Управление человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Человек планирует свое будущее (карьеру) , основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить.

Содержание

Введение 3
Управление деловой карьерой персонала 4
1. Карьера: понятия и её этапы 4
1.1 Виды карьеры 4
1.2 Этапы карьеры 8
2. Управление деловой карьерой 11
2.1 Продвижение работников в фирме 11
2.2 Управление карьерой персонала на внутрифирменном рынке труда 13
3. Служебно-профессиональное продвижение 15
3.1 Этапы служебно-профессионального продвижения 15
Задачи 19
Задача 1 19
Задача 10 19
Задача 15 20
Задача 19 21
Задача 20 21
Задача 27 22
Тест 23
Заключение 28

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная УЧР.docx

— 176.98 Кб (Скачать файл)

В деятельности службы управления персоналом по планированию карьеры работников происходит наиболее гармоничное совмещение интересов и целей фирмы (гарантирование вложений в подготовку работников, обеспечение их лояльности интересам фирмы, уменьшение текучести, эффективное использование) с индивидуальными интересами и целями самих работников (удовлетворение потребностей в самоуважении и признании, в достижении независимости) . Это позволяет сформировать продуктивные и устойчивые отношения между ними. Потому работа по планированию карьеры строится на индивидуальном подходе к возможностям профессионального продвижения и роста.

Одну из гипотез по управлению карьерой персонала выдвинул Г, В, Ф, Оствальд:

Гипотеза Оствальда 

В 1909 г. немецкий ученый Г. В. Ф. Оствальд (1853-1932 гг.) на основе исследования творческих биографий великих ученых обнаружил, что высоких результатов добились люди с разными и даже противоположными типами характера. При этом некоторые из них по проявлениям своего характера воспринимались окружающими, как люди заурядные. В своей книге “Великие люди” Оствальд сформулировал гипотезу, что нужно выявлять не то; какие черты характера лучшие для высоких результатов, а то, какие условия способствуют в наибольшей степени достижению этих результатов 
[1; с. 351].

Сегодня гипотеза Оствальда  получила широкое теоретическое  и практическое подтверждение.

Для управления персоналом вывод из нее следующий. В условиях роста творческих начал в труде руководству следует избегать унифицированных способов организации и мотивирования труда и больше заботиться об индивидуальном подходе к стимулированию работников, создавая тем самым для каждого из них наиболее благоприятные условия.

Управление карьерой работников в определенной степени  является естественным продолжением и  результатом всей деятельности службы управления персоналом. Данный процесс  начинается уже на этапе найма, в  ходе которого претенденту должна быть представлена полная и достоверная информация о возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная программа подготовки и повышения квалификации работников обусловливает реализацию планов по построению карьеры: повышение в должности, перемещение и т.п.

Организация работы по планированию и реализации карьеры работников включает: • ознакомление работников с имеющимися в фирме возможностями продвижения в виде программ обучения и консультаций по индивидуальным планам повышения квалификации; • регулярное информирование и консультирование по открывающимся в фирме возможностям обучения и вакантным местам; • разработку программ поддержки и психологического консультирования, противодействующих кризисам карьеры; • перемещение работников по трем направлениям:

продвижение вверх по ступеням квалификационного или  служебного роста 

горизонтальное перемещение (ротация)

понижение.  

 

 

2.2 Управление  карьерой персонала на внутрифирменном  рынке труда

Хорошо организованная работа во всех сферах управления персоналом, позволяющая фирме не только обеспечивать себя квалифицированными работниками, но и строить на этой основе целостную политику подготовки и продвижения работников внутри фирмы, получила название внутрифирменного рынка труда.

Создание внутрифирменного рынка труда позволяет фирме  в определенной мере быть независимой от колебаний внешнего рынка трудовых ресурсов. Однако формировать такой рынок в полном объеме, как правило, могут позволить только крупные корпорации, имеющие возможности ориентироваться на сохранение и развитие потенциала каждого сотрудника и создающие для этого условия. Основной задачей, которую решает организация внутрифирменного рынка труда, является сохранение накопленного в фирме опыта и квалификации, предотвращение их утечки и страхование вложений в подготовку работников.

Условием эффективности  внутрифирменного рынка труда становится непрерывное обучение и повышение  квалификации работников, позволяющие планировать и строить их продвижение в фирме. В учебных центрах, создаваемых для этого, проводится разветвленная и тщательно организованная работа по целому ряду направлений:

- совершенствование горизонтального перемещения кадров, создание целевых рабочих групп и комитетов в целях обмена опытом и информацией;

 - расширение бригадных форм работы (“кружков качества” и т.п.) в целях реализации рационализаторских предложений и создания новой продукции;

- пересмотр трудовых функций работника с усилением его ответственности за результаты, обогащение труда и т.п.

К недостаткам внутрифирменного рынка труда можно отнести  ослабление конкуренции работников, так как при решении вопросов их продвижения основным критерием является не индивидуальные характеристики, а стаж работы в фирме.

Чтобы эффективно управлять  своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы. На рис. 2 приводится примерная структура личного плана карьеры руководителя.

Рассмотрим содержание личного жизненного плана карьеры  руководителя, который состоит из трех основных разделов:

-оценка жизненной  ситуации

-постановка личных  конечных целей карьеры

-частные цели и  планы деятельности.

Рис. 2 Примерная структура  личного жизненного плана карьеры  руководителя [3; с. 94].

В организациях в рамках системы управления персоналом складываются подсистемы управления деловой карьерой и кадровым резервом, функции которых выполняют: дирекция, отдел кадров, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, профсоюзные комитеты, консультативные центы.

 

 

3. Служебно-профессиональное продвижение

3.1 Этапы служебно-профессионального  продвижения

Понятия "служебно-профессиональное продвижение" и "карьера" являются близкими, но неодинаковыми. Термин "служебно-профессиональное продвижение" является наиболее привычным для нас, так как термин "карьера" в нашей специальной литературе и на практике фактически не использовался.

Под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе) , которые сотрудник потенциально может пройти.

Под карьерой же понимается фактическая последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе) .

Совпадение намеченного  пути служебно-профессионального продвижения и фактической карьеры на практике происходит довольно редко и является скорее исключением, чем правилом.

Рассмотрим систему  служебно-профессионального продвижения  на примере линейных руководителей  организации, сложившуюся в нашей  стране. Система предусматривает  пять основных этапов подготовки линейных руководителей: Первый этил - работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на практику из других вузов. Специалисты подразделений управления персоналом совместно с руководителями соответствующих подразделений, где проходят практику студенты, проводят подбор студентов, наиболее способных и склонных к руководящей работе, и готовят их к конкретной деятельности в подразделениях организации.

Студентам, успешно прошедшим  подготовку и практику, выдается характеристика-рекомендация для направления на работу в соответствующие подразделения данной организации. Молодые специалисты, не проходившие практику в данной организации, при приеме на работу тестируются и им оказывается консультационная помощь.

Второй этап - работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию. Молодым специалистам назначается испытательный срок (от одного до двух лет) , в течение которого они обязаны пройти курс начального обучения (подробное знакомство с организацией) . Кроме обучения для молодых специалистов предусматривается стажировка в подразделениях организации в течение года.

На основе анализа  работы молодых специалистов за год, участия их в проводимых мероприятиях, характеристик, выданных руководителем  стажировки, подводятся итоги стажировки и делается первый отбор специалистов для зачисления в резерв выдвижения на руководящие должности. Вся информация об участии специалиста в системе служебно-профессионального продвижения фиксируется в его личном деле и заносится в информационную базу данных о кадрах организации [6; с. 171].

Третий этап - работа с линейными руководителями низшего звена управления. На этом этапе к отобранным линейным руководителям низшего звена (мастера, начальники участков) присоединяется также часть работников, окончивших вечерние и заочные вузы, успешно работающих в своих коллективах и прошедших тестирование.

В течение всего периода (2-3 года) с данной группой проводится конкретная целенаправленная работа. Они замещают отсутствующих руководителей, являются их дублерами, обучаются на курсах повышения квалификации. После завершения этапа подготовки на основании анализа производственной деятельности каждого конкретного руководителя проводится вторичный отбор и тестирование.

Успешно прошедшие второй отбор руководители предлагаются для  выдвижения на вакантные должности  начальников более крупных подразделений, их заместителей, предварительно пройдя стажировку на этих должностях, или зачисляются в резерв и при появлении вакансий назначаются на должности. Остальные работники, прошедшие подготовку, продолжают работать на своих должностях; возможны их горизонтальные перемещения.

Четвертый этап - работа с линейными руководителями среднего звена управления. На данном этапе к уже сформировавшейся группе молодых руководителей присоединяются действующие перспективные начальники цехов и их заместители. Работа строится по индивидуальным планам. За каждым назначенным на должность руководителя среднего звена закрепляется наставник-руководитель высшего звена для индивидуальной работы с ним.

Руководитель-наставник специалисты подразделений управления персоналом на основании проведенного анализа личных качеств и профессиональных знаний, навыков претендента совместно составляют для него индивидуальный план подготовки. Как правило, это программы обучения по основам коммерческой деятельности, деловым взаимоотношениям, передовым методам управленческого труда, экономики и юриспруденции. На этом этапе подготовки предусматривается стажировка линейных руководителей среднего звена управления в передовых организациях с подготовкой программ мероприятий по улучшению деятельности своей организации (подразделения) .

Ежегодно проводится тестирование руководителей среднего звена, которое выявляет их профессиональные навыки, умение управлять коллективом, профессионально решать сложные производственных задачи. На основании анализа результатов тестирования конкретного руководителя выносятся предложения о дальнейшем продвижении его по службе.

Пятый этап - работа с линейными руководителями высшего звена управления. Назначение руководителей на высшие посты - это сложный процесс. Одну из главных трудностей составляет выбор кандидата, удовлетворяющего многим требованиям. Руководитель высшего звена управления обязан хорошо знать отрасль, а также организацию. Он должен иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных социально-экономических и политических ситуациях.

Ротация, то есть перемещение из одного подразделения организации в другое, должна начинаться заблаговременно, когда руководители находятся на должностях низового и среднего звена управления. Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена должен осуществляться на конкурентной основе. Его должна осуществлять специальная комиссия, состоящая из руководителей высшего звена (директоров производств, филиалов, главных специалистов и т. и.) с участием специалистов соответствующих подразделений управления персоналом и привлечением при необходимости независимых экспертов.

 

 

Задачи

Задача 1

Численность трудоспособного  населения на начало года составила 1 млн. чел., работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет – 40 тысяч чел. В течение года в составе трудоспособного населения произошли следующие изменения: вступило в рабочий возраст 250 тысяч чел., прибыло из других областей 90 тысяч чел., вовлечено для работы в народном хозяйстве 20 тысяч чел. пенсионного возраста, перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 200 тысяч чел. трудоспособного возраста, 15 тысяч пенсионеров перестали работать, выбыло в другие регионы 75 тысяч чел. трудоспособного возраста. Рассчитайте общий прирост трудовых ресурсов региона.

Решение:

1) Общий прирост трудовых ресурсов найдём как   , где

Eт – естественный прирост трудовых ресурсов за год;

Cт – миграционный прирост трудовых ресурсов за год.

2) Eт = население, вступившее в трудоспособный возраст – население, выбывшее из трудоспособного возраста

Eт = (250000+20000) – (200000+15000)=55000 (чел)

3) Cт= число прибывших трудовых ресурсов – число выбывших трудовых ресурсов

Ст = 90000 – 75000 = 15000 (чел)

4) (чел)

Ответ: общий прирост трудовых ресурсов – 70 тысяч человек.

Задача 10

Численность занятых – 90 млн. чел., численность безработных  – 10 млн. чел. Месяц спустя из 90 млн. чел., имевших работу, были уволены  и ищут работу 0,5 млн. чел.; 1 млн. из числа  безработных прекратили поиски работы. Определить 1) численность занятых; 2) количество безработных; 3) фактический  уровень безработицы.

Решение:

1) Численность занятых: 90 – 0,5 = 89,5 (млн. чел)

2) Количество безработных: 10 + 0,5 – 1 = 9,5 (млн. чел)

3) Уровень безработицы  найдём по формуле:

, где Бф – численность безработных, определённая по методологии МОТ на основании выборочных обследований населения;

Эа – численность экономически активного населения.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами