Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:13, контрольная работа
Управление трудом, трудовыми и материальными ресурсами, равно как и информационными ресурсами, отнюдь не новые понятия, с которыми мы имеем дело. Однако существенные сдвиги в рыночной экономике и ее динамичное развитие заставляют последовательно изучать и формировать различные оптимизационные модели управления трудовыми ресурсами. Управление появляется там, где необходимо наладить или осуществить какой-либо процесс. Оно формируется там, где хотя бы два человека объединяются для достижения общей цели, при этом возникает необходимость в координации их совместной деятельности, и одному приходится брать на себя обязанности руководителя, управлять, а другому становиться подчиненным и исполнять все его распоряжения.
Введение 2
1. Сущность и характеристика человеческих ресурсов 3
2. Основы управления человеческими и трудовыми ресурсами 7
Заключение 16
Список использованной литературы 19
Содержание
Введение 2
1. Сущность и характеристика человеческих ресурсов 3
2. Основы управления
Заключение 16
Список использованной литературы 19
Введение
Управление трудом, трудовыми и материальными ресурсами, равно как и информационными ресурсами, отнюдь не новые понятия, с которыми мы имеем дело. Однако существенные сдвиги в рыночной экономике и ее динамичное развитие заставляют последовательно изучать и формировать различные оптимизационные модели управления трудовыми ресурсами. Управление появляется там, где необходимо наладить или осуществить какой-либо процесс. Оно формируется там, где хотя бы два человека объединяются для достижения общей цели, при этом возникает необходимость в координации их совместной деятельности, и одному приходится брать на себя обязанности руководителя, управлять, а другому становиться подчиненным и исполнять все его распоряжения. Человек существует и действует в определенной среде. Эту среду образуют другие люди, материальные объекты, как естественные, так и искусственно созданные, и, наконец, процессы, отражающие взаимодействие между людьми, вещами, между теми и другими. Деятельность по упорядочению и координации этих процессов составляет содержание управления.
Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе – повышение уровня и качества жизни населения. Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей народного хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.
1. Сущность и
характеристика человеческих
Трудовые ресурсы - это люди в трудоспособного возраста, как занятые, так и не занятые в хозяйственной деятельности. В России это мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет.
Трудовой коллектив - это группа людей, работающих на одном предприятии, объединенная общими целями и принципами работы.
Трудовые ресурсы - это совокупность всех людей, работающих на фирме. Персонал компании - это все люди, работающие по найму, за исключением руководства. Кадры - это работники, официально числящиеся в штате. Для простоты данные понятия объединяют в одно персонал, характеризующийся численностью и структурой.
Численность - это количество сотрудников, которые заняты или должны быть заняты на данном предприятии. Численность может быть плановой (нормативной) и списочной (фактической). Категории списочной численности работников:
1) постоянные: принятые на предприятие без ограничения срока работы или по контракту на срок более одного года;
2) временные: принятые на предприятие на срок до двух месяцев или с целью замещения отсутствующего работника на период до четырех месяцев;
3) сезонные: устроенные на сезонную работу на срок до шести месяцев.
Структура персонала включает в себя классификацию по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.
На основании выполняемых задач персонал подразделяется на две категории
Управление человеческими ресурсами представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития трудовых ресурсов.
Цели подсистемы управления формированием человеческих ресурсов.
1) своевременное и качественное обеспечение предприятия соответствующими кадрами;
2) создание условий для
максимальной реализации
Задачи подсистемы управления формированием человеческих ресурсов
1)прогнозирование и
4) адаптация вновь прибывших
работников; 5) подъем эффективности
выполняемых работ; 6) повышение качества
деятельности работников; 7) повышение
качества деятельности
Сущность подсистемы управления формированием трудовых ресурсов заключается в предоставлении работникам возможности получения и повышения образования, ротации кадров и делегировании полномочий, планировании и развитии карьеры и многом другом. Данная подсистема расширяет функции отдела кадров, что требует от его работников обширного спектра знаний в сферах производства, экономики, психологии, юриспруденции и др. Подсистема управления развитием человеческих ресурсов приобретает все большее значение
Эффективность работы предприятия обусловливается не только количеством человеческих ресурсов, но и соответствием квалификации и способностей работников занимаемым ими должностям.
Формировать кадровый состав следует в соответствии со следующими показателями:
1) фактической численностью работников, включающей постоянных и временных работников, а также совместителей;
2) составом работников
по характеру выполняемых
3) составом работников
по социально-демографическим
4) квалификационным уровнем человеческих ресурсов.
Эффективность использования человеческих ресурсов оценивается следующими показателями:
1)объемом производства (прибылью) на одного работника; 2) производительностью труда за единицу времени в натуральном и стоимостном выражении; 3) затрачиваемым временем на производство единицы продукции. Данный показатель используется в случае ориентации производства на один вид продукции и организации сферы услуг; 4) текучестью кадров; 5) показателем абсентеизма (отношением потерянного работниками рабочего времени к общему количеству рабочих часов за определенный период); 6) потерянной производительностью (произведением добавленной стоимости в час на количество потерянных часов, от неявки сотрудников на рабочие места); 7) коэффициентом внутренней мобильности (отношением числа сотрудников, подвергшихся ротации за определенный период, к среднему количеству сотрудников за тот же период); 8) общими издержками предприятия на оплату деятельности работников, включающую налоговые отчисления; 9) долями издержек на рабочую силу в общем объеме затрат; 10) издержками на одного сотрудника (отношением доли издержек на оплату труда к количеству работников на предприятии за определенный период); 11)издержками на оплату труда за один производительный час (отношением общих затрат на оплату труда к общему числу рабочих часов).
С целью увеличения эффективности использования человеческих ресурсов, особенно на крупных предприятиях, создается отдел кадров, который занимается разработкой возникающих потребностей в работниках, их набором и отбором.
Условия успешного управления человеческими ресурсами: 1) четкость и достижимость поставленных целей; 2) глубина, объективность и комплексность анализа воздействия на систему управления человеческими ресурсами и организацию в целом; 3) ясность и взаимосвязанность планов работы организации, а также обеспеченность их всеми видами ресурсов; 4) соответствие уровня квалификации персонала выполняемой работе; 5) совместное участие предельно большого количества сотрудников в разработке и реализации стратегических планов; 6) высокое качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности; 7) внедрение и использование современных средств труда и технологий; 8) делегирование полномочий, создание гибких условий труда. Необходимо обогащать труд, особенно создавать социально-психологический климат, недостаток которого способствует формированию высокой степени конфликтности между сотрудниками.
Факторы оценки профессионализма управления человеческими ресурсами: 1) профессиональная подготовка работников; 2) компетентность и мотивация профессиональной деятельности; 3) организационная среда реализации профессионализма.
В связи с расширением и усложнением системы управления человеческими ресурсами в России возникает необходимость совершенствования системы подготовки руководителей, создания условий проявления профессионализма. Правительство проводит с этой целью активную политику. Рабочие занимаются созданием материальных ценностей или услуг производственного характера.
Они в свою очередь подразделяются на: основных, непосредственно занятых созданием товара (услуги), и вспомогательных, занятых обслуживанием рабочих мест и оборудования.
Служащие - это работники, занимающиеся преимущественно умственным трудом.
Классификация служащих: 1) руководители образуют администрацию и подразделяются на: руководителей всего предприятия (высшее звено), руководителей подразделений (среднее звено), руководителей, работающих с непосредственными исполнителями (низшее звено); 2) специалисты занимаются разработкой указаний, отданных руководителями (экономисты, бухгалтеры, инженеры, юристы и др.); 3) другие работники занимаются подготовкой, обработкой, учетом, контролем и архивацией документов (секретари-референты, кассиры, техники и т. д.).
Структура персонала характеризуется профессиональным и квалификационным составом и компетентностью. Профессия (специальность) - это совокупность знаний и умений, приобретенных в процессе специальной подготовки и позволяющих выполнять соответствующие виды деятельности.
Квалификация - это объем знаний, позволяющий выполнять определенный уровень работ.
Компетентность - это степень приобретенных человеком профессиональных качеств.
Виды компетентности:
1) функциональный (профессиональные знания и способность их реализовать);
2) интеллектуальный (аналитическое мышление);
3) ситуативный (умение действовать по обстоятельствам);
4) социальный (коммуникабельность и умение добиваться поставленных целей).
2. Основы управления
человеческими и трудовыми
Управление появляется вместе с обществом там, где хотя бы два человека объединяются для достижения общей цели, возникает необходимость в координации и их совместной деятельности, и одному приходится брать на себя обязанности руководителя, управлять, а другому становиться подчиненным и исполнять все его распоряжения. Человек существует и действует в определенной среде. Эту среду образуют другие люди, материальные объекты, как естественные, так и искусственно созданные, и, наконец, процессы, отражающие взаимодействие между людьми, между вещами, между теми и другими. Деятельность по упорядочению и координации этих процессов составляет содержание управления. Объектом управления в организации являются люди, их социальное положение и взаимосвязи, деятельность в виде производства, планирования, контроля и т.п., развитие самой организации, совершенствование ее структуры, системы управления и т.д. Направитель управленческого процесса называется субъектом управления. Поскольку управление – сознательная деятельность, то его субъектом, в конечном счете, всегда будет человек или группа людей.
Сущность любого явления выражается в его функциях, т.е. тех задачах, для решения которых оно предназначено. Согласно теории Анри Файоля, существует пять функций управления:
Планирование. Реализуя данную функцию, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет планы и программы.
Организация – создание фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией.
Координация трудовой деятельности людей. Фирма живет людьми, а их совместной деятельностью необходимо управлять.
Мотивация: чтобы управление
людьми происходило нормально, сопровождалось
высокой активностью
Контроль призван
С ростом конкуренции, совершенствованием технологий, борьбой за потребителей и качество продукции изменились и требования к работнику. Главным здесь является признание высокой социальной ответственности, лежащей на всех сотрудниках организации и в первую очередь на управляющих. Это потребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими (трудовыми) ресурсами, человеческим потенциалом, где способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться этими ресурсами становится главным фактором успеха организации.
Трудовые ресурсы (труд) – это совокупность физических и умственных способностей людей, применяемых ими в процессе создания экономических благ. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию экономических благ, необходимых для удовлетворения потребностей отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом. Для учета лиц, непосредственно занятых в общественном производстве, а также граждан, не работающих в данный момент, но имеющих желание трудиться, используется такое понятие, как «экономически активное население», или «рабочая сила».
Марксистская политическая экономика под рабочей силой понимает способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил, которые используются им в процессе производства экономических благ. В современной экономической науке рабочая сила – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. По отношению к этой группе населения также применяется такой термин, как «экономически активное население». При таком подходе рабочая сила и экономически активное население рассматриваются как слова-синонимы.