Управлению маркетинговой деятельностью на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, руководство должно заложить в годовой план контрольные показатели в разбивке по месяцам и (или) кварталам. Во-вторых, необходимо организовать замеры показателей рыночной деятельности фирмы. Для этого используются инструменты финансовой, бухгалтерской и управленческой отчетности компании. В-третьих, необходимо выявлять причины несоответствия плановых и реальных показателей деятельности. В-четвертых, руководство компании должно предпринимать меры по корректировке деятельности фирмы и ликвидации разрыва между поставленными целями и достигнутыми результатами.

Особое внимание следует уделить приемам и методам контроля за выполнением планов.

Анализ возможностей сбыта заключается в замерах и оценке фактических продаж и валового дохода в сопоставлении с плановыми. Источником информации может служить маркетинговые отчеты подразделений сбыта или данные бухгалтерской отчетности.

После анализа рыночных показателей необходимо выяснить количество ресурсов, которое тратиться на достижение полученных результатов. Инструментом этого типа контроля служит анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом. Причем, желательным является получение аналогичных данных у основных конкурентов. Основными внутренними источниками служат маркетинговые отчеты, а внешними – данные коммерческой разведки и аудита расходов на рекламу и маркетинг конкурентами.

Благоприятная картина, полученная в результате проведения трех предыдущих этапов, может быть значительно откорректирована в результате наблюдения за отношением клиентов. Основными инструментами, применяемыми на этом этапе контроля, являются маркетинговые исследования, система клиентских жалоб и предложений, потребительские панели и опросы клиентов.

Корректирующие действия, предпринимаемые в процессе осуществления маркетингового контроля, носят, как правило, тактический характер. Однако, следует помнить, что многие решения стратегического характера вначале выглядят как текущие или временные. Перед принятием тех или иных корректирующих действий следует предпринять попытку планирования результатов планируемых мероприятий. Для этого используются методы статистического учета и экономического моделирования.

Анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом, который является составной частью контроля годового плана, позволяет судить об эффективности сбытовой политики компании.

 

2. Исследование системы управления  маркетинговой деятельностью ООО «Компания «Юнивест Маркетинг.»

 

 

ООО «Компания «Юнивест Маркетинг» основана 28 июня 1994 года. Деятельность предприятия регулируется Законом Украины «Про предприятие», уставом, а также другими нормативными документами и законодательными актами. Предприятие является самостоятельным хозяйственным объектом с правами и обязанностями юридического лица. Предприятие имеет право заниматься хозяйственной деятельностью, исходя из целей и заданий, составлять договора, нести ответственность согласно своей обязанностей. Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, обеспечивает социальное развитие и стимулирование работников за счет накопленных средств, несет полную ответственность за результаты собственной хозяйственной деятельности и выполнение возложенных на себя обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом, банками, а также перед трудовым коллективом согласно действующему законодательству.

Предприятие создано с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, которая направлена на пополнение рынка товарами и услугами для максимального удовлетворения потребностей населения и реализации на базе получения прибыли  социальных и экономических интересов основателей и членов коллектива.

Предприятие создано и действует в виде общества с ограниченной ответственностью. В качестве учредителей компании выступают компания «Юнивест Трайдинг» (Германия) и ООО «Информ» (Украина).

Основным видом деятельности ООО «Компания «Юнивест Маркетинг» является изготовление полиграфической продукции и оказание полиграфических услуг.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отображается в балансе предприятия. Имущество предприятия, включая взносы основателей, произведенную продукцию, полученный доход являются исключительной собственностью основателей, которые имеют право распоряжаться им самостоятельно, продавать или передавать третьим лицам.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

  • денежные и имущественные взносы основателей;
  • доходы, полученные от хозяйственной деятельности, реализации продукции и услуг;
  • доходы от акций, ценных бумаг, депозитных вкладов и вкладов в капитал других предприятий;
  • кредиты банков и других кредитных организаций;
  • другие источники, не запрещенные действующим законодательством.

Предприятие осуществляет учет всей своей деятельности, контроль за ходом производства продукции и услуг, ведет оперативный бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке установленном законодательством.

Основные показатели деятельности ООО «Компания «Юнивест Маркетинг» в 2000-2001 году приведены в таблице 1.1. Часть показателей получена из бухгалтерской и статистической отчетности предприятия, другие показатели рассчитаны на их основе.

Таблица 1.1 - Показатели хозяйственной деятельности ООО «Компания «Юнивест Маркетинг» в 2010-2011 году

№ пп.

Показатель

Единица измерения

2 010 г.

2 011 г.

Темпы роста, %

1

Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

тыс. грн.

35 852,00

49 501,40

138,07

2

Налог на добавленную стоимость

тыс. грн.

5 161,00

7 835,00

151,81

3

Налог на рекламу

тыс. грн.

56,00

78,90

140,89

4

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

тыс. грн.

30 635,00

41 587,50

135,75

5

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

тыс. грн.

24 714,00

34 066,30

137,84

6

Валовая прибыль

тыс. грн.

5 921,00

7 521,20

127,03

7

Другие операционные доходы

тыс. грн.

1 369,00

1 971,10

143,98

8

Административные затраты

тыс. грн.

2 711,00

3 050,10

112,51

9

Затраты на сбыт

тыс. грн.

1 641,00

3 319,80

202,30

10

Другие операционные затраты

тыс. грн.

1 175,00

1 525,60

129,84

11

Финансовый результат от операционной деятельности

тыс. грн.

1 763,00

1 596,80

90,57

12

Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения

тыс. грн.

1 763,00

1 596,80

90,57

13

Налог на прибыль от обычной деятельности

тыс. грн.

-

479,00

-

14

Финансовые результаты от обычной деятельности

тыс. грн.

1 763,00

1 117,80

63,40

15

Чистая прибыль

тыс. грн.

1 763,00

1 117,80

63,40

16

Количество работающих

чел.

385

496

128,83

 

В том числе:

       

17

Административно-управленческого персонала

чел.

138

149

107,97

18

Производственного персонала

чел.

247

347

140,49

19

Производительность труда

тыс. грн.

145,15

142,66

98,28

20

Средняя заработная плата

грн.

551,73

590,69

107,06


 

Данные приведенной таблицы позволяют отследить динамику результатов хозяйственной деятельности компании за два предыдущих года. В общем наблюдается положительная тенденция роста валового и чистого дохода. Однако дальнейший анализ таблицы позволяет сделать выводы об источниках такого роста. Темпы роста затрат на сбыт готовой продукции были выше, чем рост валового и чистого дохода. Другим источником является рост численности управленческого и производственного персонала компании, хотя темпы роста количества персонала были более низкими, чем темпы роста дохода, но производительность труда в отчетном периоде снизилась.

В компании «Юнивест Маркетинг» отсутствует единая служба маркетинга, а затраты на рекламу и стимулирование сбыта носят разовый и бессистемный характер. Такое положение дел позволяет сделать вывод о том, что весь рост затрат на сбыт продукции был получен за счет увеличения операционных затрат на содержание отделов продаж. Этот вывод подтверждает и тот факт, что в 2010 году в компании существовал один отдел, а к концу 2011 года – три отдела, которые структурно входили во вновь сформированный департамент продаж. Оценить целесообразность и эффективность данного мероприятия для компании можно будет, только проанализировав данные последующих периодов.

Специфика хозяйственной деятельности компании заключается в том, что вся производственная деятельность строится на позаказном принципе. Задача поиска заказчиков возложена на отделы продаж. Вся производимая продукция реализуется заказчику полностью, таким образом компания практически не имеет остатков нереализованной продукции на складе.

Как и в большинстве молодых компаний, всей маркетинговой деятельность на начальных этапах руководил генеральный директор, который сосредоточил в своих руках, практически, все маркетинговые функции. Такая маркетинговая политика компании была оправдана в связи с высокой профессиональной подготовкой генерального директора, а также с точки зрения экономии ресурсов и поддержания единого и динамичного стиля развития компании. Однако, по мере роста компании, генеральным директором все больше внимания отдавалось вопросам общего управления компанией, и все меньше внимания вопросам финансового менеджмента, снабжения, логистики, маркетинговой деятельности.

В 2010 году компания была реструктуризирована и получила дивизионную структуру. Дивизионы компании получили названия «департаментов». Во главу департаментов были назначены директора, которые вместе составляют совет директоров под руководством генерального директора.

В настоящий момент компания включает в себя следующие департаменты:

  1. департамент продаж;
  2. департамент снабжения и логистики;
  3. департамент кадров;
  4. департамент производства;
  5. финансовый департамент.

К сожалению, ни одно из существующих подразделений не занимается непосредственно вопросами маркетинговой деятельности компании в целом. Отдельные маркетинговые функции выполняются менеджером по маркетингу департамента продаж. Однако общее руководство маркетинговой деятельностью на предприятии отсутствует.

На этом фоне актуальность рассмотренной темы для самой компании очень высока, так как позволяет пересмотреть отношение руководства компании к маркетинговой деятельности в целом и отдельным ее аспектам.

Основную деятельность «Юнивест Маркетинг» ведет на рынке полиграфических услуг по допечатной подготовке, печати и послепечатной доработке полиграфической продукции. Подавляющее большинство клиентов компании в настоящий момент относятся к следующим сегментам:

  • рекламной полиграфии;
  • книжно-журнальной полиграфии;
  • бумажно-беловой продукции.

Вряд ли найдется эксперт, который однозначно определит границы рынка рекламной, книжно-журнальной полиграфии и бумажно-беловой продукции. Причин тут несколько:

размытость терминов и отсутствие их однозначного толкования. Например, некоторые операторы рынка относят к рекламной полиграфии всю продукцию, вплоть до визиток. А можно ли отнести к рекламной полиграфии, например, корпоративные папки, фирменные бланки или тампо-печать на ручках и футболках? Рынок же журнальной полиграфии достаточно разнообразен. Его сегментируют и по качеству исполнения, и по тиражу, и по предназначению издания, и по периодичности выхода;

большая часть полиграфических компаний, например, рассматривает бумажно-беловую продукцию как сопутствующее, а не основное направление деятельности, и не выделяет его из общего денежного потока;

рынок полиграфических услуг в целом находится в аморфном состоянии. Основные операторы рынка не устоялись. Относительно низкая конкуренция во всех сегментах рынка и универсальность оборудования позволяют достаточно быстро менять специализацию типографий и вид выпускаемой продукции.

Конкуренция на рынке полиграфических услуг достаточно высокая, но несколько однобокая. Она обусловлена, как и везде на украинском рынке, не большим количеством предложений, а скудностью бюджета клиента. Другими словами, имеет место кризис псевдо перепроизводства в условиях недостатка минимально необходимой покупательной способности клиента. Эта особенность ситуации на рынке и порождает фирмы-однодневки, которые, спекулируя на желании клиента сэкономить как можно больше, печатают с очень низким качеством и примитивной послепечатной доработкой, «развращая» тем самым и клиента и конечного потребителя.

На динамике развития рынка полиграфии, как и на всех остальных рынках, сильно сказываются общеэкономические спады и подъемы. Отечественный производитель товаров и услуг, который пока вяло и неохотно выступает заказчиком ввиду отсутствия средств, имеет достаточно слабое понимание о том, что можно сделать с бумагой, кроме как «согнуть». Но отечественный производитель – это именно тот резерв, который существует у рынка полиграфии. Другими словами, после того, как отечественный заказчик «созреет» до вложения значительных средств в рекламу, ведущим операторам рынка придется заниматься еще и формированием его вкуса к хорошим изделиям.

Сезонные колебания рынка полиграфических услуг – неизбежный процесс, с которым приходится мириться. Пик продаж приходится на осень – начало зимы и весну.

Рынок бумажно-беловой продукции имеет другой характер сезонности. Пик продаж приходится на конец весны и лето. Небольшой рост наблюдается в январе. Это направление полиграфических услуг как раз и получило свое развитие в «Юнивест Маркетинге», благодаря другому характеру сезонности.

 

2.1 SWOT-анализ

 

 

SWOT-анализ представляет собой перечень сильных и слабых сторон компании, а также перечень возможностей и угроз. Как уже отмечалось выше, SWOT-анализ является составным элементом, как стратегического маркетингового аудита, так и стратегического плана компании.

Наиболее удачной формой составления SWOT-анализа автор считает форму, которая используется киевской консультационной компанией «BDO Баланс-Аудит». Основные принципы такого анализа были опубликованы в журнале «Компаньон» [10. С. 49-55].

Приведенный ниже SWOT-анализ составлен в виде таблицы и содержит не только перечень возможностей и угроз, а также перечень сильных и слабых сторон компании.

 

Таблица 1.2 - Матрица SWOT-анализа компании «Юнивест Маркетинг»

 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

 

Большой опыт в организации персональных продаж

Высокий уровень организации управленческого учета

Наличие высококвалифицированного производственного персонала

Налаженная система поставок сырья, материалов и оборудования

Недостаточный уровень клиентского сервиса

Недостаточный уровень развития каналов товародвижения

Средняя позиция в доле рынка

Неадекватный рыночной ситуации стиль руководства и структуры компании

Отсутствие системы стратегического планирования

Возможности (О)

SO-стратегия

WO-стратегия

Расширение рынка образовательных услуг за счет старшего поколения

Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе

Увеличение количества домохозяек в связи со снижением занятости среди женщин

Увеличение покупательной способности населения

Увеличение количества предпринимательских структур

Расширение номенклатуры бумажно-беловых товаров

Развитие системы персональных продаж для оптовых покупателей бумажно-беловой продукции

Увеличение производственных мощностей по изготовлению журнальной продукции

Создание и распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности компании

Создание единой службы маркетинга на предприятии

Увеличение рыночной доли компании за счет создания новых товаров и завоевания новых сегментов рынка

Угрозы (Т)

ST-стратегия

WT-стратегия

Замедление темпов экономического развития

Увеличение налогового пресса

Рост цен на целлюлозу, в связи с сокращением площадей лесов и изменения экологической ситуации

Развитие технологии электронных коммуникаций

Создание системы учета и снижения затрат

Применение сырья из искусственной целлюлозы

Создание системы электронных продаж

Расширение каналов товародвижения

Создание системы обратной связи с клиентами компании

Развитие технологий и продуктов без использования бумажного сырья

Информация о работе Управлению маркетинговой деятельностью на предприятии