нужно  сознательно управлять, руководствуясь такими правилами:

  • все виды рисков взаимосвязанные;
  • уровень риска постоянно изменяется под влиянием динамического окружения;
  • риски, на которые натыкаются банки, непосредственно связанные с рисками их клиентов;
  • банкиры должны стараться избегать рисков даже больше, чем другие предприниматели, поскольку они работают не с собственными, а с чужими деньгами.

Чтобы достичь успехов  в той сфере деятельности, которая  характеризуется повышенной рискованностью, банкам необходимо создавать и развивать  системы управления рисками. С их помощью руководство банка сможет проявить, оценить, локализовать и проконтролировать  тот или другой риск.

Система управления рисками  состоит из рассмотренных дальше элементов и подсистем:

  • управление активами и пассивами;
  • реализация кредитной политики;
  • установление нормативов и лимитов;
  • ценообразование продуктов и услуг;
  • управленческий учет и финансовый анализ;
  • требования к отчетности и документообороту;
  • организация информационно-аналитической службы;
  • распределение полномочий в процессе принятия решений;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • служба безопасности.

Степень сложности системы  оценивания риска должны отвечать степени  рискованности среды, в котором  работает банк. Системы следует создавать  заранее, поскольку потери через  их недостаток могут значительно  превысить расхода на их создание и внедрение. Типичным примером такой  системы есть система кредитных  рейтингов, с помощью которой  оценивают кредитный риск заемщиков  за разными областями, видами предоставленных  ссуд, направлениями кредитования, типами заемщиков (юридическое или  физический лицо) и т.п.. Система кредитных  рейтингов помогает руководству  банка установить об(рунтовану процентную ставку, которая включает компенсацию  за взятый банком риск.

Процесс управления рисками  состоит из таких этапов:

  1. идентификация - осознание риска, определение причин его возникновения и рискованных сфер;
  2. квантификация - измерение, анализ и оценивания величины риска;
  3. минимизация - снижение или ограничение рисков с помощью соответствующих методов управления;
  4. мониторинг - осуществление постоянного контроля за уровнем рисков с механизмом обратной связи.

Сложность практической реализации первого этапа процесса управления рисками зависит от источника возникновения и характеристики риска. Механизм принятия управленческих решений в банковском учреждении имеет не только идентифицировать риск, а и разрешать оценить, какие риски и в какой мере может взять на себя банк, а также определять, оправдает ли ожидаемая доходность соответствующий риск. Идентификация и анализ риска на качественном уровне есть необходимой, тем не менее еще не достаточной процедурой.

Важно выявить величину того или другого риска, т.е. провести его квантификацию и эта задача решается на втором этапе управления. Количественное оценивание уровня риска - это важный этап процесса управления, который должных включать оценивание реального (фактического) риска, а также установление границ допустимого риска для отдельных банковских операций, организационных подразделов и финансового учреждения в целом. При этом следует оценить и риски освоения новых рынков, банковских продуктов и направлений деятельности.

Риск экономических решений  оценивается ожидаемыми потерями, которые  являются следствиями данного решения. Степень риска измеряется потерями (убытками), которые могут произойти  в случае реализации этого риска, а также вероятностью, с которой  эти потери могут состояться. Когда  вероятность потерь высокая, а размер их малый или наоборот - убытки маловероятные, хотя и оцениваются как значительные, то риск считается невысоким (малым). Итак, методы оценки риска, которые  формализуют процесс измерения  и расчетов, должны определять три  основные компонента риска [6, c. 83]:

  • размер (величина) - сумма возможных потерь;
  • вероятность наступления отрицательного события;
  • продолжительность периода влияния риска.

Вероятность наступления  определенного события определяется по помощи объективных и субъективных методов.

Объективные методы определения  вероятности основываются на вычислении частоты, с которой в прошлому происходило рассматриваемое событие. Это методы теории вероятностей, экономической  статистики, теории игр и другие математические методы.

Субъективные методы опираются  на использование оценок и критериев, сформированных на основании предположений, собственных соображений и опыта  менеджера, оценок экспертов, суждений консультантов, советов консалтинговой фирмы и т.п.. Субъективные методы применяются тогда, когда риски  не подвергаются количественному измерению  — квантификации.

Для оценки величины финансовых рисков банка в основном используются три группы показателей:

  • статистические величины (стандартное отклонение, вариация, дисперсия, коэффициент бета);
  • косвенные показатели рискованности деятельности, вычисленные, как правило, в форме финансовых коэффициентов по данным публичной отчетности;
  • аналитические показатели (индикаторы), предназначенные для оценки конкретного вида риска (валютного, процентного, кредитного, инвестиционного, несбалансированной ликвидности и т.п.) в процессе внутреннего анализа деятельности банка.

 

 

 

 

 

2. Выявление рисков  с помощью опросных листов

    Выявление риска  занимает определяющее место  в системе управления риском. Прежде всего речь идёт об идентификации отдельных источников риска и оценке связанного с ними пуска. Для получения исходной информации используется один или несколько базовых методов, включающих:

  • стандартизированный опросный лист;
  • финансовые документы;
  • текущую документацию;
  • диаграмму организационной структуры;
  • карты потоков, отражающие технологические потоки производственных процессов;
  • персональные инспекционные посещения производственных подразделений;
  • консультации со специалистами, как работающими в самой организации, так и внешними.

Чаще всего используются стандартизированные опросные листы.

Существуют два типа опросных листов. Универсальный (стандартизованный) опросный лист содержит в себе позиции общего характера и годится для большинства типов производств. Это и преимущество, и недостаток такой формы опроса. Преимущество заключается в том, что предлагается некая универсальная форма, которая охватывает все стороны деятельности предприятия. Однако никакой универсальный вопросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия. Специализированные опросные листы разрабатываются обычно для конкретных видов деятельности с учетом их особенностей и детализации отдельных положений. 
   Мировая практика показывает, что стандартизованные опросные листы чаще всего разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных, которые после этого становятся доступны для всех членов такой ассоциации. В частности, в США широко распространены опросные листы, разрабатываемые Американской ассоциацией менеджеров (American Management Association) и публикуемые с одобрения Общества управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society).      В таком листе обычно содержится более 500 вопросов.

Пример опросного листа:

СТАНДАРТНЫЙ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

    1. Общая информация
    2. Финансовые и административные данные
    3. Данные об управлении предприятием
    4. Сведения о территориальной структуре и расположении объекта
    5. Сведения о персонале и проживающем вблизи населении
    6. Описание технологии производства
    7. Перечень имущества (кроме транспортных средств)
    8. Перечень транспортных средств
    9. Данные о страховании объектов
    10. Информация об убытках в результате аварий и отказов оборудования
    11. Данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях
    12. Дополнительные сведения

 
    Каждый раздел опросного листа должен включать подробный перечень вопросов, позволяющий составить полное представление о структуре и количественных показателях объекта.

 К преимуществам такого  способа сбора сведений относится  то, что при грамотном составлении  вопросов на них может ответить  даже служащий, не имеющий достаточного  опыта в области выявления  рисков. Отдел или подразделение  по управлению риском должно  обеспечить рассылку таких опросных  листов во все подразделения  и территориальные единицы предприятия (филиалы, отделения) с дальнейшим их анализом и обработкой. 
Существенным недостатком стандартных опросных листов является то, что они не стимулируют респондентов выявлять характерные для их подразделения особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Балдин К.В. Управление рисками: уч. пособие для вузов - Юнити, 2008
    2. Воронин Ю.М. Управление банковскими рисками –М: НОРМА, 2007.
    3. Коробова Г.Г. Банковские риски и управление –М: НОРМА-М, 2005.
    4. Пикфорд Д. Управление рисками. - Вершина, 2007

 


Информация о работе Управление рисками в банковской сфере